Вырвавшись из типографских объятий, бумажное искусство, стало приятно-увесистым.
Фото и утки
Богема в гастро-пабе «Буковски». Наташа Иванова-Достоевская
А теперь — то, что предшествовало. Сентябрь 2011 г.
«Спасибо виски «Джонни Уокеру»! Благодаря ему сегодня здесь мы собрались!» — так начал встречу Денис Третьяков.
(Заметка на полях: Денис — мой друг, модератор встречи, лидер группы ЦЕРКОВЬ ДЕТСТВА, НАЧАЛЬНИК ПРЕСС-СЛУЖБЫ АГЕНТСТВА «ИНТЕРФАКС»).
Хвалу виски и современной культуре воздавали год назад в гастро-пабе Буковски. Концептуально. (Подумала, что именами писателей- литературных героев уже несколько питейно-кушательных заведений в Ростове названо — Обломов, Гоголь, Грибоедов, Алиса (ну, может быть, с натяжкой:).
Тогда же встречу называли многообещающей, грозящей стать культурно-эпохальной. Чтобы не растекаться мыслями по древу, каплями по стакану, или какой тут еще набор уместен — скажу: тогда была поставлена цель — минимум — провести к концу 2012 году в Ростове небывало серьезный, мощный фестиваль современного искусства.
Совет не в Филях, но в «Буковски» — политологов, бизнесменов и людей искусства — музейщиков, художников, музыкантов и журналистов, пишущих об искусстве, носило неформальный характер, тем не менее, его посетил министр Ростовской области.
Он порадовал — деньги на фестиваль выделены!
Специалисты тут же скалькулировали: ага! Миллион триста рублей!
Первая южно-российская биенналле почти не упоминалась, но дух современного искусства прямо таки витал в воздухе.
Атмосфера способствовала. Сегодня, спустя год, цитатно привожу то, что удержал блокнот.
АЛЕКСАНДР Кожин (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ): »Мы так долго и хорошо тут сидим, что время изменилось и стены ресторана стали уже историческими».
А без этого Сергея просто невозможно обойтись: зачинщик действа — Сергей Сапожников
Сергей Сапожников — соорганизатор встречи, ХУДОЖНИК, ФОТО-ХУДОЖНИК: «Познакомиться загодя — за год — это и есть цель первой встречи. Чтобы событие было ожидаемо».
Актер и владелец ресторана «Неизвестный артист» Сережа Голюдов говорил о нехватке денег на открытие фотоцентра имени Бориса Быкова — взамен разрушенного «Эксперимента».
Голюдов: «Эксперимент» забрали под автостоянку! А взамен дали помещение продуктового магазина. Только дать финансирование забыли».
А еще хвалил мои журналюжные и блогерские усилия. Прилюдно… Это я не хвастаюсь, а хочу дать знать — Сережа, я помню и ценю! Про азот в ростовской почве
Дима Келешьян, журналист «Радио Ростова», лидер группы ХУЖЕ, ЧЕМ ДЕТИ: «Ростовчане уезжают. Почему? Дело в почве. Видимо, не хватает азота, кальция…
Как растение растёт в неподходящих условиях. Ростов хорош для ведения бизнеса и не более того. Искусство — объект вложений. Когда это поймут купцы, художники перестанут уезжать.
Глупости пишет Милена Орлова — «художник должен быть нищим». А краски?
Да, город расслаблен — человек опаздывает на встречи, тем не менее, я верю в то, что казачий город может интересовать современное искусство!»
Про триста зеленых — в горло зеленому змию Сергей Смирнов политтехнолог: «Поддержать искусство просто». Надо приобрести билет. И все. Или нас вот в списке на сегодняшнее мероприятие — 38 человек, а пришло 50». Если мы сбросимся по одной тысяче рублей — уже подспорье фестивалю.
Возьмите у меня сразу 300 долларов».
И никого не дожидаясь, Сергей встал и засунул зелененькую купюру с портретом Обамы прямо в глотку Джонни Уокеру. Ну, хорошо, не Обамы, и не в глотку, а в стакан из-под него, стоящий перед Серегой Сапожниковым.
Ради красного словца, понимаете ли…
Про непохожесть
Директор музея ИЗО Светлана Крузе
Светлана Крузе: «Наш фестиваль — не дублирование биеннале, просто хочется регулярности.
Верю, что можно ее достичь.
Два года назад было ощущение, что жизнь ушла, а теперь я чувствую возрождение. Меня приятно поражает энергия Сережи Сапожникова — она неиссякаема.
Я помню как мы начинали — я директором музея на Дмитровской, а Сережа был первокурсником — студентом-психологом.
А теперь он куратор и он велик. Тогда он с друзьями делал у нас в музее выставку».
Сергей Сапожников: «Да, я — с Альбертом Погорелкиным и с Романом ЭС.
А работы Алика Погорелкина увидела Венеция и Третьяковская галерея».
Прошло всего несколько лет и ситуация переменилась — и сейчас фотографии с той выставки куплены Зурабом Васильевичем Церетели.
