Фима Мусаилов, Фрэнк Заппа и весь мир, заключённый в свастике
Папиросы больше выпускать не будут. Новость для Ростова-на-Дону. Сегодня я прочла эту информацию, её распространила пресс- служба Ивана Саввиди – главный человек по табаку заверил, что в ближайшее время бесфильтровое производство свернут. Я сразу подумала о Фиме Мусаилове — друге моём. Теперь – окончательный кирдык-каюк его идее. Несколько лет назад Фима уверовал, в то, что папиросы полезнее сигарет. Потому как фильтр состоит из ненатуральных материалов и приклеен к табачной палочке клеем, опять же искусственным. В поддержку эврике своей, придумал Фима печатный орган – газету «Папиросная правда». И логотип — цыганку с коробки любимых папирос «Житан» (Леннон их тоже, кажется, любил) синтезировал с кавказцем с пачки папирос «Казбек». И со всей этой свежей, ещё дымящейся идеей издания, отправился к Ивану Игнатьевичу Саввиди. Он поймёт – рассуждал Фима — он грек – и я грек. И оба – ростовчане. И, можно сказать, соседи: Саввиди принадлежит табачная фабрика, тремя сторонами выходящая на улицы Красноармейская, Горького и в переулок Газетный. А Фима и мама Валя его занимали квартиру в здании бывшей табачной бухгалтерии, тоже на Красноармейской. «Папиросная правда» табачному магнату почему–то стала резать глаза и Фима финансирования не получил. Так и осталась правда в единственном экземпляре. Вот это вспомнив, пошуршала я по сусекам и нашла свой давнишний разговор с Фимой. И из бумажного сделал его интернетным. Почитаете – скажите свои слова? В Ростове-на-Дону жил художник Фима, а в Греции был город Фивы. В этой стране всё есть. Теперь там и Фима и Фивы. Впрочем, Фима обосновался в Афинах. Фима ещё в России придумал независимый культурологический журнал «Ура бум бум» и разработал его художественную концепцию. То есть сначала я предложила Фиме быть художником моего самиздатовского журнала «ПНЧУ» — «Приложение Неизвестно К Чему». Фима же согласился, но, взяв содержание, изменил все – и название и формат. В Ростове Фима стал не только отцом журнала, но основателем товарищества «Морт-арт» — смертельное искусство. А ещё разработал всю визуальность для группы Валерия Посиделова – ТАМ! НЕТ НИЧЕГО – шрифт, логотипы, сценические задники и даже вручную сам майки делал – шелкографическим способом. Как трудно объяснить, что это много значило тогда – когда ксероксы были поштучными и на контроле у КГБ стоящими, пресса – подцензцурной, а продукты – по карточкам? И представить, что майки будут как сегодня изготавливаться в любом киоске – было затруднительно! Теперь, проживая в Греции, Фима увлечен созданием шахмат. Цветных. Столицу колыбели искусства Фима покорил ещё и новой технологией. Но сейчас мысли художника безраздельно заняты культовой фигурой — Фрэнком Заппой. Фима: «Заппа был музыкантом и бизнесменом одновременно — он торговал чешскими тракторами. Однажды мой знакомый позвонил в офис Заппы и услышал его голос на автоответчике, предлагающий сельхозмашины по приемлемой цене!» Я стараюсь понять, уловить: что общего между Фимой и Заппой? Кроме усов, конечно. Вкус к изысканным звукам? Страсть к рисованию? Фрэнку нравилось помещать маленькие чёрные точки на нотный лист. Он горбился с пузырьком чернил, рисуя палочки и точечки по 16 часов кряду. Можно сказать, что Заппа рисовал сочиняемую музыку. Но главное сходство Фимы и Заппы в вопросе, сформулированном в 8 главе книги Заппы – «Зачем суетиться?» Действительно, незачем, если есть страсть переносить впечатления на бумагу – нотную и обычную – не линованную. Галина Пилипенко: Фима, что теперь основное? Фима: В Греции я соскучился по линии горизонта, которую можно увидеть здесь у нас из окна электрички. А там горизонт — только на море. Я увидел уже и горизонт и дикорастущую траву, восхитился, насладился и успокоился. Теперь основное – это то, что 7 лет исполнилось «Морт-арту» как направлению искусства. «Морт-арт» — это я, Межера и художник Коля Козлов, который теперь живёт в Чехии. За границей нового ничего знать не хотят. Им не объяснить, что «Mort—art» — живее всех живых. Галина Пилипенко: Смерть как искусство? Фима: Смерть как точка отсчёта. Что что-то появилось, что-то должно умереть. Галина Пилипенко: Смерть в основе искусства – чисто российское явление, русская тоска, мысли о суициде? В Греции «где всё есть» всё же радостным должно быть? Фима: По-моему все начиналось с сюрреалистов – Андре Бретон, БАУХАУЗ. На самом деле все это – и не русское, быть может. Видимо, «Морт-арт» — самое откровенное название и потому шокирует чуть-чуть. Придумал я символ – гробик и само название, стало химерой чего-то такого, что существовало всегда. Ничего нового я не сказал и не сделал. Просто повесил на себя ярлычок. А зачем я это сделал? Сам для себя. Галина Пилипенко: Ты заигрываешь со смертью, кокетничаешь с ней? Фима: вот не знаю. Во-первых, смерти я не боюсь и считаю, что многие точно также к ней относятся, как и настоящие морт-артисты, хотя они этого и не признают. Отношение «то, что моё от меня не уйдёт» и смерть – единственные вещи, которые принадлежат человеку с момента рождения. Смерть – это нечто положительное, что есть у человека в смысле выхода. Как дверь, которая ведёт в другое место. Открыть и перейти к жизни после смерти. А если её нет, то нам тогда это уже без разницы. Смерть – если она желаемая – это высшее счастье – если она приходит, когда её ждёшь. Умереть в бою, тоже, наверное, счастье. Галина Пилипенко: Этично будет спросить — какую смерть ты бы избрал, если б смог выбирать? Фима: Если говорить о неестественных, насильных формах, то, наверное, пулю в лоб. Но этот вопрос – всё равно, что у девушки спрашивать в какой форме она занималась бы любовью с несколькими крупными парнями? Самоубийство… Нет о самоубийстве я никогда не помышлял. Многие показывают шрамы – свидетельства их попытке суицида. Коля Козлов в таких случаях говорит: «В следующий раз вдоль разрезай – тогда уж точно не зашьют». Галина Пилипенко: Значит, смерть у тебя ассоциируется с женщиной? Фима: Вообще в греческом языке «смерть» — мужского рода. Смерть – как бог или дьявол. Слово «смерть» не принадлежит ни к одному из родов. Вне пола и вне рода. Смерть – как образ. Как-то в апреле я банально простудился и лежал и умирал – чувствовал, что отхожу в мир иной. Я сцепил руки и… понял, что рано: было 9 апреля, а 12 – день космонавтики. И это стало единственным доводом, который меня удержал. То, что я не сделал выставку, то, что мама ещё жива и как она это расценит – всё это промелькнуло… Но вот не отметить день космонавтики – веский аргумент. Так вот когда я сжал руки и понял, что это – миг умирания – нечеловеческий кайф разлился по моему телу. Кайф, какого я не испытал ни разу, ни с одной женщиной. И героин – жалкое подобие этого. А Коля, который сидел у моего дивана, потом рассказывал, что более страшной улыбки, которая была на моём лице, нельзя увидеть даже в фильмах ужасов. Галина Пилипенко: В Греции ты сразу попал в среду художников? Фима: Нет, сначала в среду грузчиков, потом в среду художников, которые на компьютерах делают графические работы. Потом я понял, что надо заниматься тем, чем хочешь – и вышла маленькая революция. В Высшей Школе Изящных Искусств Греции мне сказали, что не стоит заниматься монотипией – это несерьёзное, мол, дело, недостойное художника. Это, мол, дело случая – художник не имеет контроля над тем, что он делает. Я попытался доказать, что это не так. Теперь монотипией я могу сделать и Богоматерь и Святого Георгия. Доказал — и тема перестала быть интересной для меня. А в Греции очень популярны иконы, написанные в византийской манере. один мой друг – грек из Ставрополья – освоил эту технику и удачно зарабатывает: набожные греки хорошо покупают это. А ко всему новому и в Греции и везде настороженно относятся. Хотя техника монотипии не нова, но я-то её усовершенствовал и показал, как можно делать две одинаковые монотипии. С одной стороны – это технологический процесс, а с другой стороны – история, которую не каждый человек может повторить то, что я делаю. Немножко бахвальство получилось, да? Галина Пилипенко: Объяснишь, что такое монотипия? Фима: Монотипия – нечто среднее между живописью и графикой. Она печатается – следовательно — это графика. Но прежде это надо нарисовать кистями – следовательно – это живописные элементы. монотипия – достаточно обделённый вид искусства – считается, что он неконтролируемый. Я удивил афинских преподавателей, сказав, что офорты можно делать не на алюминии и травить не азотной кислотой, а медным купоросом, который дешевле. Да и алюминий не дорогой, плюс нет