Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть12. Самарканд

9 017

Валерий Кульченко

Первая часть книги «Острова памяти».

Валерий Кульченко. «Острова памяти». Часть 2.

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 3

 Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 4

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 5

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 6

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 7

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 8

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 9

Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 10

Валерий Кульченко. Родина Тамерлана. Картон, темпера. 83 х 50. 1975 год

Валерий Кульченко. Родина Тамерлана. Картон, темпера. 83 х 50. 1975 год

Мужа Антонины Федоровны, тоже вызывали в серое здание на ул. Энгельса, 33, в Ростове-на-Дону.
В кабинете его встретил капитан НКВД, зачитал анкету: Лифанов Петр Константинович, родился в 1912 году, г. Невинномыск, в семье инженера-строителя мостов. Член ВКП(б), участник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Участвовал в Сталинградской битве. Был контужен. Имеет награды: ордена и медали.

Гур-и-Эмир.К., т. 70х45. 1975 год

Гур-и-Эмир.К., т. 70х45. 1975 год

Сначала исподволь, осторожно капитан намекал: как он, Петр Лифанов, герой войны, партийный, может иметь в женах дочь врага народа?! А потом напрямую спросил – согласен ли он работать в органах НКВД?
Петр Константинович ответил отказом. Обстоятельно объяснил, что его устраивает нынешняя работа, жизнь свою планирует посвятить жене и детям. Ему выдали подписанный пропуск, и, не скрывая разочарования, капитан отпустил Петра Лифанова домой. Эта организация не привыкла когда им отказывали.
Через некоторое время, в конце 40-ых, Лифанова вызвали в Москву, В ЦК на совещание молодых специалистов, выпускников института нархозучета из Воронежа, Ростова-на-Дону, и московской «Плехановки».
В Кремле их принял тов. Сталин И.В. Группа в 30 человек разместилась за длинным массивным столом.

Сталин ходил по кабинету с легендарной трубкой в руке, курил. Аромат «Герцоговины флор» мягко струился над головами притихшей аудитории. Вождь, не спеша, произнес короткое напутствие: «Партия и правительство посылает вас укреплять партийно-хозяйственными кадрами восточные республики СССР. Мы возлагаем на вас большие надежды. Успехов вам, в вашей непростой работе».

Все встали и зааплодировали, громко и дружно! Так Лифанов Петр Константинович, вместе со своей семьей, очутился в Самарканде, Узбекистан.

Валерий Кульченко. Шах-и-Зинда. Самарканд. К., т. 70 х 45. 70-ые годы.

Валерий Кульченко. Регистан. Медресе Улугбека. Самарканд. К., т. 70 х 45. 70-ые годы.
Петр возглавил областное статуправление. Таня поступила в Самаркандский государственный университет (СамГУ) на физико-математический факультет. Так как она закончила школу с медалью – её приняли в университет без экзаменов. Преподавательский состав оказался очень сильным — профессора из Москвы и Ленинграда, присланные в Самарканд  для укрепления высшей школы восточной республики.

Таня на раскопках. Афрасиаб. Самарканд. 60-ые годы

Таня на раскопках. Афрасиаб. Самарканд. 60-ые годы
На старших курсах, у Лифановой Тани стали появляться молодые люди. Ухаживание, кино, танцы, цветы. Наиболее смелые напрашивались в гости.

Петр Константинович, устраивал своеобразную проверку возможным претендентам на руку своей дочери. Как только молодой человек, с букетом цветов, появлялся на пороге квартиры, отец немедленно предлагал сыграть партию в шахматы. Лифанов П.К. хорошо играл в эту древнюю восточную игру. Держал себя в форме. Выписывал специальную литературу, самостоятельно разбирал всевозможные шахматные головоломки. Шансов выиграть, у Таниных женихов, не было никаких.

Валерий Кульченко.Валерий Кульченко. Шах-и-Зинда.
1975 г. Лето. Самарканд. Предстал я перед очами Таниных родителей. Петр Константинович внимательно посмотрел на меня, но играть в шахматы не предложил! Познакомились. Сели за стол. На круглом столе: роскошные кисти винограда, с удлиненными ягодами (дамский пальчик), светились изнутри солнцем, огромная «торпеда» дыни «Чарджоу», сахарилась желтыми ломтями, арбуз, «стрелял» черными глазами семечек на красной, сочной мякоти, золотистые лепешки, посыпанные кунжутом, лежали стопкой, в окружении голубых пиал с ароматным зеленым чаем.

Валерий Кульченко. Самарканд. Бумага, гуашь. 40 х 30. 1975 год

Валерий Кульченко. Самарканд. Бумага, гуашь. 40 х 30. 1975 год

И в завершении, на керамическом, расписном блюде, «гора» узбекского плова. Изобилие и красочность натюрморта, пленили глаз и удивляли. Голландский натюрморт «отдыхал». Мне, выросшему на среднем Дону, в краю рискованного земледелия, все это было в диковинку.

Валерий Кульченко. Узбекская керамика. Б., пастель. 40 х70, 1975 г.

Валерий Кульченко. Узбекская керамика. Б., пастель. 40 х70, 1975 г.

Петр Константинович подарил мне бухарский халат, тюбетейку и матерчатые сапоги, коричневого цвета. Одев все это, я почувствовал себя потомком Тамерлана, не меньше!
За столом я осмелел и показал удостоверение Члена Союза художников СССР, подписанное самим Таиром Салаховым (вице-президент Академии Художеств). Надеялся, что это укрепит мой статус в глазах Антонины Федоровны и Петра Константиновича. Танины родители тактично промолчали.
В дальнейшей беседе, отец Тани настойчиво попросил нас не затягивать с ЗАГСом. Так как мы жили в гражданском браке, Петр Константинович советовал узаконить нам свои отношения, не откладывать в «долгий ящик». Молодые пообещали пойти в ЗАГС, сразу по приезду в Ростов-на-Дону.
Мы выполнили наказ отца Тани – через 40 лет!

Валерий Кульченко. Зима в Ольгинской. Х., м. 50 х70, 2009 г.Валерий Кульченко. Зима в Ольгинской. Х., м. 50 х70, 2009 г.

Станица Ольгинская. Зима. Обвенчались раба Божия Татьяна и раб Божий Валерий, в церкви Успения Святой Богородицы в станице Ольгинской, что недалеко от Ростова-на-Дону, 22 января 2012 года. Совершал обряд венчания отец Владимир.
Воистину браки совершаются на небесах.

14 декабря 2013 г.
В. Кульченко
Ростов-на-Дону, Романовская, Ольгинская

Валерий Кульченко. Регистан. Бумага, акварель. 50 х 70. 1975 г..

Валерий Кульченко. Шах-и-Зинда.

 

Валерий Кульченко.

Валерий Кульченко.

Валерий Кульченко.