«Му-му». Утраты Ивана Скрипкина
Персональная выставка ростовского фотографа Ивана Скрипкина «Му-Му» — еще одна попытка поколения, родившихся в 80-х, заговорить в полный голос о нищих духом, о прискучившем поп-корне политических обещаний и удручающей немоте каждого. Фотовыставка «Му-Му» проходит с 19 ноября в Донской Публичной Библиотеке.
Человеческий глаз быстро привыкает ко всему: к фантастической оптике 3D-формата, экзотическим краскам чужих ландшафтов и даже к непридуманным фейерверкам взрывов, взрыхляющих почву бесчисленных полигонов современных войн. Так же и сердце, предназначенное жить, привыкает к утратам. Но только не взгляд и сердце художника. Привычка антиэстетична. Искусство возникает там, где привычка поругана и попрана, где она взломана пристрастным, неравнодушным отношением таланта. Фотовыставка «Му-Му» работает с феноменом привычки. Непреднамеренность взгляда, его мимолетная «случайность» выхватывает из фактуры повседневности то, что стало ее стершейся частью, вросло и вжилось. Кадры эти не шокируют, в них нет репортажной остроты и провокации. Напротив, увиденное нами на снимках Ивана Скрипкина почти банально. Обрубленное дерево, упирающееся в пустое небо ампутированными конечностями. Сломанная кукла. Пожилая женщина, отстраненно наблюдающая за сюжетом строительного бума в соседнем дворе. Непотопляемая красота природы: подсолнух, нагло расцветший у мусорного бака. Бессловесные животные. Немота. Таков и эффект повседневности 2000-х: плеер в ушах, беззвучный мир, несущийся мимо. Автоматизация жизни, расчерченной по графам ежедневника, жизнь «между делом». Иван Скрипкин не стремится к политизации фотографии. Его забота – этической природы. «Мне важно создать в серии снимков контраст, — говорит фотограф, — между «хорошо» и «плохо», между радостью бытия и его проплешинами, пустотами. Меня упрекают часто в концентрации на социальном негативе, некоторые галеристы напрямую отказываются это выставлять: мол, зачем нам видеть этих бомжей, нищих еще и здесь, мы их и так каждый день видим. Но дело ведь не в этом. Вы смотрите, но не видите. У нас массовой нищеты нет. Нищета — в другом. Дело не в социальном статусе, а в нравственности. Мораль сегодня вытеснена на задворки сознания. Большинство людей принимает свою реальность как судьбу. И бомж, ночующий под центральным рынком, и многие из нас, живущие вполне комфортабельно. И только для культурного человека нравственность перестает быть абстракцией. Я не могу не видеть. И, видя, я каждый день теряю всё. Общество теряет. Но молчит». «Банальность зла» заставляет Ивана Скрипкина снова и снова выходить на охоту за знаками социального равнодушия, апатии. Он занимает метапозицию: отображает, как в удвоенной раме, незаинтересованную позицию вездесущего прохожего, видящего лишь свою намеченную цель и абсолютно лишенного экзистенциальных рецепторов. Увиденные зрителем в таком ракурсе, «ампутированные» фрагменты реальности акцентируют ничто иное, как само это равнодушие. Возможно, на преодоление его и уповает автор экспозиции, взывая к «богатырской силе немого» из хрестоматийного тургеневского… Текст: Вера Котелевская ИВАН СКРИПКИН
Персональные выставки:
More from my site |