«Я постараюсь объяснить вам, как отличать плохое кино от хорошего» — обратился режиссёр Александр Расторгуев к собравшимся в одной из аудиторий ЮФУ вчера 27 февраля.
Тема выступления: «Документалистика как лаборатория творческих методов кинематографа». Организатор: сообщество «Лекториум».
Первоначально был объявлен показ КИНОПРОБ К ФИЛЬМУ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ» АЛЕКСАНДРА РАСТОРГУЕВА. Но что-либо пробовать запретил ПРОДЮСЕР КАРТИНЫ (не бывший Станислав Чумаков, а нынешний – Александр Роднянский).
Сайт «Артхаус»: «Роднянский совсем недавно дал интервью, в котором объяснял, что зарабатывать можно не только на фильмах, которые много стоят и идут сотнями экранов, но скорее на фильмах, которые стоят мало, но имеют успех. Поэтому не удивительно, что Роднянский решил продюсировать революционный проект, который придумали Александр Расторгуев и Павел Костомаров, режиссеры документального кино.
Придумали они вот что: кино без режиссера. Расторгуев с Костомаровым провели большой кастинг в Ростове-на-Дону и раздали нескольким людям камеры, чтобы они снимали себя и свою жизнь сами. Кроме того, эти люди получали ряд драматургических заданий, из выполнения которых должен сложиться фильм, впервые снятый руками не оператора и режиссера, а самих героев».
Интересно, что в только что показанном ростовском фильме «Нереальный кастинг» декларируется принцип кино без оператора: режиссёр Руслан Кечеджиян даёт камеру герою, чтобы снимал он своих друзей. Только фильм игровой. И герой-оператор оказывается очень профессионально снимает. Никаких тебе трясущихся от страха неумения планов и правильные ракурсы.
Оператор, как участник действия, иногда просто оставался в стороне – например – в эротической сцене ОН и ОНА. На тестовом обсуждении кинолюбы тоже озаботились судьбой оператора.
А в интернете (в частности в сети «В контакте» на страничке главного героя картины Александра Саликова в альбоме «На работе» — сегодня 3 марта во всяком случае) полно фотографий со съёмочных площадок «Кастинга», где с камерой отец режиссёра – Эдуард Кечеджиян!
Меня сильно удивило это. Вспомнила своё же с Русланом Кечеджияном интервью: «Вопрос: А кто же оператор?
Руслан Кечеджиян: Оператор – один из героев – Игорь Стребков. Он снял всё на выданную ему камеру». («Сегодня власть денег, ментов и чиновников»)
Мифологизация – прекрасный, историей любимый приём. Мешает только утечка фотоинформации. Художественная провокация – что может быть лучше?
Поскольку и Расторгуев и Кечеджиян на первоначальном этапе составляли одну творческую команду, то теперь очень интересно посмотреть развитие художественного боя Руслана с головой Расторгуева.
Но вернёмся к «артхаусному» изложению: «Поскольку в этих историях, как в пьесах Чехова, сколько-то там пудов любви, проект получил название «Я тебя люблю». Его первая презентация прошла под хохот и аплодисменты большого зала в ЦДХ на Фестивале новой культуры».
Второй показ – в СПБ в книжном магазине «Порядок слов». А третью, заново перемонтированную (но опять-таки черновую) версию Расторгуев и Костомаров показали в московском клубе «Цвет ночи» в Валентинов день – 19 февраля.
Кадры из фильма «Я тебя люблю».
«Компания показа»: накануне там была Людмила Гурченко с новым фильмом «ПЕСТРЫЕ СУМЕРКИ». А на следующий день – британская «Яркая звезда» — один из самых страстных и обсуждаемых фильмов года, номинированный на «Оскар», первый показ в Москве.
Роднянский не поленился прилететь из Германии, где участвовал в работе Берлинского фестиваля, ради представления «Я тебя люблю».
Вчера Расторгуев сказал мне, что показ в «Цвете ночи» устроили по просьбе одного из олигархов страны. Но в клубе оказалось непредвиденно много гостей и Роднянский счёл коммерчески не правильными продолжать показы рабочих материалов дальше.
Поэтому в родном городе Расторгуев и прочёл лекция на другую тему: о новшествах, продвинувших документалистику вперёд.
На примере картины «Нанук с севера» 1922 года, режиссёра Роберта Флаэрти — о том скачке, который заставил киношников покинуть съёмочные павильоны и забросить дорогостоящие декорации и отправиться «в жизнь», на натуру.
И второй важный эволюционный шаг — Флаэрти понял, что можно проживать жизнь вместе со своими героями.
На примере фильма «Старше на 10 минут» 1978 года, режиссёра Герца Франка — о том, как маленькая находка – вмонтированная лампочка в спинку кресла позволила подсвечивать лица детей и о принципе непрерывной съёмки – 10 минут плёнки – 10 минут съёмки – 10 минут проживания.
В данной короткометражке – ребёнок смотрит спектакль в театре. «Лишение девственности в искусстве – самое важное» — сформулировал режиссёр Расторгуев.
Некоторые мысли Расторгуева тезисно: «Главная задача художника – придумать вопрос миру».
