Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 33
На этом «нашествие» малых голландцев на сознание российских художников, так называемых «семидесятников» не закончилось. 1982 год. Весна. Таня совершила туристическую поездку в Югославию. Там она купила внушительную монографию о нидерландском живописце и рисовальщике Питере Брейгеле — прозвище «Мужицкий», поскольку их была целая династия: например, сын Брейгеля — Ян вошёл в историю искусств как «Бархатный», ещё один родственник — живописец — носил кличку «Адский» и так далее. Но вернёмся к главному Брейгелю «Мужицкому». Он любил изображать деревенские свадьбы, с размахом, где кушанья подавались на стол, вместо подносов, использовались снятые с петель, двери крестьянских жилищ. На первом плане — огромные кувшины, из которых разливается вино в литровые глиняные кружки. Да и сам колорит картин — благородные охры, умбры и сиены с живыми вкраплениями красного и синего. Стремительный ритм сельских танцев, адский хоровод на лужайке под кронами могучих деревьев, завораживал. Мне, воспитанному на тихом и лиричном Левитане, на Барбизонцах, а именно Милле, Коро с «Анжелюсами», с задумчивыми пастухами и пастушками с «Пастушьей звездой» (капелла) — буйство и фантастичность (в графике) Брейгеля Старшего, стало откровением и руководством к дальнейшим действиям. Я сел копировать композицию «Падение Икара», тем более что эта тема очень интересовала Брейгеля — в монографии было несколько вариантов, и не только в живописи, но и в графике. Пасторальность и некоторая умиротворённость в изображении сельской жизни в моих картинах 70-ых годов, шли в явное противоречие с накалом страстей и «взрывом»! «Времена года» Питера Брейгеля заставили по-новому взглянуть на окружающий мир и природу. Ну, а куда же без мартовских луж и саврасовских грачей? А что делать с Пастернаком: «Февраль. Достать чернил и плакать»… Тут, поневоле, пустишь скупую мужскую слезу… Июль 2015 год Сухой Лог-Ростов-Дон. Продолжение следует… Валерий Кульченко. Приметы весны. картон, темпера, 90х100см, 2003 г. More from my site |