«Собака» и юбка режиссёра Ангелины Никоновой
Если знать, что это интервью я делаю для журнала «Собака.ru», то можно представить, что я, как лабрадор, тяну за юбку режиссера Ангелины Никоновой – пойдём, мол, на вопросы отвечать. Но Ангелина носит брюки! Ну и что? После выхода-то «Портрета в сумерках», её называют «Фон Триером в юбке»! Трое в одной комнате – не считая журналиста (Галина Пилипенко) – режиссёр – Ангелина Никонова, актриса — исполнительница главной женской роли – Ольга Дыховичная, актёр – Cергей Борисов — исполнитель главной мужской роли – ростовчанин, экс-ГИБДДшик, 17 лет отстоял на дорогах с черно-белой палочкой. Галина Пилипенко: Житель Дона – Александр Ханжонков первый в России снял художественный фильм, придумал презентации перед картинами и создал Тороговый Дом с целью проката зарубежных фильмов и создания отечественных кинолент. Это было в 1906 году. И вот, спустя более ста лет, ростовчанка Ангелина Никонова, занимается самопрокатом своей же картины и с этой целью участвует в создании «Торгового дома» «Барабан». Вы какой дощечки вы хотите на своем доме в Ростове? Ангелина Никонова: Сейчас перед нами стоит очень большая и ответственная задача и все силы, вся концентрация идет направленно. Мы сейчас настолько внутри процесса, что ни о каких дощечках, ни о чём другом постороннем думать не можем! Да бог, чтоб мы справились с задачей, о которой многие говорят как о непосильной! Но мы стараемся ее покорить. Галина: Сайт «Кинобизон» даже термин придумал – «самокат». А вы сравниваете самопрокат как полет в космос на ведре? Ангелина (смеясь): Это правда! И это большой, нет, великий эксперимент с нашей стороны! Мне так кажется, потому что ни опыта работы в этой сфере нет, ни такого сильного плеча, на которое можно опереться. Мы идём по наитию, по интуиции и по логике и…от души! У нас дистрибьюция процесс такой достаточно математически – он все равно у нас проходит под эгидой отношения к процессу. Мы надеемся, что это спасёт нас от нашей неграмотности в этом смысле. Галина: Оля, по ком стучит барабан? (Ой, прости меня, старик Хэм! Прим. Г.П.) Ольга Дыховичная: Слава богу, что у нас нет глобальных планов – вот сейчас мы работаем над одной картиной и нам важно на каждом этапе выполнять всё, что от нас зависит. И это главный девиз того, чем мы занимаемся. А когда мы начали, то оказалось, что нужно, чтобы фильм обязательно был прикреплен к юрлицу! И мы думали: как назвать нашу организацию? И барабан возник из термина. В кино барабаном называют финальные титры, где указываются все причастные к картине, вплоть до человека, который, например, однажды налил кофе на съёмочной площадке. У нас принято указывать всех и мне эти благодарности кажутся очень символическими! Во вторых, барабанные ритмы вызывают чувства. И первый фильм в рамках барабанной компании – только про чувства! И фильм прозвучал громко! Ангелина: Барабан – громкий инструмент. Плюс еще барабан, часто используют в ритуальных вещах. Ольга: Вот я говорю, что барабан – символ сердцебиения, вызова изнутри человека сердечных эмоций. Ангелина: Опять-таки случилось магическое совпадение: Ольга придумала название не зная, что это мой любимый инструмент, на котором я играла в школе. Галина: Так вы шаман или пионер? Ангелина: А это одно и то же! Когда рота барабанщиков шла по Театральной площади с барабанами — чувства вздымались в этот момент, и хотелось быть вместе с ними! Галина: Как ростовчанка, пионерка Ангелина стала американкой? Ангелина: Свободы искала! Ольга: Нашла? Ангелина: Нашла, обрела и привношу ее в массы. На тот момент не было где учиться профессии в родной стране. «На тот момент» — я заканчивала 36 школу и предстояло определяться с вузом. И мои амбиции разрешили мне