вредных испарений. Они обалдели, и записали мой рецепт. Монотипия делалась и в Греции и в России — на гладкую поверхность ляпали кисточкой-красочкой, приклеивали бумажку и снимали – это всё. А я решил наоборот: чтобы видеть происходящее на бумаге, я перевернул бумагу и стекло. Галина Пилипенко: В Ростове ты отказался учиться в училище искусств, ты боялся, что испортят твой художественный вкус серпами и молот(к)ами. А в Греции? Фима: Ростовское училище Грекова — тоже самое, что и афинская школа изящных искусств. Я ушёл из высшего художественного учебного заведения Греции по той же причине – они ничему не могли меня научить в этой области. Попробуюсь быть понятым в Испании. Галина Пилипенко: В Греции можно заработать на жизнь искусством? Фима: Да, что я и делал два года подряд, успешно продавая свои картины. Здесь в Ростове меня удручили художники, торгующие картинами на улице: золотые рамки, золочёные рамки, позолоченные рамки. Кич! А кроме рамок – ничего нет. Я верю, что могу найти баланс между искусством и коммерцией, что б и самому нравилось и людям – есть эти невинные компромиссы. Я доволен тем, что я делаю – это плохо. Если художник доволен – он не художник. Но я доволен. Галина Пилипенко: Какими нитями ты связан с Фрэнком Заппой? Фима: Он мой духовный кумир. Его портрет в моей комнате рядом с кроваткой моей. Хорошо, что Фрэнк отлучился. один мой товарищ (вот именно пытающийся сочетать коммерцию и искусство) сделал выставку. И неудачно: не смог собрать столько денег, сколько ему нужно для поездки во францию к любимой девушке. И, удручённый, он спросил: «Как бы заработать кучу денег?» Я ответил: «Да масса способов. Давай создадим клуб любителей музыки Фрэнка Заппы и организовать сбор денег на создание мультфильма «Фрэнк Заппа в мире духов», где он сейчас обитает. Идея сценария очень хорошая. Фрэнк Заппа не любил телевидение. Это мягко сказано. Он был противником ТВ и ни один музыкальный канал не крутит его видеоклипы. Это факт. Фигурка духа Заппы – первый план. позади на одной ножке скачет дух Христа и вот так они путешествуют по миру духов и видят – навстречу идёт дух телевидения. я уже и рисунки сделал. Дух ТВ – это ящик с усами-антеннами. Нострадамус говорил, что в каждом доме будет икона антихриста и люди (многие) именно с ТВ отождествляют икону антихриста. У духа Заппы вместо сердца – постоянно вращающийся диск. А волосы – в виде дыма. Нос – в форме буквы Z. А литера F – на поводочке, как собачка. И вот они встречают дух ТВ. Естественно, всё под музыку Заппы, и на фоне монотипий, которые и вращаются и видоизменяются. Идея: он пытается предложить вот этому Нечто заняться любовью втроём, на что дух ТВ ничего не отвечает. Тогда Фрэнк переворачивает телевизор и говорит: «Нашёл» — две дырочки для сети. В конце концов, в дырочку вставляется буква Ф. – цифровое значение цифры 6 и происходит замыкание. ТВ начинает дымиться и зрители, которые, как оказывается, присутствуют, забрасывают сей акт пультами управления. Экран разбивается и из ТВ высвобождается… ну в общем, это по-гречески как бы оргазм…что ли. То есть Заппа высвободил дух ТВ из-под стеклянного экрана. Сцена закидывания пультами – почти библейская – как камнями закидывали какую-то женщину. Друзья сказали: «А не обидятся ли здравствующие родственники Заппы? Надо бы спросить их об этом». Я ответил: «Почему их? У Фрэнка спросите». И он мне приснился в дымном образе. Большое, гордое лицо Фрэнка из дыма. Я не успел послать факс в единственную фирму, которая занимается импортом пластинок Заппы, потому что на следующий день меня увлекла идея цветных шахмат. Галина Пилипенко: Забрасывание пультами – акт агрессии. Когда дети Заппы злились, он швырял им бумагу и предлагал рисовать свою злость. ты ведь мирный человек? Фима: Были моменты, когда я боялся сам себя и того что я делал. Никто не знает самого себя до конца. Плюс обстановка. Если бы я попал в Югославию – я бы стрелял. Но война там – хвала богу – кончилась. Галина Пилипенко: Давай про не чёрно-белые шахматы? Фима: Они состоят из 128 квадратов четырёх цветов и 24 греческих букв. Называются цветные или греческие шахматы. Фигурки тоже цветные. И я их дополнил кубиком – как в нардах. Кубик же — как модель мира – хитрый. В Афинах в районе Монстераки, там же где я продавал свои