Живопись ростовских художников на кушетке психологов — 3
Часть 1 Живопись ростовских художников на кушетке психологов Часть 2 —Живопись ростовских художников на кушетке психологов И вот окончательный анализ. Виктория Вячеславовна Ракова, практикующий психолог. Стаж работы — 20 лет. Звонить: 89287616650. Писать: w.55@mail.ru Иногда, чтобы понять почему одни произведения искусства нас притягивают, а другие оставляют равнодушными или вызывают отторжение, можно посмотреть на них под психологическим углом. Октябрь 2012 года, Лувр, стою около Джоконды Леонардо, слушаю гида…. Всем известно, что существует 3 основные версии того, кто изображен на этом портрете: 1) жена богатого купца; 2) фаворитка французского короля; 3) cам Леонардо да Винчи «Ну что же такого особенного есть в этих людях для автора,чтобы он так и не смог расстаться с этой картиной: не отдал заказчику, не продал, а всю свою жизнь возил ее с собой? Какая загадка кроется в улыбке обычной женщины? Почему уже несколько веков она притягивает к себе взоры людей, задевая самые глубинные чувства?»- стою и думаю я. Позволю себе высказать свою скромную ни на что не претендующую версию как психолог. Мне кажется, что ответ кроется в детстве Леонардо. Как известно, Леонардо был сыном богатого флорентийца и простолюдинки Катарины. Неравный социальный статус не позволяет им заключить брак. Отец Леонардо женится на женщине из своего сословия, а Катарине ставит условие: Леонардо остается с ним, растет в достатке, получает хорошее, по тем временам, воспитание и образование, а она никогда больше не встречается со своим сыном. У Катарины нет выбора, она соглашается. Леонардо еще очень мал,чтобы помнить мать. Катарина остается жить во Флоренции, чтобы позволить себе инкогнито, издалека наблюдать как растет и мужает ее сын. Встречи были редки, кратковременны. И сколько же любви, нежности, гордости отражалось на ее лице в эти редкие мгновения. Да разве мог мальчик, обладающий тонкой художественной натурой, пройти мимо этого взгляда, ничего не почувствовав? ДА. Он не знал кто эта женщина, почему она так смотрит на него, но его сердце, но душа и память навсегда запечатлели это лицо, этот взгляд, эту улыбку. И все сходится воедино и становится понятно,что: 1) Леонардо не расставался всю жизнь с этой картиной, потому что изобразил на ней самое глубокое, самое сильное детское впечатление: ту женщину, которая смотрела на него с такой любовью и нежностью. 2) На картине изображен не сам Леонардо, а та, смотрящая на него женщина, его мать. На неё он вполне мог быть похож. 3) А эта улыбка,выражение глаз так притягательны столько веков, поскольку в каждом из нас живет ребенок. А что для ребенка дороже всего на свете? Отражение любви, нежности, гордости в глазах, смотрящей на нас мамы. И это так гениально выразил Леонардо в своей Джоконде. Беря на себя смелость и ответственность дать психологическую характеристику работам ниже представленных художников, сразу хочу сказать: рисунки относятся к проективным тестам. По ним ни в коей мере нельзя охарактеризовать многогранную личность автора. Речь может идти только об описании эмоционального состояния человека на конкретный момент, если хотите — дату написания работы. И уж тем более, это не из области » Что было, что будет и чем сердце успокоится.» Кстати, предлагаю вам до прочтения интерпретации — проверьте себя на то какие ощущения и чувства вызывают лично у вас эти картины. Выскажу еще одно предположение: наше внимание привлекают те работы художников, в которых совпадает наше текущее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние художника в момент написания картины. Мы как бы совместно проживаем его. Проверьте. Или поверьте. Николай Гук Николай Гук «Собаке — собачья смерть» В природе все имеет свою противоположность: жизнь-смерть, горе-радость, любовь-ненависть, агрессия-спокойствие и. т.