помыслить об американском образовании. А дальше все как-то начало складываться – и папа переехал в Америку и все нам твердили: невозможно получить американское образование без денег! Но еще и года не прошло, как я начала его получать в престижном вузе! Наверное, это один из примеров того, что ничего невыполнимого нет! Нужно не запрещать себе мечтать, потому что мечта формулируется где-то в неопределенном пространстве, потом, дай бог, нужно чтоб она спустилась чуть-чуть ниже горизонта и стала целью, а потом нужно выстроить план и по нему идти. Надо мечтать! Галина: Я читала, что сначала Оля написала сценарий о любви зрелой женщины и молодого мужчины. Почему вы отказались от классической истории и предпочли тяжелую… Ангелина: Почему классическая? Галина: Первое что вспоминается – фильм «Театр» с Вией Артмане… Вы выросли в Ростове, который навсегда связан с именем другого насильника – Чикатило. Это повлияло на ваш выбор темы? Ангелина: На меня это, к счастью, не повлияло. Ну, повлияли, оглядываясь назад через левое плечо, страшные истории, которые случались у всех в любом возрасте. Галина: И у вас? Ангелина: И у меня. Не один же Чикатило жил в Ростове. Да конечно повлиял – с тех пор я редко ношу колготки черные (улыбается так, что не понять – шутит или наоборот – прим.Г.П.) У меня открылись горизонты свободы, когда Ольга решила, что она не будет снимать как режиссёр-постановщик. И тогда я посмотрела на Олю глазами режиссёра и предложила другой сюжет, на который, к счастью, Оля согласилась! Потому что если бы мы стали снимать про разницу в возрасте – классическую, как вы говорите. Но для меня классическая история – это любовь – какими разными люди не были бы. Если б мы сняли историю с возрастной разницей – это была бы менее мощная история. Потому что когда героиня Ольги рассматривает и разглядывает в герое Сергея обиженного мальчика и начинает за ним ухаживать и любить его – это гораздо сильнее, чем мы видим визуальную разницу – мама-сын, мама-ребёнок и так далее. Мне кажется, что получилось у нас лучше благодаря кастингу. Галина: Оля, ваша героиня и вправду отморозка? В «Газете ру» я прочла, что Он — герой Сергея – отморозок в форме, а Она – отморозок внутри. Ольга: Именно герой. Потому как Сергей – человек совершенно душевный. Да, я считаю, что в мире благополучных и богатых больше отморозков, чем в простой жизни. Потому что простая жизнь приучает к здоровой агрессии и к выражению этих враждебных эмоций. А люди обеспеченные в какой-то момент принимают решения быть приличными людьми. И за маской приличия происходит масса некрасивых историй. Как в нашей историей – есть семья, которая давным-давно договорилась быть не семьёй – муж изменяет жене, жена – мужу, отношения, подпорченные плесенью. Ангелина: Но, тем не менее, принятые правила игры! Ольга: Правила такие – относиться друг к другу – как к семье. И друзья, окружающие их тоже заражены плесенью лени и равнодушия. Ангелина: Плесень красивых фасадов. Ольга: Да! А мир, из которого происходит герой, он больше по понятиям и он честнее. Там если человеку что-то не нравится, и он чего-то не хочет, то он сообщает об этом. Героине же не нравится, но она продолжает так жить. Конечно, она отморожена от своих желаний и от своих ощущений. Галина: Ангелина, вы чувствуете ответственность за тех, кого приручили? Вот милиционер Борисов – вы ему показали интересный мир кино – съемки, фестивали… И теперь что ему дальше остается делать в Ростове? Ангелина: Так он уже едет сниматься у Дуни Смирновой! Галина: Оба-на! (Все хохочут, радуюсь произведенному эффекту – прим.Г.