Алексей Романовский. Александр Башлачев
Алексей Романовский работает в Серпуховском филиал радио «РТВ-Подмосковье» очень специальным и очень хорошим корреспондентом сделал этот материал о СашБаше для радио. Он где то есть в архиве, но пока он не отыскался, сайтик «Неофициальных новостей Ростова-на-Дону» публикует текстовую версию программы. Алексей Романовский: «Конечно, в радио-варианте это все красивее звучит, с джинглами, отбивками, подложкой, песнями Башлачёва. На радио все зависит от голоса, как это будет прочитано… Звонил в редакцию газеты, где он работал, записывал его первую любовь…
Коллеги мне дали телефон Ирины Сеничевой.
Дело в том, что известные люди, лично знавшие Башлачева, как правило, уже все о нем рассказали. А меня интересовала именно неосвещенная сторона его жизни. Поэтому я и выбрал темой его журналистскую деятельность. Башлачев — человек, определивший мой жизненный путь, мое мировоззрение. Я выбрал журналистику, как профессию, как раз под воздействием его творчества. Он же тоже был журналист. Выпускник Уральского государственного университета».
…И должны оставаться живыми! 27 мая 1960 года в Череповце родился выдающийся поэт, автор песен Александр Башлачев. Сегодня, ему было бы 53 года. В последнее время о нем сделано не мало передач, сняты документальные фильмы. В них исследуется его творчество, ставятся разные вопросы и ищутся на них ответы. О начале его творческой деятельности (за небольшим исключением) никто не говорит. Да и мне не удастся сказать что-то существенно новое. Просто в этой программе мне бы хотелось вспомнить Александр Башлачев. Человека, который произвел в буквальном смысле революцию в рок-поэзии. В этом материале я расскажу об Александре, как о простом человеке на основании воспоминаний людей, лично его знавших. Конец семидесятых. Александр Башлачев по окончании школы устраивается на металлургический комбинат художником-оформителем. Проработав год, поступает на факультет журналистики Свердловского государственного университета. В студенческие годы знакомится с Вячеславом Кобриным, лидером череповецкой группы «Рок-сентябрь». Встреча стала судьбоносной в творчестве Башлачева. Участием в творчестве этого коллектива Александр Башлачев заявил о себе как о поэте. Но первая проба пера состоялась значительно раньше, по признанию самого Александра Башлачева «первая строфа датирована глубоким детством, да и в общем то в ней и смысла как такового нет». Но чувство рифмы у ребенка проявилось ярко. В то время и стал формироваться поэтический талант. Осенью 1983, по окончании университета он приехал работать в родной город журналистом. Тогда он начал творить и этот путь привёл его к бессмертию. Спина Славы Задерия, Рашид Нугманов, Александр Башлачёв. Фото подарено Задерием Гале Пилипенко и впервые опубликовано в журнале «Ура ! Бум Бум» (Ростов-на-Дону) Сегодня газета в редакции которой работал Башлачев, переименована и носит название «Речь», а в то время она именовалась, как говорил сам Александр Николаевич, «газета с поэтическим названием «Коммунист»». Об этом времени любезно согласилась рассказать корреспондент череповецкой газеты «Курьер», хорошая знакомая Александра Николаевича Ирина Сеничева: «Профессия ему нравилась и, я думаю, он не случайно ее выбрал. На фото: Ирина Сеничева. Ирина: «У меня не осталось ни одной фотографии с Сашей. Просто не было тогда телефонов с камерами…» Он вообще очень любил литературу и он понимал, что может писать и писать очень хорошо. У него это получалось. И однажды я тоже задала ему этот вопрос. Он сказал: «профессия мне нравится, а вот работа — нет». Это было понятно, потому что в Советском Союзе на тот момент, это были 80-е годы, было очень много запретов, не было свободы слова. А Саша был очень свободолюбивым человеком и четко понимал, что происходит вокруг. Ему об этом хотелось говорить, пытаться что то изменить, но это было запрещено. Он работал в партийном отделе газеты совершенно коммунистической газеты. Но это не значит, что он писал коммунистические передовицы. Он выезжал на различные стройки и рассказывал об обычных людях. И однажды, мы заговорили о его нелюбви к профессии. И Саша привел пример: в газете «Коммунист» вышла статья о том, что девушка встречалась с иностранцем, а в то время с иностранцами вообще встречаться было запрещено, а уж девушкам выходить замуж за иностранцев — тем более. И девушку заклеймили позором, говорили, что она ради выгоды с ним встречается. Сашу очень возмущал этот момент. Он говорил, ну почему? Люди встретились, полюбили друг друга. Почему девушка из Советского Союза не может полюбить парня из Пакистана? Тем более в этой статье называли фамилию этой девушки. Он очень переживал по этому поводу. Потому что фамилия очень распространенная. Он говорил: в Череповце тысячи девушек с этой фамилией, это клеймо на них, а во-вторых, это не хорошо влезать в их жизнь и он даже хотел пойти и извиниться за всю нашу редакцию. Мне кажется это очень показательно. Он был человеком