Ростов. Живопись должна быть с кулаками
Фото: Дмитрий Посиделов В доширакские времена жила-была в Ростове-на-Дону макаронная фабрика. Исправно производила спагетти, рожки, вермишель, макароны с дырками большого калибра, на конце заостренные (назывались «перья») и прочую белую продукцию. Потеря одной минуты рабочего времени равнялась невыпуску 6,5 кг макаронных изделий. Табличка, предупреждающая об этом, так и висит на стенке. А потом наступили чёрные дни. Политики поняли, как управлять народом, их избравшим. Они споили рабочих, прогнали художника, рисовавшего соцреалистические этикетки, зарейдерствовали все оборудование и увезли его в секретные лаборатории партии. Куда – никто не знает – то ли на Зеленый остров, то ли в азовские катакомбы. Никто — потому что водителям трейлеров выкололи глаза. И стали политики-управленцы сами производить невидимый продукт «лапша на уши идеологическая». А от фабрики осталась только дырка от макаронины. Одни стены стоят на 18 линии, номер 8/10. А в Ростове ж как – улицы линиями, как в СПб именуются. Только в Питере засилье искусства, а в Ростове – крохи. И решил один умный человек Ростову искусство искусным образом прививать. Открыл на 16 линии галерею современного искусства, а на соседней — 18 линии в макаронных цехах фестиваль уличного искусства устроил. И давай питерского же медиа-художника Кирилла Шаманова привечать! Так что, на уличный фестиваль и Кирилл приехал и других «Таджик-арт»- истов привёз. Шаманов первым делом пропылесосил все цеха, чтоб искусству дышалось полной грудью. Ростов, как папа, может оценить, потому что в фокусе — гоп арт. А фабрика, как тюрьма, поделена на камеры для девочек и мальчиков. Меж ними — тулеты. А у параши — творения ростовскиго гей-шансонье Александра Залупина, впрочем, уже удачно вышедшего на российский уровень. В каземате, то есть в зале для девочек — ростовчанка с ником «Супребло», сначала себя фотографирующая, а потом помещающая себя любимую на всевозможные обложки от «Vogue» до «ROLLING STONE«. А то дождёшься внимания от этих гдянцевых журналов! Симарон, оказывается, возможен! Шаманов: «Подобное делала Синди Шерман! В итоге она оказалась на обложке! В настоящей жизни!». Super Blo. Фото из архива автора Также среди девочек: Мария Ша, Маша Богораз, афро-модель, россиянка и бывшая подруга Шаманова — Таня Тайсон, и нышешняя подруга — модель Маша Штайн. Маша Штайн. Фото: Дмитрий Посиделов Маша Штайн нарисовала, ну чисто как ребёнок, серию «Супердивы ТВ» — все исключительно с одним глазом. Шаманов: «Они циклопичны, потому что у телекамер один объектив!» Еще — Катя Белкина (с искусством, которе каждый день можно видеть на кухне. По определению Шаманова — это развитие темы супчиков Кэмбелл — и наш аналог «Доширак». А Черный квадрат Малевича оказывается ванночкой для стирки…) 40 художников из разных городов в Ростов-на-Дону понаехали, готовых картин навезли и в течение недели расписывали стены фабрики. А ещё лекции о граффити, растениях-мутантах, то есть биологическом искусстве улиц и других видах современного искусства, концерты и перформансы. Фото: Дмитрий Посиделов КИРИЛЛ ШАМАНОВ МЕДИА-АРТИСТ (СПБ-МОСКВА): «Перформанс «Таджикс-арт» повторяет перформанс знаменитого художника Ива Кляйна «Антропометрия». Ростовские девушки, стриптизёрши специально нанятые группой «Таджикс-арт» за 100-200 долларов, обнажённые, под скрипичную музыку полили себя краской и отпечатались на холстах. В результате получилось произведение, которое теперь можно увидеть». Гоп-арт Шаманов зачинал с Дмитрием Врубелем, но быстро заскучал: не близки врубелевские мотивы ему оказались. И как раз тут появился Ермолаев… То, что нужно для развития гопнического искусства! «Пацаны в Нирване» принадлежит кисти Руслана Ермолаева – питерскому трэш-«эстету». Гопота его многообразна: пацаны курящие, какающие, кайфующие. Хмурое искусство в зону (как отлично слово легло – «зона») центре внимания которого попали даже рисованные котики, поскольку «кот» на тюремном языке – это вор в законе. На пресс-конференции московский художник и книжный иллюстратор с именем Адмирал Лазерная Борода организаторов – галерею современного искусства «16-th line» хвалил. Сказал, что это единственный фестиваль, где ему не захотелось воровать – не матерят, не наезжают, красок-материалов много дали и с советами не лезут. Народ, воспитанный «эстетикой» дворов, подъездов и подворотен, часто оказывается за решёткой. По словам Кирилла Шаманова, в тюрьме есть святые понятия – это мать, хлеб и Родина. Понятие «хлеб» питерский художник Константин Новиков отлил в чугуне или каком-то другом, но очень тяжелом металле. И полтора года травил железный хлеб кислотами, добиваясь, чтоб он без краски стал на очень ржаной походить.