д. А поскольку это так, то ничто нельзя трактовать однозначно. Работа Николая Гука «Собаке — собачья смерть», на первый взгляд, несет в себе только агрессию. Об этом говорят и цвета черный на красном, и надпись «собаке собачья смерть», и тематика, и плакатный стиль. Рамка серого цвета указывает на депрессию, неясность, ограничения. В тоже время способ выражения агрессии в этой работе (кому не известны собачка и пистолет как тени на стене?) скорее можно отнести к подростковому возрасту. Здесь возможны два варианта интерпретации: 1) Какое-то событие в жизни автора в период, предшествующий написанию картины по ассоциативной цепочке актуализировало состояние агрессии, обиды, пережитое им в школьном возрасте и оставившее глубокий эмоциональный след, что и отразилось в данной работе (так сказать «ответ Чемберлену»). ИЛИ 2)Какое-то событие помогло прожить «застрявшую» обиду и через это проживание освободиться от эмоционального блока. И теперь уже картина несет в себе иронию и юмор. Сама тематика картины говорит об обиде на значимых для ребенка людей в раннем подростковом возрасте и естественном желании их когда-нибудь «наказать» за эту обиду. О непонимании, неясности того, почему с ним так поступили говорит серый тон картины. О психологической защите от этой обиды по типу «плевать я на все хотел» свидетельствуют кривая улыбка, «руки в брюки», поза. Какое это имеет отношение к автору? Повторюсь — двоякое. 1) Либо освободился от обиды и идет себе «припеваюче» 2) Либо «наказал» за обиду (причем не в прямом смысле, адресно своих родителей), а обидчика, повстречавшегося на жизненном пути и спровоцировавшего такое же переживание обиды, несправедливости, непонимания, какое пришлось пережить в детстве. Отстоял свою Личность. Эта работа, скорее всего, из мира грез и фантазий, присущих подростковому возрасту. Хорошая иллюстрация к произведениям Куприна «Яма» или Ги де Мопассана » Нана». Посмотрев три работы Николая Гука, можно предположить, что в период их написания, для автора были актуальны эмоции, характерные для подросткового возраста. Но сила искусства как раз в том и состоит,чтобы сделать душу чище и больше, а мировоззрение шире. Помните слова короля из «Золушки»: «Никакие связи не сделают душу больше, а ножку меньше». Альберт Погорелкин. Альберт Погорелкин. Апокалипсис. Апокалипсис- конец света, крах, катастрофа. «Концом света» нами всегда воспринимается утрата чего-то очень важного и ценного для нас. Это может быть утрата надежд, отношений с другим человеком, работы, иллюзий, кошелька, да и мало ли еще чего. У автора, вероятно, речь идет об утрате в этот период гармонии (присутствие белого цвета) и надежд (зеленого). Любая потеря провоцирует страх, мы его явно ощущаем на картине (прежде всего это глаза). В одной паре глаз явно читается ужас, другая — закрыта, автор как бы прячется от реальности: «это ужасный сон — проснусь и все будет по — прежнему». Все цвета этой работы (прежде всего серый, черный) кричат о полном непонимании автором того «что происходит», иррациональном взгляде на ситуацию, возможно, депрессии (слишком много серого). Психологи знают: в основе любого страха лежит страх смерти. И до тех пор пока мы отмахиваемся от него, прячемся (закрытые глаза) он будет приходить снова и снова после любой, даже незначительной утраты. Но парадокс как раз заключается в том, что победив страх смерти, МЫ НАЧИНАЕМ ЖИТЬ. Предлагаю вам древнеиндийскую притчу по этому поводу. Один великий царь пришел к ручью и увидел там мертвых своих братьев, и вдруг услышал голос с небес, сказавший ему, что если ты сейчас не ответишь на вопрос : «Что самое удивительное в этом мире?», то умрешь и ты. На что царь не задумываясь ответил : «Самое удивительное в этом мире то, что мы можем каждый день видеть смерть, могут умереть все наши близкие, но тем не менее мы будем думать, что мы никогда не умрем, и именно это я считаю самым удивительным на свете,что люди думают и ведут себя так,будто никогда не умрут» На что божественный голос сказал : «Ты действительно мудрый и ответил правильно». Могу предположить, что Альберт Погорелкин, выразив свое состояние на картине, прожив его через этот образ, одержал маленькую победу над своим страхом. Альберт Погорелкин. Воплощение неощутимого. В психотерапии существует одно из эффективнейших направлений — «Символ-драма». Этот метод направлен на прорабатывание текущих проблем клиента или глубинных эмоциональных блоков, сформированных у него на ранних стадиях развития личности и до сих пор оказывающих негативное влияние на его жизнь, взаимоотношения с окружающими, самооценку.