П.) Ангелина: Я очень благодарна Дуне: она Серёжу вдруг увидела совершенно в другом образе! Он будет играть …батюшку! Рабочее название картины «Ко-ко-ко», это комедия и очередная очень глубокая история от Дуни Смирновой. Галина: Так Сергею нужно учиться «на актёра»? Ангелина: Вопрос не в том, что нужно или не нужно. Вопрос – зачем? Учиться, чтобы сказать «я – профессиональный актер»? Я считаю, что термин «профессиональный актер» очень размыт сейчас в нашей стране. У Сергея есть все качества для того, чтобы считать себя отличным актёром. Дай бог, чтоб они остались. Вот возьмём, допустим, профессионального актера, заслуженного-перезаслуженного… За этим зачастую приходят такие качества, которые аннулируют профессиональную игру. Эти «достоинства» — заносчивость, невнимательность, та звёздность – грубо говоря – которая мешает процессу. С другой стороны – он абсолютно-объективно профессиональный актер. Но для меня этот человек уже – не профессионал. Профессионал должен обладать пунктуальностью, ответственностью. Галина: Вы оформили права на Сергея? Агента актера? Ангелина: Я счастлива оставаться со своим титулом «открывателя». (смеется) Галина: Во время премьеры картины «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова в Москве, в кинотеатрах белым на полу рисовали очертания трупов – как это делают криминалисты. Почему вы не устроили провокацию? Чтобы кинотеатры пикетировала ростовская полиция с транспарантами «Менты против Никоновой» или «Милиция против «Портрета»? Ведь вы, девушки, в очередной раз опорочили звание милиционера! Ангелина: Это не провокация, а PR-ход. Это все равно фейерверки и конфетти. Можно хлопнуть громче, можно – тише. Хлопков, которые помогут картине в прокате, можно напридумывать миллион. Но это – искусственность и это настолько ежесекундно! По большому счету, прокат зависит от других вещей. От качества картины, от попадания ее в сетку рядом с другими работами, и есть гораздо более серьёзные ключевые моменты, нежели нагнать, нарисовать… Это не работа, ну или видимость работы какого-нибудь промо-агентства, PR-кампании. Галина: Но вам же надо продать кино? Ангелина: Нет, это все равно – игрушки, несерьёзно. Галина: Вы специально опрокинули устойчивое: «от любви до ненависти – один шаг», превратив ненависть в любовь? Ольга: Изначально такого прагматизма не было. История родилась, как она есть и дальше мы только развивали ее, превращая из концентрированного рассказа в кино. И мы не закладывали ни стокгольмский синдром, ни любит-не любит или если бьет – значит любит. Обошлись без шаблонов. Ангелина: Вы должны понимать, что история родилась у Ольги в течение одного-двух часов – ну сутки-двое. Это был порыв, а в порыве точно нет прагматичных вещей – а ну-ка я сделаю вот так… Ольга: Я не профессиональный сценарист и в моём случае точно бы не сработало – придумать схему, а потом на нее нанизать сцены. Мне было, действительно, интересно – как слабая женщина может защитить себя от сильного мужчины? При этом как она может придумать изощрённую месть за причиненную боль? Это изначально было толчком. То, что история стала не про это, а про что-то другое. Произошло это еще и потому, что когда ты пишешь – жизнь героев меняется. И важно еще то, что мы стали работать вместе и Ангелина, как режиссёр-постановщик еще раз заново, отдельно через себя пропустила историю, и она прибрела новые акценты. Среди них не месть в чистом виде, а про то, как неведомо распоряжается чувственная жизнь нами. Чувства могут возникнуть совершенно неожиданно и непредсказуемо. Галина: Теперь вы будете снимать «Тридцатую любовь Марины» по произведению Сорокина? Ангелина. Вряд ли. Потому что, во-первых, Ольга умудрилась назвать свою героиню Мариной. И что – опять Марина? Во-вторых, очень жесткая история у Сорокина и поэтому мы ее чуть-чуть откладываем – мне хочется как режиссеру сейчас немного другого