«В основе хорошего фильма лежит акция – что-то такое, что ты делаешь с миром, а не с кино: спрашиваешь «Кто ты?» у человека в тёмном лифте или бросаешь атомную бомбу в свою семью».
«Идеальный сценарий – Евангелие — есть абсолютно все типы героев».
«Гениальным считаю фильм «Взгляните на лицо» Когана – потому что в неигровом кино очень важна портретность».
«Человечество делится на уколотых искусством и неуколотых искусством».
«Если человек перестаёт удивляться – он умирает. При этом он может оставаться добрым, позитивным, умным, но мёртвым».
«У Косаковского есть акция – 78 минутный фильм, снятый из окна квартиры, выходящей на перекрёсток! Он задал миру правильный вопрос: «А смогу ли я?» Смог – невероятно интересно смотреть, как тополиный пух переходит дорогу, как бабка собирает в авоську снег.
У него же не менее гениальна работа – «Среда» — день рождения героя. И он исследует, как с неба спускаются 85 душ – родившихся в этот день».
«Каждый из вас, придумав акцию, сможет снять кино. Это самое трудное – придумать. Мне удалось придумать только дважды. Но вот продюсеры испугались…
Если у вас получится — советую подумать о том, что где есть женский образ в центре внимания – там акциозность искусства удаётся!».
Видеоряд лекции улучшил своим присутствием Иван Мирошниченко – будущий герой фильма «Я тебя люблю» — с мега-украшенной флэшкой на шее и в очках, которые он сделал собственноручно из люстры. Да будет свет из глаз! Ваня, кажется, в постоянном творении: на литературный вечер в Музей Современного Искусства поэтов Виктора Бондарева и Кирилла Сафронова он пришёл с коробкой детского пластилина и, пока читали стихи, лепил свою поэзию. Иван мне напоминает героя Гаэль Гарсиа Берналя из «Науки сна» Мишеля Гондри.
Иван Мирошниченко
Саша: «Итак, в истории мирового кинематографа было всего несколько принципиальных открытий: монтаж, натурные съёмки, ручная камера, компьютерная графика.
Могу – если хотите показать мою работу. Мы с коллегой изобрели документальный мюзикл. Не планировав! Вдруг увидели, что наши персонажи по ходу съёмок начали петь! И единственное, что потом мы дописали им музыку Петр Назаретов, Жора Ермольников и Майкл Найман (но он об этом не знает и вы ему об этом не говорите, пожалуйста).
По техпричинам фильм не захотел показаться аудитории и поэтому дальше смотрели запланированное: «Наша мама – герой» 1979 года режиссёра Николая Обуховича. Картину, по мнению брежневского правительства, «искажающую образ соцтруда», разрешили выпустить на экран только десять лет спустя. После чего «Наша мама» получила несколько призов на фестивалях, у в ростовской аудитории – бурные аплодисменты, хотя аудитория визуально была 20+.
К разочарованию, после этого, Расторгуев выразил надежду, на то, что у публики не будет к нему вопросов! Публика деликатно смолчала.
Расторгуев: «Мейерхольд определял искусство как одну из форм насилия. Я вас сначала помучил, а теперь приглашаю на премьеру фильма «Я тебя люблю» в Ростове в мае».
Фильм не будет «вторым» — после «Кастинга», потому что и «Кастинг» не первый. Хотя его так и позиционируют: «первый ростовский фильм».
Влад Ветров и Роман Нестеренко
Но в 1999 году в Ростове Роман Нестеренко и Влад Ветров сняли фильм «Куба далеко». На деньги ростовской группы компаний ALL, с музыкой ЗАПРЕЩЁННЫХ БАРАБАНЩИКОВ, с актёрами местными и звёздами приглашёнными на условиях «энтузиазма почти что» — так писал «Город N».
Позже были «Раздетые» Кирилла Серебренникова — производство трк «ДОН ТР» и московской студии «Пеликан» ростовчанина же Сергея Жигунова. Главная мужская роль — Гарик, то есть Игорь Мужжухин — ростовчанин и женская — Вера Новикова (Москва).
Но и в «Кубе» и в «Раздетых»оператором был Эдуард Кечеджиян!
Эти два примера — только то, что мне припомнилось. Но, наверняка, было же что-то и до 1999 года?
Галина Пилипенко прошла на лекцию без студенческого билета.
28.02.2010
Комментарии
#1 Диоптрий 2010-03-05 22:47
Весьма любопытно! Интересно, вошло ли в фильм то, что я наснимал камерой, выданной мне Александром? Вообще он, безусловно, схитрил: ничего не было сказано о том, что эти кадры могут войти в фильм. Камера выдалась (дорогущая сонька и исключительно под честное слово!) как бы с целью посмотреть, что у меня есть интересного, а потом бы может быть что-то с этим придумалось бы… Как назло всю неделю, что камера была у меня лил дождь и была куча работы.
К тому же неожиданно возникшие личные проблемы тоже не способствовали съёмочному процессу. Тем не менее пару часов видео я отснял. Но даже если оно и не вошло в фильм — всё равно чертовски интересно!
Сделать из любительского видео более-менее смотрибельное кино — очень не простая задача. Лично у меня просмотр хоумвидео вызывает зевоту уже через 3 минуты просмотра. Ждём премьеры!