Живопись ростовских художников на кушетке психологов
Задумала я поместить творения художников на кушетку психолога. Интересно было насколько внешнее — на холст вынесенное, передает состояние внутреннее? Договорилась с художниками и стала искать — кого бы привлечь в качестве эксперта. «Концепция такая» — писала я психологам — я вам присылаю три работы одного художника, три другого и три третьего (чтоб стили разные были) и вы их оцениваете с профессиональной точки зрения (если вы захотите, конечно). Заручившись согласием художников — Ирины Андрющенко, затем — Николая Гука и еще — Альберта Погорелкина, отправила я фотографии их картин психологам. Мне казалось логичным остановиться на трех экспертах. И… И начались странности. При предварительных переговорах мне говорили «да»! Никто не сослался на чрезмерную занятость, либо же другие причины. Но, как только психоаналитики получали работы, они что называется, шли в отказ… Одна психологиня отказалсь «по этическим соображениям» и выразила надежду, что отказ не помешает нам продолжать приятельствовать. Другой продемонстрировал готовность: » Если художники согласились, и не будет «неприятных сюрпризов задним числом», давайте попробуем — постараюсь сохранить приличествующую деликатность». И… пропал… Третий колебался… Я занервничала. Это что «Непристойное предложение»? (Такой фильм есть — Эдриана Лейна). Мне казалось, что проблемы нет — художники согласились быть публично «проанализированы». Психолог: «Предложение вполне пристойное, но есть этический момент. Я не имею права диагностировать психическое состояние человека без запроса с его стороны или со стороны его семьи. Если, конечно, это живущий ныне художник, а не ставший уже достоянием человечества и объектом психобиографического анализа, как Ван Гог или Пикассо. Можно было бы, в принципе, порассуждать о том, как искусство отражает душевную жизнь, важно выбрать верный подход к этой теме…» Именно этого я хотела! Да! Да! Искусство, отражающее душевную жизнь! Да! Абсолютно точная формулировка… Я была переполнена благодарностью — и за подход к теме и за доверие, и за корректность и… И… мой третий эксперт… исчезал… Я отыскала еще тройку психологически образованных людей. И для чего? Такая диагностика обычно предваряет лечение, а мы ведь никого не собираемся лечить. Было бы более корректно анализировать художников прошлого, биография которых уже стала общественным достоянием. Это был бы психологический вклад в понимание их творчества. А у живущих могут быть свои, мне не известные обстоятельства, не хотелось бы вторгаться в их частную жизнь, словом, главный принцип в таких случаях — «не навреди». Таковы мои соображения. Возможно, их стоит обсудить очно». Я соглашалась на очно, лично и … мой респондент переставал выходить на связь. Обращаясь к третьей тройке психологов, я, как птица-секретарь, твердила: «Меньше всего мне хотелось бы с вашей помощью найти какую — либо патологию у художников. Или, наоборот — отсутствие отклонений. Интереснее — шире — о том какой психологический контекст заложен в работах. Вот такая идея. А ставить диагноз — ну кому нужны такие частности? Разве что близким. Но это — не тот случай. Понятно, что всякое полотно — это «Крик» (не Мунка), а души, но… Вот такие мыслишки. Ответ: «Здравствуйте, Галина! Ответ: «Галина! По поводу картин у меня какая-то пустота в голове, видимо, они меня эстетически не задели». И все-таки живопись на кушетке психолога оказалось. Насколько интересным оказался результат — судить вам. Для меня он был шокирующим. Сергей Выгонский — ростовский психиатр, психотерапевт, психоаналитик, член Союза журналистов России. Персональная страница «Сергей Выгонский: общество глазами психоаналитика» В своих заметках я исхожу из того, что любую картину можно уподобить сновидению, поскольку продукты художественной фантазии сродни таким ночным видениям. Следовательно, предложенные изобразительные композиции, подобно снам, можно толковать, обращаясь к психологическому значению таких символических образов. Договоримся сразу: я не ищу патологию в творцах и их произведениях, ибо врачебная этика препятствует этому. Я лишь расшифровываю психологический смысл, скрытый в присланных мне картинах. По крайней мере, так видятся они мне. Николай Гук Описание: Красный и черный свет, две противостоящих друг другу руки (рука слева — в виде пистолета, ладонь справа — в виде собачьей головы), слоган «Собаке — собачья смерть». Это — своего рода дуэль. Комментарий: Цветовое решение картины указывает на напряженность эротических инстинктов (красный) и тотальное отрицание (черный). Пистолет и собачья голова — это неприятие собственной инстинктивной сферы, о которой уже говорилось выше. Наличие человеских рук, изображающих эти образы, означают, что описываемый психологический конфликт локализуется в самом художнике. Неужели желание секса доставляет столько проблем — главная подспудная идея этого произведения. Николай Гук «Нахаленок» Описание: Мальчик, изображенный в воздушной акварельно-прозрачной манере, говорит, обращаясь к зрителю, про то, что в старости у зрителя выпадут зубы и он, мальчик, будет за него жевать. Комментарий: Есть в этой композиции нечто экзистенциальное. Это — жизнь и смерть, юность и старость, смена поколений, извечные жизненные циклы. Иногда у человека появляются аналогичные мысли, заставляющие его соотнести свои цели и желания со своим жизненным временем, ограниченным предстоящей смертью. Похоже, что художник озадачен, возможно, не осознавая этого, похожими вопросами. Ирина Андрющенко Описание: Портрет женщины, у которой на голове разместилась кошка. Комментарий: Женщина и ее инстинкты, олицетворяемые своенравным домашним хищником — что может быть очевиднее. Очередная попытка заглянуть в непроглядную тьму женской души. Описание: Две девицы, находящиеся в эмбриональных позах (поза плода в организме матери), держатся друг за друга. Лица обоих смотрят вниз. Они лежат на ковре с рисунком цветов, расположенных в виде круга. Комментарий: Если взрослый человек начинает использовать эмбриональную позу, например, во время дневного сна, то это означает повышенную потребность в защите. Тем самым человек как бы сигнализирует о том, что хочет вернуться в беззаботное внутриутробное существование. Две взаимосвязанных женских фигуры, принявшие обсуждаемую позу и ассоциирующиеся с материнским организмом, напоминают именно о таком психологическом состоянии. Интересно и то, что эти персонажи расположились на ковре, где изображен круг из цветов. Напомню, что два последних элемента также символизируют состояние гармонии. А вся композиция — стремление бежать от реальности в иллюзорные пространства. Альберт Погорелкин Альберт Погорелкин. Апокалипсис. Описание: Мешанина голубых и серых полос, два фрагмента лиц с глазами (слева — два глаза, слева — один глаз). Комментарий: Это, безусловно, рубежная работа в жизни автора, поскольку любые апокалиптические темы в изобразительных произведениях связаны с пересечением границ житейских ситуаций. Автор художественного произведения изобразил «истощающий» вариант апокалипсиса. Об этом свидетельствуют цвета: голубой (покой) и серый (отстраненность). Также в композиции отражен конфликт между «плоским» восприятием (один глаз) и стереоскопическим видением (два глаза). «Истощающим» же такой образ является потому, что всеобщее разрушение видится здесь как усталость и скука. В следующий раз работы оценит Сергей Голиков, психолог (г.Кисловодск) Вскоре я — Галина Пилипенко — постараюсь познакомить вас с результатами. More from my site |