Несколько слов о документальном фильме

К 90-летию российского джаза

Михаил Басов

Несколько слов о документальном фильме

 «Валентин Парнах: не здесь и не теперь»

Сценарий, закадровый текст,  монтаж, анимация, оператор, режиссёр: Михаил Басов

Композитор: Роман Столяр

Текст читают: М.С. Басов, М.М. Басов

45мин., 2011г.

 кадр из "Весёлых ребят"

 

 

Работа над фильмом «Валентин Парнах: не здесь и не теперь» продолжалась в течение 4 х лет. Началась она, пожалуй, с того момента, как я услышал по радио  ВВС передачу о Парнахе.  Это был очень талантливый человек, брат поэтессы  Софии Парнок  и детской писательницы  Елизаветы  Тараховской, поэт-авангардист, переводчик, танцор, путешественник, ученик  Мейерхольда, участник дадаистских акций, лично знавший   Апполинера, Жана Кокто и Пабло Пикассо, и, наконец,   основатель  первого  в России джазового оркестра.

Меня весьма удивило, что Парнах провел детские годы   в нескольких кварталах от моего дома, в переулке Итальянском. И не менее удивительным мне показалось то, что  я ни разу за почти 3О лет моей жизни о нем не слышал, что   среди всех мемориальных досок и табличек с названиями улиц и переулков в моем городе нет ни одной с именем Парнаха.   Неужели не хватило  гранита  и жести?

Мне захотелось, чтобы  фамилия этой незаурядной личности перестала быть, по крайней мере, для большинства его земляков, пустым звуком; чтобы в ряд  замечательных людей, слава которых до сих пор помогает Таганрогу  — и в первую очередь,  я имею в виду Антона Чехова и Фаину Раневскую – таганрожцы  ставили  бы и Валентина Парнаха.

Статьи и публикации о Парнахе к тому времени уже существовали. Был  выпущен  сборник его поэзии «Жирафовидный истукан»;  в альманахе  «Диаспора»  была опубликована автобиографическая повесть Парнаха «Пансион Мобэр»; джазовый критик Алексей Баташев написал о первом российском джазмене эссе «Египетский поворот».

Однако все  эти публикации  известны лишь специалистам.  В эпоху новых медиа  чаще смотрят фильмы, чем читают статьи, поэтому я  решил снять документальный фильм-эссе.

Я разыскал родственников Парнаха, его сына Александра и внука Максима, которые любезно предоставили мне для работы настоящую драгоценность — семейный архив. В сборе материала мне очень помогли московский литературовед  Елена Калло, таганрогский краевед Алла Цымбал, руководитель джазового отделения таганрогской музшколы №1 Владимир Аникеев.

Видеоматериал снимался в Таганроге, Петербурге и Москве. По мере того, как я погружался в работу над закадровым текстом, я все чаще возвращался к мысли о том, что Парнах искал в своих путешествиях некий  романтический идеал,  «потерянный рай».

Однако,  куда бы он ни приезжал, везде он испытывал неудовлетворенность от несоответствия того, что было в его воображении,  тому, что он видел в действительности. Его метания — «побеги и возвращения» — стали основой драматургии фильма. Язык, танец, джазовая музыка для Парнаха явились заменой того, что он не смог найти в жизни.

Он  не  оставил  в памяти современников  сверхъяркого следа, но, оставаясь в тени, был «бойцом невидимого фронта», без которого практически  невозможна деятельность тех, кто по воле истории получает признание.

Таково главное послание этой  работы, в которой, я надеюсь, мало общего с традиционным  «форматным» телевизионным «байопиком», что  верно подметил киновед Александр Федоров в своей заметке  «Эссе о страннике»…

Отсутствие продюсеров, спонсоров, поддержки городской администрации и контрактов с телеканалами  дает один большой плюс для независимого режиссера — свободу монтажа и выбора формы. Регулярного процента из зарплаты работника бюджетной сферы в течение 4 х лет, маленькой видеокамеры  HDV, поддержки ваших близких  вполне достаточно, чтобы снять фильм. К тому же, экстремально низкий бюджет  стимулирует творческое воображение.

Читать закадровый текст я пригласил моего отца: он прекрасно читает вслух стихи и прозу. Фрагменты из «Пансиона Мобэр»  прочитал я сам.

Музыку к фильму  написал композитор и пианист Роман Столяр — один из активных популяризаторов «свободной импровизации» в России. В саундтреке  соединено  много разных стилей: и минимализм, и фольклор, и электронная музыка, и, конечно, джаз.

Когда работа уже близилась к концу, я, случайно посмотрев фильм «Веселые ребята» по каналу «Культура»,  обнаружил один факт, о котором ни один исследователь жизни и творчества Парнаха не упоминает:  первый джазмен в России снялся в классической джаз-комедии  Александрова. Печально, но Парнаху в «Весёлых ребятах» отведено всего лишь несколько секунд в маленьком эпизоде.

 кадр из "Весёлых ребят"

Фильм-эссе о Валентине Парнахе был впервые показан в Таганроге в 2011 году, когда Парнаху исполнилось бы 120 лет.

Радует, что в последнее время имя Парнаха стало чаще встречаться в работах исследователей, причем не только в России. Вышли в свет его книги «Испанские и португальские поэты-жертвы инквизиции» и «История танца». Готовится еще одна книга его поэзии. Полагаю, не за горами тот день, когда этого удивительного человека примут и по достоинству оценят его земляки. Хотелось бы, чтобы  был открыт и памятник Парнаху и чтобы одна из улиц была названа в его честь…

Уверен, Таганрог мог  бы  стать Меккой российского джаза. Пока же остается надеяться, что мой фильм поможет всем этим мечтам воплотиться  — «здесь и теперь».

                                                                                                                            2012г.

 

a href=»http://www.rostovnews.net/2011/08/24/df-valentin-parnax-ne-zdes-i-ne-teper/»