Художник HACF CREW ( Кельн, Германия), Света Песецкая и Вика Барвенко из Таганрога, Оля Шаповалова (Питер). Фото: Дмитрий Посиделов Виктория Барвенко, Светлана Песецкая — художницы не преступной, но арт-группировки «Белка и стрелка» из Таганрога исследовали житие пацанов, быкующих в клубах. Разборка откуда роги растут такая: Таганрог – это ж Таганий Рог, а где козы — там и быки. Таганрог быкующий. Экспозиция «Белки и Стрелки». Фото Дмитрия Посиделова Экс-ростовский художник Олег Устинов (художественное товарищество «Жаба и Чорт»), а теперь московский студент фото-школы имени Родченко мочит. Руки в краску, а потом – холст. Художник Олег Устинов. Фото Дмитрия Посиделова ОЛЕГ УСТИНОВ ХУДОЖНИК Г.МОСКВА: «Направление называется «кик-арт» . Я работаю с несколькими темами: это — агрессия, экспрессия и идентичность. Я развиваю абстрактно-экспрессивное нью-йоркское направление 40-50-ых годов и переношу его на ростовскую почву. Ростов такой город, где атмосфера пожароопасно накалена. Такое ощущение, что вот-вот начнётся драка. Я долго думал как довести живопись действия (экшн-пейтинг так называемый) до предела до точки кипения и мне решение подсказала сама жизнь. Таким образом, я совмещаю экшн-пейтинг и ростовскую агрессию и фактически на символическом уровне переформатирую в гопника, превращаю в художника, как и завещал нам великий Йозеф Бойс». Стоит собирательный гопник с пластиковой бутылкой пива, да в трениках типа «Адидас», в переулке у макаронной фабрики и лоха поджидает… А вместо лоха на ростовской линии вполне вероятно встретить московского уличного художника Кирилла Кто, в Ростов на фестиваль приехавшего. Мне очень понравилась его мысль: «Граффитчики, если убрать весь напускной пафос, по натуре своей трусливы и ничего не могут — они атакуют слабого и ничего не готовы сделать против сильного. Меня бы не раздражали, а, наоборот, вдохновляли все эти грязные тэги, если бы они переселились в одночасье с беззащитных стен обшарпанных особнячков, например, на автомобили. В этом была бы их сила, смелость, а не шакалье подыгрывание властям предержащим, бросившим старые дома на растерзание». (цитирую из интервью порталу the-village.ru ) Шаманов провел первую экскурсию по макаронной фабрике. Рассказал, в частности, про абибасинг в современной художественной культуре. Вкратце цепь событий выглядит так: рекламист берет «черный квадрат» Малевича и помещает на его фон кроссовок «Адидас». Китаец шьет кроссовки «типа», а чтоб подстроиться под брэнд и сбыть обувку, меняет пару букв – «Абибас». А художники гоп-арта берут это все и обратно на холст помещают. Ольга Шаповалова из СПБ. Фото Дмитрия Посиделова Ольга Шаповалова из СПБ сделала абибас пиджака Йозефа Бойса (любимый художник был Сергея Тимофеева (группа ПЕКИН РОУ РОУ)) и привезла в Ростов. Ольга Шаповалова: «Абибас Бойса я делала совместно с проектом Кирилла Шаманова «tadjiks art». Дело в том, что я закончила ПТУ, выучившись «на закройщицу» и поэтому мы решили сделать такую вещь. Я очень долго подбирала подходящий войлок — в итоге нашли и, как оказалось, это была военная портняжная ткань, что согревает ноги наших солдат! Очень символично вышло, вспоминая историю самого Бойса». Красота заразительна – ей тесно в галерее «16-th line» и вот уже преображается весь квартал – граффити на близстоящих домах, фестиваль на «Макаронной фабрике» (соседняя улица) и совершенно новое для Ростова явление – стрит-арт. На