Я очень благодарен Светлане Крузе и Татьяне Сухоруковой». Про нефть и художника Авдея Тер-Оганяна
Татьяна Сухорукова, искусствовед, преподавать ростовской академии архитектуры и искусств: «Все художники хотят, чтобы их любили.
И я никогда вот что не забуду: когда я познакомилась с Авдеем Тер-Оганяном, он был абсолютно лишен желания социальной признательности.
И вот в Ростове власти закрыли выставку — сейчас уже не вспомню какую.
Авдей надел очень старый, крайне поношенный плащ, заколол его немыслимой, нелепой, на мой взгляд, булавкой, и решил отправиться не куда-нибудь, а в администрацию, чтобы отстоять эту выставку.
Видя такой его внешний вид, я спросила: «Авдюша, может надо как-то иначе одеться?»
Он ответил: «Не важно это», хотя ему очень хотелось добиться выставки, быть признанным.
Кто-то хорошо сравнил искусство с нефтью: никто не знает где лежит нефть, пока не появляется тот, кто ведает. Потом приходит второй человек и начинает бурить скважину, затем третий, который покупает эту нефть. И тут все прозревают и узнают, что нефть, оказывается, дорого стоит.
А потом начинается гонка. Эту гонку мы называем нелюбимым нами словом «мода».
В Ростове до тех пор не будет ничего происходить, пока не родится мода среди состоятельных людей собирать коллекции актуального искусства.
Я должна напомнить, что актуальное искусство — это то искусство, которое многим не нравится, потому что и не стремится нравиться, быть удобным, приятным.
Но это искусство в нашей стране — плоть от плоти того, что делали члены якобы умершего Союза Художников и других процессов.
Актуальное искусство должно быть хроникально описано, так же как актуальное искусство обозревает, фиксирует действительность и расставляет акценты, которые могут не радовать нас, не быть радужными.
Это искусство должно быть собрано и, может быть, тогда в музеях появятся отделы «Актуального искусства», начало которому положила ростовская группировка «Искусство или смерть».
За время ее существования были проданы всего лишь две картины — одна — Валеры Кошлякова, другая — Авдея Тер-Оганяна.
Но это было начало».
Дальше опять цитаты.
Саша Кисляков. Писатель. Художник. Громадина. Александр Кисляков, художник, писатель : «В искусстве всегда были ретрограды и всегда был авангард. Если в искусстве два-три года не будет движухи — ничего не будет».
К чему все это. Ну, мне лично и сейчас интересно то, что говорила Татьяна Сухорукова, например.
А еще — мне важно, чтобы вы высказались — ведь когда открытие фестиваля я профукала — мне надо было «в Париж, по делу срочно». Если вы знаете мою подругу Элину Нестерову — то вот к ней. Срочно — в гости, а «по делу» — это я так — ради красного словца.
Теперь фестиваль завершился и хочется ваших мнений. Мне жаль, что фестиваль никак не назывался. Ну под каким теперь именем он останется в памяти народной? А?
А директор музея ИЗО Светлана Крузе подготовила-таки печатное завершение фестиваля. Это интересный энциклопедический труд о современном искусстве (живопись, музыка, фото, культовые персоны крайнего двадцатилетия) — как и предлагал художник и фотограф Сергей Сапожников и одновременно — каталог участников.
Толстый каталог (300 страниц формата А4) носит википедический характер.
Его открывает «актуальное прошлое» — раздел об Александре Жданове, рожденном в 1938 году в Вешках и умершем в больнице Хогвардского университета (Вашингтон) в 2006.
Наполняет информация более чем о 50 художниках Ростовской области, но и не только. А так же о культурно значимом: туалет на Газетном, Первая южно-российская биеннале современного искусства, галерея «Вата», алкобиеннале.
Завершает труд информация о скульпторе Станиславе Савицкисе, 1984 года рождения.
Каталог выпустили: правительство и министерство культуры Ростовской области, ростовский областной музей изобразительных искусств.
Автором и составителем выступила директор музея ИЗО, искусствовед Светлана Крузе. Ей помогали: Сергей Сапожников, Руслан Ясаев, Наташа Иванова, Галина Пилипенко (я ТО ЕСТЬ) , Татьяна Сухорукова, Галина Коробова и Сергей Простаков.
Тираж весомого издания всего 500 экземпляров – и это – одна из причин рассказа о нем более широкой аудитории.
Что, собственно, я — Галина Пилипенко — и делаю.
Элла Хитарова
Настя Евдокимова. Генеральная редактриса издания «Искусство потребления»
Сергей Голюдов и Сергей Смирнов
Саша «Китаец» Селиванов. Художник
Художник Альберт Погорелкин и искусствовед Татьяна Сухорукова
Сережа Медведев. Драматург и наиглавный в журнале «Кто главный»»
Дима Келешьян. Группа ХУЖЕ, ЧЕМ ДЕТИ. СУПЕР-ЖУРНАЛИСТ (СЕЙЧАС — НА «Радио Ростова»).