направления и жанра. Галина: Во время съемок у вас украли сумку. Причем, снимали вы как раз сцену воровства. Еще что-то материализовалось? Ангелина: Да! По сценарию у героини должен был сломаться каблук, и Сережа – бедный – пилил этот каблук, чтоб в кадре он «сломался» похоже. А потом через пару дней мы снимали сцену с проституткой, бегущей по лесу, и уж совсем нам не нужно было, но у неё сломался каблук! Галина: Сергей, вы действительно били женщину – актрису Ольгу Дыховичную? Сергей: Конечно! Ольга: Конечно, нет! Ангелина: Бог с вами! Да вы что?! Это же кино! Магия кино! Галина: Тогда про то, был ли секс во время съемок, вообще не спрашивать? Ангелина: Я даже не знаю – что сказать для прессы? Галина: Сделайте заявление. Ангелина: Делаю: история умалчивает. Не скажу! (Всем весело- прим.Г.П.) Галина: Если бы вы снимали в Америке, каким стал бы фильм? Ангелина: Да точно таким же. Галина: Принято думать, что режиссёры ценят и коллекционируют живопись? Ангелина: Ну я уж точно нешаблонный режиссёр! Я бы подвергла это сомнению. Ольга, Иван коллекционировал? Ольга: Режиссер коллекционирует истории и психологические впечатления… Ангелина: На салфетках записывает. Галина: Вам важно было взять внутренний реванш – ведь ваш первый фильм, снятый в Ростове «Мой немой» так и остался не смонтированным? Ангелина: Никакого реванша! Внутренне мне хотелось добиться того, к чему я шла. Я никогда ничего никому не доказываю – просто делаю своё дело. Единственное, жаль, что так долго мне пришлось к этому идти. Галина: Неизбежный вопрос о земляках. До вас в этом же кинотеатре – «Киномакс-Дон» несколько дней назад Гордон представлял фильм «Огни притона». И в частности он назвал Серебренникова неталантливым человеком. Ангелина: Да как же так можно!!! Галина: В компанию не талантливых — по Александру Гордону — попал Звягинцев и Герман-младший. Ангелина (болезненно морщась): Такие заявления – за пределами… разумного. Ольга: Гордона избаловала… Ангелина (как бы перебивая – ставя точку): Давайте не будем говорить про Гордона. Сделаем такое одолжение – забудем о нем. Кирилл Серебренников – очень талантлив и земля, действительно, может им гордиться. Галина Пилипенко: Другой земляк – Виктор Шамиров, увидев на Кинотавре «Портрет», позже признался, что после вашей «картинки», изображения, решил снимать в Ростове. Пилот, по крайней мере, готов и называется «Местные новости». Как вы относитесь к тому, что у вас что-то заимствуют или вдохновляются? Ангелина: А он ростовчанин? Сергей: И родители здесь живут. Ангелина: Ростов мой родной город и то, как я его вижу, вижу только я. И украсть ничего не возможно! А если кто-то вдохновляется моей работой – я только рада. И очень хочу, чтобы у Виктора всё получилось. Галина: Победы на Кинотавре, в Венеции, Торонто, Варшаве, Рейкьявике, Лондоне… Вы призы как – по домам распределяете или есть общий сундук, полка? Ангелина: Есть-есть. В легендарном доме Дыховичных, где они с Иваном прожили долгую, счастливую жизнь… Это удивительное место… Так вот в кабинете стоят награды: кинотавровский шарик, золотой пуфик … Ольга: Подожди! «Стоят»! Стоят две награды твоих. А где мой лев? Серега обещал его мне вернуть! Сергей: Он еще не наелся — голодный. Покормлю его пока. Ангелина: Да — четвёртый приз — «За дебют» — лёвушка. Под финал, я, конечно, попросила автографы. Ангелина писала дольше других. Почему – я поняла позже – кроме лёгкого – фамильярного росчерка, режиссер дописала: «Спасибо! Теперь я научилась давать автографы!» И я – Галина Пилипенко – благодарю директора «Киномакса-Дон» Ларису Николаевну Винникову – за помощь и…фломастеры для автографов. Интервью в сокращенном виде опубликовано в ростовском выпуске журнала «Собака.ru» More from my site |