Юбилейное

Олег Хаславский

Сегодня, 8 июля, исполняется 65 лет замечательному таганрогскому поэту Олегу Хаславскому. Поэту редкого дарования, спрятавшемуся на долгие годы от внимания публики в глубине старинных таганрогских переулков.

«К Таганрогу у меня очень странное отношение. Я не могу сказать, что я его люблю. Я не могу сказать, что я его не люблю. Я просто без него не могу жить. Я же пробовал… Вот это дикая совершенно для меня вещь. Где только я не жил. В Софии, Хайфе, Иерусалиме, Варне… Где-то и приглашали остаться, за границей…

Нет! Я приезжаю из Болгарии во Владимирскую область, в город Владимир – я за границей. Приезжаю в Таганрог – всё! Я на месте, я на Родине! Что поделать, родина собаки — это будка. Вот в эту будку я и возвращаюсь. Вот такая странная вещь. Это признание в любви. Это действительно город, без которого мне делать нечего. Тут очень интересная языковая среда. По поводу Трилистника… В принципе, всё что я пишу, это о Таганроге…»

Что есть поэт? Хаславский знает ответ на этот вопрос. «Поэт есть нереальная сущность, пытающаяся достигнуть неподдающихся определению результатов непонятными ему самому средствами».

«Неофициальные новости Ростова-на-Дону» поздравляют Олега Хаславского с замечательной датой и публикуют в этой связи программный триптих Олега Львовича «ТРИЛИСТНИК ТАГАНРОГСКИЙ».

Олег Хаславский
ТРИЛИСТНИК ТАГАНРОГСКИЙ

1. ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ

Вид Греческой, Петровской, Полицейской
Довольно милый, но не европейский,
Хоть на погосте европейских самых
Вероисповеданий мертвецы,
В театре итальянские певцы
И кружева голландские на дамах.
Мерцают платья, шитые в Париже,
Где действует какое-то метро,
И мягкому немецкому шевро
Легко бежать по чернозёмной жиже.
– Прелестницы давно минувших лет,
Вас принял всех весьма далёкий брег:
Все пристают, и вы к нему пристали.
Однако, где же “прошлогодний снег”
Как сказывал один француз, поэт?
Но вы его, пожалуй, не читали.
Вам нравились гуляния в саду,
Букеты, смех, шампанское во льду,
Далёкие от вечного искусства,
Далёкие, быть может, от всего,
Живое вы предпочитали чувство
Живому описанию его.
Вы верили в слепую веру страсти –
Сейчас… вот-вот взмахнёт рукой маэстро,
Медь запоёт военного оркестра,
И больше нет ни неба, ни земли,
И в сладком вальсе мысли потекли,
Куда? зачем? Ах, боже, что за счастье!
Но жизнь идёт. По пробуждение скором
Являет очевидность вашим взорам
Большой лопух под низеньким забором
И воробьёв, дерущихся в пыли,
В чём тоже есть своё очарованье.
Уже и тени длинные легли,
Шуршат шаги, гремят аплодисменты.
Какие остроумные студенты,
А гимназистки – нежные, как лани…
Вечерний сад, дыханье ветерка,
В глазах детей – довольство и тоска.
А в галерее сгубленных сердец
Старушка за раскладкою пасьянса,
Телеграфист, жестокого романса
Поклонник и отчаянный певец,
Типичная девица из отпетых,
Поэт из тех, кто вечно при поэтах,
Ледащий хлопец с клячей в поводу
И прочие, которые в саду.

02.06.1983

 
2. СЕРЕДИНА ЛЕТА

Под окнами пивной, при общем оживленье,
Возводят балаган на множество персон,
Где будет цирк давать все лето представленье,
Чтоб вызвать в городской культуре оживленье,
И выход чувствам дать, и мыслям направленье,
Внушив им, так сказать, искусства сладкий сон.

Внутри пивной сидит в пространных размышленьях
Мосье Гапоненко, известный театрал,
Который, говорят, когда-то сам играл,
А может быть и нет – но точно состоял
С актрисами в определенных отношеньях.
Спросите местных львов, и вам ответят так:
Мосье Гапоненко? – он тертая собака,
Вы видели, как он разделывает рака,
Как кушает его? И что такое рак?

Вы задали вопрос, так приготовьтесь слушать,
В том, что я вам скажу, большая правда есть,–
Рак, это вам не гусь. Гуся возможно есть,
Тогда как рака лишь благоговейно кушать.
Да грех и поминать каких-то там гусей –
В любые времена и на любом обеде,
Пока скрипят миры на остриях осей,
Поверьте знатоку, рак – это Моисей,
Могучий патриарх всея вселенской снеди.