совестливым». Александр по отзывам близких ему людей, с невероятным тщанием относился к тому, что делает. Особенно трепетно он относился к слову, понимая, что в нем великая сила. Поэт «умывает слова возводя их в приметы» — это строка из произведения Башлачева «На жизнь поэтов». Именно так и относился он к тому, что делает. В буквальном смысле неся всю полноту ответственности за те слова, что выходили из его уст. О его работе со словом говорит Константин Кинчев в книге воспоминаний «Знак кровоточия. Башлачев глазами современников»: «Саня мне дал, вообще, очень много. Я тогда к слову относился так: «что бог на душу положит», а благодаря Башлачеву стал более ответственным и бережным. Посмотрев, как он работает над песнями, я понял, что любой человек, пишущий песни, должен отвечать за свои слова и не зазорно над этими словами, в принципе, и поработать. Замечательно, когда существует импульс и его можно зафиксировать на бумаге, но потом его нужно обязательно поправить, подравнять, сделать более четким. Этим Башлачев и занимался… …Планку он всем поставил будь здоров. Человек у тебя живет, показывает свои тетрадки, показывает формулу написания – какое слово за какое цепляется. Ведь каждое слово должно вытекать одно из другого, подчеркивая и подкрепляя его, слова превращаются в предложение, которое стимулирует рождение следующего предложения, состоящего из таких же слов. И он чертил графики и схему, стрелочки рисовал, как одно слово с другим должно соотноситься. Не в рифме дело, а должно соотноситься именно смыслово. И стилистически как они должны завязываться и, соответственно, начинать играть благодаря этой огранке, гореть, как бриллианты. Да, он так работал. Он научил меня шлифовать и заниматься огранкой. То есть, конечно, он меня не учил, мне просто было интересно, и он мне рассказывал, как он работает над текстами. Я именно этим интересовался, и он делился, как ученик-отличник за партой руки не ставил, давал списывать мне, двоечнику. Пожалуйста… Осознание его уровня пришло как бы «от противного», я это еще на записях понял. Мне на записях попадались и песни Юры Наумова, к примеру, но здесь было по-другому. К Юре Наумову я относился как к равному, а Башлачева сразу воспринял как учителя. Он меня пронзил при первом прослушивании записи какого-то квартирника. В первый день, когда мы вот так у меня на Щелчке посидели, я помню очень хорошо, у меня была написана «Иди ко мне». Он меня, кстати, поправил, подсказал, что надо именно «иди» петь. У меня там было по-другому… И «Мое поколение» было написано так же. А у него в ту пору, в мае 1985 года, был написан «Посошок». Он мне его спел как песню, которую только-только написал. Я и Насте говорил, что слышал «Посошок» в мае. Она же его атрибутировала осенью восемьдесят пятого. Он его не пел на концертах. Не знаю, работал над ним, наверное. Просто был импульс, захотелось поделиться, а потом он просто работал над текстом. Песня написана, а он ее лопатил и чистил, чистил, чистил… Как настоящий поэт трудился». Копаясь в материалах, письмах, воспоминаниях современников, часто можно встретить в воспоминаниях друзей слова о том, что не смотря на свою искренность и открытость Башлачев оставался одиноким. Но Ирина Сеничева подвергает сомнению это утверждение: «Я не думаю, что он был одиноким. Я думаю об этом немножко по другому. Просто он очень много мыслил, очень много думал, причем не только в ширь, но и в глубь. Общаясь с друзьями он не всегда мог обсудить те темы, которые его волновали. Не всегда и не со всеми. Поэтому он очень ценил тех не многих людей, с которыми он мог, как сам говорил, говорить, а не разговаривать. Помните у него там: эй ап, спасите наши души, знаешь стыдно, когда не видно, что услышал ты то, что слушал. Я думаю, что вот это полностью характеризует Сашу». Интересно, а что было бы с творчеством Александра Николаевича доживи он до сегодняшних дней, он остался бы таким? Этот вопрос я задал Ирине Сеничевой, на что она мне ответила: «Скорее всего он просто перерос бы этот возраст как любой нормальный человек». Стало доброй традицией на череповецкой земле в день рождения Башлачева устраивать фестивали, посвященные памяти выдающегося земляка. Вот и в этом году прошел очередной фестиваль «Сашин день». Ведущий фестиваль музыкальный критик Артемий Троицкий поднявшись на сцену, сказал: « Я очень рад снова оказаться среди небоскребов Череповца. И у нас уже второй раз в этом зале происходит фестиваль. Настоящий день рождения – 27 мая. И исполнилось бы Саше 53 года, но к великому сожалению, не сложилось. Но его песни и образ с нами. И я очень надеюсь, что в Череповце Саша останется одним из символов этого города. В своем стихотворении «Как ветра осенние» есть такие строки: «Я хочу дожить. Хочу увидеть время, когда эти песни станут не нужны». Видно не суждено было автору увидеть такое время. И хорошо, что спустя 25 лет после трагического ухода, песни Башлачева живут. И должны оставаться живыми 2013 More from my site |