Главная женщина Советского Союза или краткое введение в футурологическую живопись
«Никого нет дома, по крайней мере, насколько я знаю – и сарай заперт на висячий замок снаружи. Так как же пылесос выбрался наружу?» Стивен Кинг «Проклятье подземных призраков». Погода выдалась прелестная – самое время гулять по набережной. Млея от весеннего солнышка, а мы с Эльфридой Павловной тащим проклятое ведро, полное цемента, с помощью коего она планировала совершить кое какие изменения. По Ульяновской носится детвора, в какие-то классики-резиночки играет и шепчет: «А эту тётку недавно по телевизору показывали!» Сие относится, конечно, не ко мне. К ней — Эльфриде Павловне – фамилия которой – Новицкая. Художнице, матери поэта Ивана Новицкого и бабке очаровательного четырёхлетнего охламона Кольки. Телевизор – великая вещь, особенно когда появляешься там не в проходняке, а в солидных вещах, например, в фильме Кирилла Серебренникова «Замена собак микшированием» — по «Уроку» Эжена Ионеску. Или в клипе ПЕКИНА РОУ РОУ. В этом плане Эльфриде Павловне крупно повезло. Хотя при этом всем её нельзя упрекнуть в рвачестве и стремлении к особой известности. Её пригласили, ее это заинтересовало, ну и пошло и поехало. А началось всё, как водится, с тусовок, компаний и всякого рода знакомств. В Ростове Эльфрида Павловна известна, прежде всего тем, что она производит четверги, на которые приглашаются люди и общаются за тарелкой борща и стаканом чая. Один знакомый, которому я обязана появлением а ЭП-салоне по дороге туда долго уговаривал меня не пугаться и всё воспринимать по философски. Надо сказать это было трудновато… Из двери выскочила огромная чёрная собака. Глухо прогавкала свое собачье приветствие. и, став на задние лапы, слизала мне остатки косметики. Потом их этой же двери выскочила Эльфрида Павловна с воплем: «Дик, фу! Заходите скорее, а то Ксюша выскочит.» Проходим в тесную, грязноватую кухоньку. В комнате нас встречает псина чуть меньшего калибра и стервозно-рыжей масти, которая начинает завистливо лаять и хватать нас за штаны. Я пытаюсь её слегка пнуть, обалдев от подобной фамильярности, чем жутко обижаю хозяйку дома. «Ну зачем же сразу бить, неужели так сказать нельзя? Ксюжа, ша тап! А уил бит ю, гоу эвей!» Ксюша, действительно обламывается и уходит куда-то, а мы садимся на диванчик и я начинаю оглядываться. Книги, книги, книги… Картины, картины, картины… Чашки, стаканы, чайники… В голове появляется мысль: «Блин, декаданс какой-то! И пахнет тут двадцатыми годами». Эльфрида Павловна наливает чай, закуривает папироску – и мы начинаем болтать. «Ну, разве можно с такими глазами как у тебя носить вишнёвый цвет! И причёска эта тебе не идёт! Давай- ка я тебя напишу – говорит она». Ну, какой дурак откажется заиметь свой собственный портрет маслом? Или это была воля Божья или просто стечение обстоятельств, но портрет мой остался незаконченным. Но то, что получилось, мне страшно не понравилось. «Эльфрида Павловна, это же не я, это старуха какая-то получается!» И тогда-то она мне объяснила, что пишет ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ с перспективой на много лет вперёд. Так уж получается. После этого я твёрдо решила, что не люблю футурологический примитивизм… Но это было потом, а во время работы надо портретом мы болтали без умолку, травили неприличные анекдоты и просто трепались за жизнь. Тогда-то я и узнала о том, что рисовать, собственно, Эльфрида Павловна начала в пятьдесят лет, до этого работала геодезистом, потом – культработником, учителем в школах и вообще она обожаетобщение с людьми всех возрастов. А скоро по телеку будут показывать Тимофеевский клип «Резиновые ноги», и она в ужасе, ибо ей пообещали, что клип сей будет демонстрироваться в Америке, но никак не у нас. Слукавил Тимофей, а сам в Москву умотал и двести рублей не отдал за участие в клипе, деньги, конечно, небольшие, но дело в принципе, и вообще, хотя бы попрощаться зашёл перед отъездом, ну кто ж так поступает, не чужие ведь люди, долго общались, дружили. И тут же: «Танька, у тебя парень есть? А то давай найдёт тебе кого-нибудь, ко мне много интересных ребят ходит…» Потом мы долго не виделись. круговерть людей, знакомств, разговоров… И кто-то уговаривал меня не заканчивать портрет у Эльфриды Павловны. Это ж ведьма старая! В прошлом году пять человек погибли, которых она рисовала. И вообще, она тебе с рамой кучу клопов подарит! Ну, в плане клопов – я их там не видела, а вот жить ещё хотелось, хотя всерьёз я эту информацию не восприняла. Так же кто-то меня уверял, что все её ЧЕТВЕРГИ- это жуткий энергетический вампиризм, что она питается энергией молодых, а если нет, то как объяснить ее живучесть в шестьдесят-то два года? И вообще, она колдует, гадает на картах, пить е неё нельзя, за девочками волочиться без серьёзных намерений – тоже, да и язык у неё – как помело — все сплетни разносит… «Ох, бедная Эльфрида Павловна…» — думала я, стоя у двери после годовой разлуки. Она обрадовалась, мы расцеловались – и долго-долго трепались в тот вечер. Я заикнулась о Тимофее – мол, в фильме его памяти вас видела. Она…неожиданно заплакала: «Ты думаешь, я его рисовала? Да нет, нет! А Серёжку жалко страшно, славный парень был. Дай мне переписать на кассету его песни, они у тебя есть?» Тогда я стала приставать – может, закончим мой портрет, а? Отказ, причём совершенно категорический, мотивировался моей повышенной мнительностью – ещё, чего доброго, и правда помру. Художник Авдей Тер-Оганян и Эльфрида Павловна Новицкая. Ростов-на-Дону. И начались частые посещения ЧЕТВЕРГОВ, благо, знакомых там осталась куча немеренная. В основном, художники, музыканты (как-то даже Олежка и Стас из ШАЙТАН-АРБЫ заходили)… Хозяйка дома отличалась повышенной коммуникабельностью и тягой к общению. «Общение – это моя РАБОТА — говорит она. Но, наверное, не только работа. Это жизнь, это свежий воздух для очень жизнелюбивого, но страшно одинокого человека. «Знаешь, летом мне сказали, что в Москве погиб Иван… Ох, как я сама не померла в то лето! Слава Богу, ошибочка вышла…» А ещё Эльфрида Павловна страшно не любит, когда о её присутствии забывают: «Хватит кокетничать друг с другом! Я – главная женщина Советского Союза!» Девушка похожа на Люду Евтушенко, а парень — на Мишу Барановского, но я сомневаюсь. А мне всё не давала покоя пресловутая «демоничность» этого оригинального человека. Приду в гости — Эльфрида Павловна Эльфрида Павловна больна, говорит: «Ну надо же, а я тебя час назад ждала и вызывала мысленно…» Я смеялась, мол, Эльфрида Павловна, так нам с вами и телефон не нужен! Всё это были хиханьки, да хаханьки… потом наступила глухая депрессия, и, буквально, на подсознательном уровне стало понятно, что от этого общения нужно воздержаться. Хотя бы ненадолго… Сделать это было очень трудно, ибо её дом – как наркотик, с которым плохо, а без которого и вовсе хреново. Потом мы встретились, целый вечер слушали КАЛИНОВ МОСТ и говорили начистоту. «Эльфрида Павловна, или дорисуйте, или уничтожьте нафиг, этот мой портрет, надоело быть ни живой, ни мёртвой!» «Рисовать тебя, я уже сказала, не буду, и уничтожать тоже не буду, мне картонку жалко…» Ну и чёрт с тобой – подумала я. Чай не Дориан Грей… А потом мы с ней оказались на телевидении, где я столкнулась с Галей Пилипенко. «Ты бы про Эльфриду Павловну написала» — сказала Галя. Да пожалуйста! Диктофон, кассета, новенькие батарейки, заранее составленные вопросы – короче, план государственного переворота. После недели уговаривания, Эльфрида Павловна уломалась – и началась СТИВЕНКИНГОВЩИНА в свободных импровизациях. Плёночка с разговором оказалась ЧИСТЕНЬКАЯ, словно и не записывали на неё ничего. «Эльфрида Павловна, колитесь, ВАШИ ШТУЧКИ, ведьма вы эдакая?» Эльфрида Павловна не раскололась, держалась как Зоя Космодемьянская. Раскладывала пасьянс и хиро улыбалась, после чего обиделась и заявила, что будет беседовать со мной только в присутствии своего «адвоката». Последствий присутствия адвоката я, честно говоря, испугалась и написала об ЭП исходя из своего восприятия. Возможно, кто-то её видит совсем не такой… Хотя, наверное, именно многогранность – отличительная черта художницы Эльфриды Павловны Новицкой. Плясать с бас-гитарой в клипе ПЕКИНА РОУ РОУ, слушать КАЛИНОВ МОСТ, петь частушки и рисовать портреты, проводить ЧЕТВЕРГИ, да ещё и подозреваться в связи с тёмными силами… И это в шестьдесят два года. И совершенно не слабо. А портрет я всё-таки уничтожать не буду. Посмотрим, кто кого! Татьяна Терновская. Billy’s Band и Эльфрида Новицкая Эльфрида Павловна Новицкая Когда б не я – поэты б не писали. Я – слушатель! Пятнадцать тыщ ночей. В лохмотьях рифм запеленав свои печали Своих поэты пачками таскали Мне незаконнорожденных детей. Красивые стишки бессмысленно моргали Ресничками из тропов и фигур Стишки-уродцы злобным плачем истекали… Но были, были ж те, что вдохновляли, озаряли Меня, последнюю из дурр! И столько у моих любвей ночей украли Что, если б не они Меня бы семеро по лавкам дома ждали! А если бы не я – поэты б не писали… О пожалей и утоли мои печали! Ушла поэзия – и не пришёл Амур. Танаис, 1989 Написанное Таней я опубликовала в ростовском самиздатовском журнале «Ура Бум Бум» N 11 1995 году. Еще была фотография Эльфриды Павловны, сделанная Сергеем Каштановым. Но, пока я ее не нашла, выложу снимки, сделанные мной примерно в 2010 году (ЭП, Саша Расторгуев, Паша Костомаров) . Но позже. Труба (телепрограмма с участием ЭП) Фотографии отсканированы и выложены Екатериной Гайдашовой на страничке ЭП в Контакте. Николай Новицкий выложил: «Бабушка на яндекс.панормах». http://maps.yandex.ru/-/CRrXbV5Z span style=»font-size: 10.0pt; mso-bidi-font-size: 11.0pt; line-height: 115%;» More from my site |