Поверьте едоку, пока кружат миры,
Пока не канули в густую бездну мрака,
Возможные сорта возможнейшей икры,
Бараны, индюки, вальдшнепы, осетры –
Всего лишь рой теней в сиянье вечном рака.
От имени его исходит благодать,
Рождает вид его в груди большие чувства.
Когда вы не поэт, вам рака не понять,
Мосье ж Гапоненко – он человек искусства.
Вглядитесь пристальней в невозмутимый лик
Презревшего тщету страдальцев и маньяков,
И как по-вашему, что делает старик?
Вы думаете, спит? Он ждет горячих раков!

И зрелище, тотчас явившееся мне,
Я б не посмел назвать иначе как судьбою:
Восходит человек при общей тишине,
Весьма огромный таз неся перед собою.
Пылает медный таз, над ним клубится мгла,
И эта мгла красна и устрашает многих.
Когда же мощная гора членистоногих
На стол среди пивной обрушена была –
Фундамент задрожал, и будто бы в грозу
По залу пронеслись громовые раскаты…
Тут все попадали, смятением объяты, –
Лишь он один сидел и смахивал слезу.

Мы пива напились и шли навеселе,
И царствовал покой на море и на суше,
Пока небесный Рак простые наши души
По должности варил в весьма большом котле.
Стремилась ласточка в густую синеву,
Собака от жары скрывалась под крылечком,
Пастух с пастушкою брели к своим овечкам,
Но временные наблюдались беспорядки –
Пищало множество детей в капустной грядке,
Пока Амур менял тугую тетиву.
(А так как ныне трудно с тетивами,
То крыл он жизнь последними словами).

Весь день дождило. Ночь прохладна и влажна.
Густая темнота, глухая тишина.
Но крепнут голоса собачьей перепалки,
И жидкий свет цедит по капельке луна
На крыс, справляющих свои дела на свалке,
На двух любовников, сомлевших прямо в балке,
На жуликов, белье гребущих с чердака,–
Многообразна жизнь ночного городка.
Свершен воскресный труд купорки, варки, стирки,
Во всех домах храпят, а в опустевшем цирке
Удав, подверженный влиянию луны,
Про то, что было днем, цветные видит сны.
Он слышит, как вода струится по канавам,
И думает о том, как плохо быть удавом:
Ну, тигром, ну, слоном – еще туда-сюда,
А вот удавом – нет. Противно, господа.

26.06.1983

 
3. ВПОЛГОЛОСА

М. С. Басову

1

Скоро сказке конец,
Скоро время потянется вспять.
Будет ветер шуметь,
А деревья качаться и спать.
И под частым дождем
Задрожат на поверхности луж
Отражения их
Почерневших и сгорбленных душ.

Словно в поисках счастья
Разлетится по свету листва,
Будет долго и трудно
Умирать на газонах трава
И совсем одиноко,
Утопая в холодной грязи,
На разбитом асфальте
Обозначатся наши стези.

Бесконечно глядим
На осенний разгул за окном,
Улещаем печаль
Сладковатым дешевым вином:
Хорошо, что на свете
Не иссякли вино и друзья.
Убегает в туман
Неизвестного свойства стезя –
Там простятся, быть может,
Нетяжелые наши грехи.
На китайский манер
Пьем вино и читаем стихи.
Приближается ночь,
Затекает слезами окно –
Хорошо, что на свете
Не иссякли стихи и вино…
2

Все проходит, увы,–
Вот и сказочке нашей конец,
Не стесняясь в словах
Время пишет последние главы,
И горит на губах
Легкий привкус осенней отравы,
И навечно готов
Утвердиться в зените Стрелец.
Расплывается сон,
Очертания тают вдали,
От изменчивых чувств
Остаются лишь грусть и беспечность –
Столько дней и ночей
Не оставя следа протекли,
Что, пожалуй, уже
Не страшна нам и самая вечность.
Впрочем, что изменилось?
По-старому солнце встает,
Воробьиная драка
Слышна из соседского сада,
Горстью синих плодов
Осыпается куст винограда,
И в малиннике мерзнет
От дома отбившийся кот.
Все проходит – и ладно.
Всего уже столько прошло,
Столько встреч и разлук
Навалилось с размаху на плечи,
Что не в тягость уже
Ни разлуки, ни самые встречи,
А беспечная грусть –
Не сложнее других ремесло.

28.08.1983

 Олег Хаславский. Таганрог, 2012 г.