Кирдык американской мечте

Режиссер Сэм Мендес. В ролях: Кевин Спейси, Аннет Бенинг.

Американская красота, или «кирдык» Американской мечте.

«- А Вы зачем пошли служить в армию?
— Ну, сержант, на это у меня есть три причины: во-первых, я патриот, во-вторых, я люблю свою страну, а в-третьих, меня заставили!»
Цитата из фильма.

«Кирдык», о котором предупреждали Алексей Балабанов с братом Багровым, действительно пришел в Америку.

Восемь номинаций «American Beauty» на «Оскар» говорят о всеобщем ликовании по этому поводу или… о циничной привычке приручать своих бунтарей?
Начиная с полоумного Фореста, закралась догадка в кинематографическое сердце Америки о желательности и всеоправданности успеха! Я не говорю, что раньше об этом не догадывались, но «оскароносный кинематограф» — свидетельство массового прозрения.
Работа — это какое-то непрерывное изнасилование. К этой мысли рано или поздно приходят все. Можно рыдать и бить себя по щекам, как Кэролин (как я после первого и последнего дня работы рекламным агентом), а можно, сбросив с себя обнаглевшего насильника, и самому попытаться того тр…ть.

«Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа! Чем ничтожнее твое бытие, тем больше твое имущество. Всю ту долю жизни и человечности, которую отнимает у тебя политэконом, он возмещает тебе в виде денег и богатства», —  писал К. Маркс, между прочим.

Может быть, в годы своей хипповой молодости Лестер прочел эту цитату, но только сейчас ее вспомнил?
Фильм разрушает почти все устоявшиеся клише.

Впервые наркодилер романтичен и умен: «Иногда в мире столько красоты, что кажется, что ты не выдержишь, и сердце разорвется!»

А будущая фотомодель мудра и стыдлива: «Так или иначе, все, о чем мы мечтаем, в конце концов, и происходит».

Однако   родители жалки и отвратительны, как всегда. Но это уже тинейджеровская правда на все времена. Одни деятельно отвратительны, как Лестер: «Посмотрите на меня, я мастурбирую в душе, и это будет высшей точкой моего дня», а другие — пассивно, как мама Рика, лишенная воли к жизни своим мужем, полковником Фиттсом — латентным гомосексуалистом.

Как и предупреждал Григорий Климов (советский полковник), подавленное стремление к половому извращению является социально опасным. Так что извращайтесь на здоровье!

Неврастеники и неудачники-родители еще смеют учить своих детей своим безрадостным истинам.
Мама — дочке: «Самый важный урок в жизни: ни на кого нельзя рассчитывать, кроме себя самой».
Папа — сыну: «Нельзя делать то, что ты хочешь. В жизни существуют правила».

Это  неправда. На самом деле, умница-Рики понял, что «за каждым предметом стоит божественная сила, и эта божественная сила мне говорит, что бояться нечего».
В одной новелле Стефана Цвейга есть мысль, что смерть приходит лишь тогда, когда ты правильно разгадал все жизненные загадки, и только-только стал на правильный путь. Америка «выросла» и поняла, что главная награда для героя — не выжить, а именно — по-гречески, по-советски умереть.

Смерть — это не то, чего надо бояться, а то, что надо заслужить.

Марина ОБЛОМОВА