В нашем городе всегда жили замечательные и талантливые чудаки, которых часто не замечал и недооценивал официоз, но они творили свои безобидные чудеса, радовали горожан, и настораживали чиновников.
Недавно в Россию на гастроли приехала всемирно известная певица и актриса Бьёрк, и я вспомнил, что с ней встречались наши земляки, ещё тогда, когда она начинала свою звёздную карьеру, и все считали тогда её всего лишь, чокнутой исландской девочкой.
Теперь я смотрю на фотографию в книге «Золотое подполье», московского культуролога Александра Кушнира, на которой стоят ростовчане Игорь Ваганов, Лена Артикульная, и совсем ещё юная певица Бьёрк, которая держит в руках ростовский, самиздатовский журнал и счастливо улыбается.
Кто эти люди, которые всегда сами по себе, без всяких поддержек официоза, мутят воду народного искусства, точнее, они фильтруют мутные воды народной самодеятельности?
Игорь Ваганов – журналист одной из ростовских газет, Елена Артикульная – общественный деятель, занимающийся подростковым досугом.
А если копнуть ближайший пласт истории? Сколько таких людей, чьи имена мы не знаем?
Вот и затеял я исследование на тему: «Жизнь замечательных чудаков».
А тут как раз и случай подвернулся. Проходил по главной улице города и увидел, как «винтят» бдительные милиционеры свободного художника, торгующего картинами.
Присмотрелся, а это известный Ефим Мусаилов. В народе он известен как просто Фима Грек. Нет, это не блатная кличка. Грек он потому, что национальность такая. Живёт же в Ростове куча разных национальностей. Фима Мусаилов родился, и почти большую часть своей сознательной жизни прожил на Дону, точнее возле табачной фабрики.
Ещё в прошлом веке, когда слово диссидент не было сказочно игрушечным, Фима Мусаилов был диссидент.
Он рисовал шкодные пародии на нашу жизнь, в которых, непременно присутствовали серп и молот. Он занимался тем, что сейчас считается рекламой, только он рекламировал советскую власть.
Она, глупая этого не понимала, и винтила Фиму, как могла. Фиму мало устраивало жизненное кредо карикатуриста, он искал сподвижников, и нашёл.
С его лёгкой руки появился в Ростове самиздатовский журнал «Ура! Бум! Бум!». Писал он о молодёжной культуре, преимущественно о жизни рок – музыкантов, поэтов, художников. Журнал стал всемирно известным. Его перевозили, через границы без проблем, поскольку у мировой культуры нет границ, и даже таможенники к «стограммовой бумажной бомбе» относились лояльно. Между тем, бомба разрывалась, и осколки летали по планете, попадая в души единомышленников. «Ура! Бум! Бум!» — название придуманное Фимой, объяснял он его очень просто: вся информация человеком воспринимается на ура, а потом, «бум, бум» по голове.
Журнал «Ура! Бум! Бум!» читали: американцы, англичане, немцы и французы. У него были внештатные корреспонденты по всему миру. Впрочем, о каком штате могла идти речь, если это были альтруистические черно-белые листики, напоминающие газету «Искра»?
Во всём мире, до сих пор существует самиздат, и даже вовсе не как альтернатива государственным, и мощным коммерческим изданиям. Просто это такой бульварный вид творчества. Бульварный, но не жёлтый. В журнал «Ура! Бум! Бум!» присылали свои произведения со всех точек планеты. Часто это были демо записи неизвестных музыкантов, проза и поэзия.
Однажды свои картинки прислал мексиканский художник, оформлявший альбомы супер группам «Сипультура», и «Ред ход чили пеперс».
Марина Егорова брала интервью в Париже, у Дэвида Боуи, специально для «Бума».
Шура «Би – 2», из Австралии, присылал ещё пробные записи своего мега – хита «Полковнику никто не пишет».
Фима уже уехал на свою историческую родину, а журнал жил. Он был признан одним из лучших самиздатовских журналов на всемирной выставке, во Франкфурте на Майне.