деревьях появились «искусственные руки». Рукотворное называется «Близость» и чтобы она появилось не сидела сложа руки та же Оля «Ша» из Питера. Ольга Шаповалова: «Изначально я приехала на фестиваль с готовым проектом «свинорылые призраки», который сейчас висит в культурном центре СПб «Новая Голландия». Ольга Шаповалова. Фото из архива автора У меня был с собой слепок, с помощью которого я и сделала остальные 4 рыла. А проект с руками под названием «Близость» я осуществила уже прямо на фабрике. Для меня специально заказали силикон для слепков и прочный гипс. Руки попались случайно (хотя много мальчиков граффитчиков предлагали свои), пришла художница SuperBlo (наши работы соседствуют на выставке в зале «Телки») и я решила не терять время и снять слепок с прекрасных женских ручек. Тем более, что девочка оказалась очень терпеливой (пришлось ждать порядка часа пока все застынет), сначала на руки наносится вазелин, чтобы силикон легко отошел, потом силикон специальный, а когда он застынет поверх наносится гипс — создается гипсовый «скелет» дабы силиконовый слепок держал форму, когда в него наливают гипс. Рук вышло двое. На 18 линии — это первый и не совсем удачный вариант. И вторые на 16 линии — на юном клене, что посадил один из жителей дома напротив галереи. Идея работы «Близость» в том, что в современном мире мы совсем забываем про природу. Люди погрязли в комфорте — в желании иметь машину — место для парковки, хороший дом и готовы ради этого на все. А тут появляются такие руки, которые обнимают дерево, берегут его, сливаются с ним, черпают энергию и знания, напоминают о символе мирового дерева, древа жизни, указывают на гармонию человека и природы… что так редко сейчас случается в России». «Близость». Ольга Шаповалова. Фото из архива автора А еще Шаманов приватно «пожаловался», что на него в Питере «наехали» казаки. Сформулировал красивейшим образом: «Эстетически казаки сами себе враги». Но об этом – отдельно. Во время «уличного фестиваля» показали спектакль, подготовленный «Миникультом» и заключёнными ростовской колонии N10. Жаль только, что не вживую, а в виде видеозаписи. Осенью в «Макаронной фабрике» начнёт работать новый экспериментальный театр. Ростовские бэнкси спохватились поздно и на фабрику попало всего 9 художественных персон. Но будет второй этап фестиваля. Напомню, что первая южно-российская биеналле проводилась в здании ростовской неработающей табачной фабрики. Как папиросный окурок тлела надежда, что владелец – Иван Саввиди помещение превратит в постоянно действующий центр современного искусства. Однако, не случилось. Табачную фабрику освоили рестораторы. Реальности Ростова: люди платят за ужин в ресторане, но не готовы покупать картины? Бесплатно можно было посещать лекции, концерты и выставку в Макаронной фабрике. А дальше? Хорошо было б постоянным центром современного искусства сделать. А? P.S. Думаю, что перфоманистка московская Лиза Морозова успела-таки совершить массовую контрольную закупку и теперь в музеях варит и фигуры крутит («кручу-верчу запутать хочу» — слоган напёрсточников?) исключительно из ростовских макарон. За взрывом на макаронной фабрике наблюдала Галина Пилипенко Фото Дмитрия Посиделова Больше фото здесь
А это — клип моего друга — Юры Завязкина он же — основатель BANDER-CINEMA. Он снял его для Алексея Левши — ростовского художника — участника фестиваля на Макаронной фабрике. More from my site |