картины, там же продавал и кубики – в качестве массажной свастики. С одной стороны – левосторонняя свастика, с другой – правосторонняя. Как лето сменяет осень, осень – зиму, так и цвета переходят в кубике один в другой. «Массажная» свастика пользовалась успехом у покупателей. У всех народностей есть символ свастики, и он носит положительный смысл. Весь мир заключён в свастике – это маленькая модель мира. Галина Пилипенко: Броская фраза. Фима: в одной стороне вращающегося мира свастики – Греция, в другой стороне – Ростов. Эта земля – наш дом. Каждый шаг по земле – это шаг по космосу. самое главное для человека – научиться любить до того как он умрёт. Четыре конца свастики — четыре вида любви – материнская, эротическая, братская, духовная. Пятая любовь находится в центре – это любовь к себе. Возлюбив себя, он полюбит всех. Или наоборот – полюбив всех, он научится любить себя. И все эти любви не существуют друг без друга. Записала? Да, Фима, я Галина Пилипенко, записала, только год… Год, быть может, 1997 ? P/ S На видео нашла — в начале — Калашников Виталий и справа от него — Фима — хэппенинг на Б.Садовой. Программа «Наши в Москве». Спасибо автору — Любови Сурковой и режиссёру Люсе Рублевской. P/S — Комментарии, которые почему-то оставляют дорогие люди не здесь, а под анонсами . На этот раз в — http://rostov-80-90.livejournal.com/486081.html вава ivanov1 (77.66.159.202) wrote: Aug. 21st, 2011 09:19 am (UTC) «Сегодня я прочла эту информацию, ее распространила пресс- служба Ивана Саввиди – главный человек по табаку заверил, что в ближайшее время бесфильтровое производство свернут.» Сволочи! katherinka (213.27.117.202) wrote: Aug. 21st, 2011 04:03 pm (UTC) Все не прочитала, но пусть художник будет художником душой. Его идеи, и никто из его души их не вырвет Для меня, маленькой девочки конца 80-х, Фима это рисунки в «Секс во времена застроя» и «Тряхенопуты», двор между Семашко и Газетным, заходили туда с сестрой, ей над было что-то ему передать. Не помню, было ли это связано с «Ура-бум-бум» или еще с чем, сестра активно помогала, как я помню. Фимы тогда дома не было… Потом прошел слух, что его нет…. И больше не будет никогда…. А если есть — полет души, «флаг в руки», как говорили в пионерском детстве ))) katherinka (213.27.117.202) wrote: Aug. 21st, 2011 04:34 pm (UTC) Мне насрать на сигареты/папиросы, я не курю, а моя двоюродная тетя — специалист по контролю качества в табачной промышленности, может поэтому не курят ее сын и племянник. Но речь ведь не о сигаретах, не так ли… pilipenko_tv (86.110.185.178) wrote: Aug. 21st, 2011 06:09 pm (UTC) Конечно, katherinka , не о сигаретах! Здорово, что вы про книги вспомнили! А как сестру-то зовут? katherinka (213.27.117.202) wrote: Aug. 21st, 2011 07:49 pm (UTC) Таня Савина/Кривунова. Конечно, Галя, вы ее помните. Звали. pilipenko_tv (178.76.238.194) wrote: Feb. 14th, 2012 08:47 pm (UTC) Катя! Что произошло с Таней? Пилипенко — то есть я — позже узнала, что Таня Савина, помогавшая делать Ура БУМ БУМ, замечательное души человек и малосчастливой судьбы, скоропостижно умерла. Царствие небесное, Танечка.
mitreich (77.66.151.196) wrote: Aug. 21st, 2011 06:44 pm (UTC) странно. а я всегда считал, что житанку посадил на казбековского коня Коля Симонов, на тот момент художник ТЮЗа, а теперь Заслуженный художник россии.
lgfoto (217.118.66.8) wrote: Aug. 22nd, 2011 12:29 am (UTC) да там савсэм нинада всаднык. mitreich (77.66.151.196) wrote: Aug. 22nd, 2011 01:22 am (UTC) без всадника это просто 1 лошадиная сила в опасном соседстве с набившей оскомину каплей никотина. от-того бессмысленная и испуганная. видишь, как она щеманулась назад? страшно жить без цели 🙂 mitreich(77.66.151.196) wrote: Aug. 22nd, 2011 07:58 am (UTC) вот можешь, Галя, в тупик загнать. я было засомневался, но сейчас Симонов прокомментировал: — Привет. Если поставил на меня, то выиграл) Я эту картинку рисовал сначала для программки «Демона», который мы делали с Кириллом В ТЮЗе, а потом с некоторой доработкой или так (уже не помню) она вошла в «Правду». Пилипенко: Спасибо, друзья. Для непосвященных уточню — «Демон» — спектакль Сереберенникова Киры в ростовском ТЮЗЕ. Дальше вот что — Фима Мусаилов. Продавец спичек и мёртвопись Труба (программа) с моим сюжетом про Фиму и его идеи. More from my site |