И вот, спустя немало лет художника – авангардиста Фиму Мусаилова, на Большой Садовой штрафуют «люди в серых халатах».
За что?
Теперь он рисует картинки на виниловых старых пластинках, на спичечных коробках, пластиковых, телефонных и банковских картах.
Странное дело, не положено бабушкам торговать экзотическим барахлом на улицах. Художникам тоже не положено продавать свои картины. Зато можно открывать казино и клубы для маньяков и извращенцев. Ну да бог с ним, с государством. Фима не просто торгует картинками, он ещё и борется за экологию. Ни для кого уже не секрет, что тотальная целофанизация до хорошего человечество не доведёт. Наши дети уже не знают, что такое мусорное ведро, поскольку кульки его вытеснили.
Между тем, мусор в целлофановой упаковке попадает в недра земли и не разлагается тысячелетиями. Мало того, что археологов будущего, ждёт такая вонючая подлянка, но и для круговорота природных процессов – это очень вредно.
Вот Фима и затеял акцию гражданской инициативы под названием «В природе нет мусора. Это просто отходы, которые необходимо выбрасывать отдельно от пищевых отходов».
Дабы помочь матушке природе, ограничить её от лишней пластмассы в организме, Фима решил рисовать не на холсте, а на виниловых пластинках, спичечных коробках, и пластиковых картах. Таким образом, они становятся произведениями исскуств, а следовательно хранятся на поверхности и не причиняют вред земле.
Фима даже бартер практикует. Принесёте ему старую телефонную карту, он вам в замен вручит уже разрисованную эмалью. Всё своё творчество он называет мёртвописью.
Кор. У тебя есть какие –то сюжеты, о чём ты пишешь? Ф. Я постоянно пытаюсь нарисовать портрет «Ничего». Кусочек «ничего» — является частью всего.
У меня не было с собой диктофона, и Фима предложил мне свой – экологически чистый. Это длинный рулон бумаги, расстеленный на скамейке. Вот на нём и записывал я ответы художника. Кор. Что ты делаешь в Греции, где работаешь и живёшь? Ф. Я живу в Афинах. Рисую и торгую своими картинками на Монастераки, недалеко от Акрополя. С моей торговой точки виден Парфенон. Здесь торговали своей продукцией художники всех времён.
Кор. А полиция гоняет? Ф. Да, иногда, но делают они это весьма вежливо. Вообще в Греции народ не агрессивный. Иногда я уезжаю в Испанию и торгую картинками мёртвописи в университете под Мадридом. Я не работаю уже ни в каких фирмах. Раньше рисовал для местных изданий, в основном экологических. Однако, и у греческих дельцов обывательщины та же самая разновидность шизофрении, что и повсюду. Они предпочитают картинки голых тёток, пейзажи и натюрморты с бутылками и фруктами.
Фима страстный курильщик, знающий толк в хорошем табаке. Одно время он даже выпускал газету «Папиросная правда», причём делал он её на экологически чистой бумаге.
Кор. Откуда такая мистическая любовь к табакокурению? Уж не от того, что ты вырос в доме, рядом с нашей «Табачкой»? Ф. Наверное и по этому. Вообще – то табакокурение в Греции занятие наиболее культовое, чем в других странах. Правда, в последнее время и в Греции стали делать «пиратские сигареты».
Да, я недавно покурил легендарный «Ассос», чуть не помер от досады. Мир пошёл по очень скверному пути. Подделываются не только полотна великих мастеров. Воруются песни, технологии, военные тайны, и концепции и инструкции по выживанию.
Почему многие художники не хотят писать портреты придворных чиновников в обмен на красивую жизнь? Может быть они и есть совесть природы.
Фима скоро уедет в страну, где всё есть. Там его ждёт русский борзой пёс по кличке Беломор.
«Беламор, через «а», поскольку, как говорим, так и писать надо» – уточняет Фима.
Люди охотно покупают разрисованные пластинки. С другой стороны, ещё можно и музыку послушать, и даже если она плохая, потом эту пластинку рука не поднимется выбросить. Повесят эту абстрактную красоту на стенку, и тем самым спасут природу от винилового отравления.