Довольно часто во время сессии (консультации) это происходит одновременно через проживание клиентом определенных образов и изображения в виде их рисунков.
После этого обязательно следует обсуждение с клиентом тех чувств, которые вызывает у него выполненный им рисунок.
И это очень важно для интерпретации и последующей совместной работы.
Позволю себе спросить у автора и у вас, зрители : «Какие чувства у вас вызывает эта картина?»
Выскажу свое предположение: на тот момент жизни у Погорелкина поднимается (гора внизу картины) вполне разумное (синий цвет горы) мужское начало (гора) и объявляет войну (оранжевый цвет, огонь) внутреннему или внешнему дракону (черный силуэт) со всей силой и страстью воина, на которую он способен.
Психологам хорошо известно: НАДО УБИТЬ ДРАКОНА ВНУТРИ СЕБЯ, ОН ТВОЙ НАСТОЯЩИЙ ВРАГ, а внешний сам ускачет, причем не один.
Трудно, но очень эффективно!
Надеюсь, мы можем поздравить автора этой работы с «победой».
Альберт Погорелкин.»Двое на облаке»
Интерпретация любого художественного образа заочно может быть очень приблизительной. Чтобы обрисовать полную картину необходима беседа с автором (что для него означает данный образ, какие чувства вызывает), самочувствие в настоящий момент, события, которые происходят в жизни и. т. д.
В любом произведении искусства запечатлен всего лишь миг в истории жизни художника. О каком «миге» говорит картина Альберта Погорелкина?
Изображение облака в сочетании с белым, зеленым и голубым цветом, скорее всего, свидетельствует о психосоматическом заболевании в тот период или о наличии большого количества проблем.
Оговорюсь: Аюрведа все заболевания считает психосоматическими. Даже простая простуда — это психосоматика.
Значит в организме накопилась усталость, как физическая, так и эмоциональная, и он (организм) с простудой «укладывает» нас в постель, чтобы дать возможность восстановить силы, так сказать, отдохнуть.
Две фигуры на облаке похожи на мать с ребенком, который как бы прячется в ее коленях . Ведь когда мы заболеваем или у нас «груз» проблем, чего нам хочется больше всего?
Конечно, снова стать беззаботным ребенком, зарыться в колени мамы или вернуться в ее чрево, где было так безопасно. Естественно, все это происходит на бессознательном уровне и далеко не один раз в жизни у каждого из нас.
Ирина Андрющенко.
Ирина Андрющенко.«Портрет женщины»
Устойчивая тенденция к деятельности: почти все,что обдумывается или планируется осуществляется. Женщина активно переходит к реализации своих планов (голова повернута вправо).
Для нее значимо мнение окружающих, более того, она предпринимает действия для завоевания положительной оценки (украшения в ушах). Любит поговорить и может постоять за себя словом (приоткрытый рот, зубки).
Заинтересована в восхищении окружающих внешней красотой (прорисовка глаз, бровей, ресниц). Ценит эрудицию в себе и окружающих.
Чувственна, подчеркивает свою женскую природу, сексуальность (кошка — символ женщины). В большей степени все вышесказанное скорее относится к автору, чем к персонажу.
Ирина Андрющенко.«Парящая женщина»
На конкретный момент: потеря опоры под ногами (парит в воздухе), мощный отток энергии, отсутствие сил что-либо делать, двигаться вперед (красные нити вниз от рук и ног), состояние беззащитности (отсутствие одежды), нежелание видеть происходящее), принимать в нем участие (закрытые глаза), желание просто парить как шарик, не предпринимая никаких усилий.
Надежда, что все само собой образуется.
More from my site |