Про великого старика
Ростов помешался. Литературно-ресторанно. Так думаю я, чемчикуя по улице Пушкинской к вокзалу. Анамнез. Вот ресторан «Дантес». Одни желали, чтоб его земля не носила. Другие сделали «съедобной» концепцией. Дальше — ароматный магазин «Парфюмер». По шрифту вывески понятно — по Зюскинду. И пьяно-бар «Есенин». Пересекаю проспект, миную гастропаб «Обломов». Кажется, герой Гончарова любил уминать утку с черносливом и семеринкой, да под брусничным кетчупом, да под… Всё, дотопала до вокзала. Почему говорят «как потопаешь, так и полопаешь»? Мне в Таганрог. Смотрю на пирожки привокзальные. Из репродукторов (или правильно говорить из динамиков?), несется не поставленный голос: «Время отравления… « Ага, а ты больше на пирожки смотри еще и не то померещится. Конечно, время отправления мне подходит. Маршрут пролегает мимо отельчика » У Дюма». Но гостиница — не показатель. Мысль склоняется к тому, что все же стильных ресторанов, литературно названных, в Ростове больше. Лофт-отель «Набоков», бар «Чинаски», рестораны «Онегин», «Грибоедов»… Быть может, моду задал успешный ресторатор Вадим Калинич, придумавший гастро-паб «Буковски»? Еще в тему — появился хозяйственный магазин «Федорина радость». То-то был бы рад Корней Иванович. Кстати, ростовчане (на обязательно посетители заведений) страшно любят выражаться не литературным матом. Доеду до Таганрога и поздороваюсь с Русланом изысканно: «Трудно писать, брат». В пути вспоминаю, что как-то видела в сети литературное шампанское «Чехов. Вишневый сад». Фото: Елена Воевода А дорога услужливо подбрасывает (вот где сервис) еще один факт лит-лихорадки. По ходу движения, на улице Мадояна оказывается ресторан «Шекспир».
Это, наверное, ничего, если учесть, что среди жителей Нахичевани-на-Дону распространено имя Гамлет.
Главное, чтоб цикуту не подавали на десерт.
Прибытие в Таганий Рог.
Мой друг Руслан покупает цветы ростом с меня и вот после гламурного Ростова я оказываюсь на улице Канавной. Ну, а где же еще жить русскому писателю Игорю (Гарри) Михайловичу Бондаренко? Только благодаря ему, грунтовую улицу, утопавшую в грязи, несколько лет назад заасфальтировали. Неловко, видимо, стало властям — почетный гражданин города Таганрога здесь проживает. Вручаем розы — у Игоря Михайловича, только что вернувшегося из страны тюльпанов — день рожденья. Если кто-то не знает — Игорь Михайлович в детстве был угнан в Германию и стал узником концлагеря. Малолетним вступил в ряды французского антифашистского Движения Сопротивления… Ветеран Великой Отечественной написал 34 книги, а роман-дилогия так и называется «Такая долгая жизнь». Спасибо Википедии — там задокументированы трагические и радостные факты удивительной судьбы Гарри Бондаренко. Это не интервью по заданию редакции, а скорее зафиксированный разговор, что ли. Мне хотелось о Бересте узнать из первых рук.
Дом писателя Игоря Бондаренко в Таганроге. Фото Галины Пилипенко Звезда героя – под ногами Несколько лет назад Ростов, на манер Голливуда, открыл Аллею Звезд. Прежде, чем звезде присвоить имя, народ голосует. Писатель вспоминает как это было. Ира – дочка Береста, ни в каких СМИ не появляется; ни интервью, ничего особо с ней не было. И я вот сейчас, разговаривая с вами, подумал, что фильм о Бересте послужил какой-то зацепкой для того, чтобы обратиться к этой фигуре. А у нас в парке Победы будет стоять – его бюст! После того как его подорвали, он чуть не умер. С Нью-Йорком я сам попробовал разобраться: почему там? А если не знаешь, то и пойдёшь. Непьющий солдат 17-ти лет В 45 году, когда закончилась война, то пять автомобильных батальонов перевели на народное хозяйство. В Брест добирались через Германию и Польшу. И вот пришло донесение, что в замке, находящемся неподалёку, появился граф. Он как раз и возглавлял такую группу Werwof. Машину – шире, чем «Виллис» — погнали к замку. У меня на ногах – увидите по фильму — унты немецкие мягкие, идешь по лесу и не слышно. Мне 17 лет тогда было. Но я уже много чего пережил, так что можно ещё столько же накинуть. Наш старшина говорит: графа не взяли, значит возьмём машину. Вставили аккумулятор, залили бензин, прикурили от нашего аккумулятора. Я сел за руль и вперёд! Пригнали эту машину командиру полка. Он вышел, посмотрел, остался доволен: «Ты пригнал? Молодец!». Какое-то время прошло, уже не было фронта, оставались только какие-то группировки. И уходит к ППЖ. А потом война окончилась. Случилось так, что начальнику дивизии потребовался шофёр. Хотя эта должность подполковничья, но в войну бывало всякое: Рейхстаг брала рота, которой командовал старший сержант, а должен бы — старший лейтенант. И одна цистерны со спиртом подтекала — у нас же всё всегда подтекает. Шофер начдива — Коля – утечку разнюхал. На БМВ потребовалось заменить сцепление. Починка несложная — открутил несколько болтов коробки передач и всё. Однако, день проходит, где Коля? Так я стал персональным водителем. НОВЫЙ ГОД Потери были большие. Не знаю, может быть, «Чёрная кошка» орудовала и в Москве, но то, что она в Бресте бесчинствовала — я абсолютно уверен. Они действительно оставляли знак – кошку рисовали. Причём они часто переодевались в нашу форму и под видом патруля могли остановить машину. И если в фильме показано чисто бандитское объединение, то здесь — бандитско-политическое. Однажды меня послали с донесением — как раз под Новый год — с 45-го на 46-ой. И я приехал, отдал документы, а машина шла попутной и в деревню возвращаться оказалось не на чем… Доберёшься как-нибудь, ну, солдат… И вот вечер. Сумерки. Где оставаться в Бресте? К кому пристать? Для меня это было не так просто – прийти в дом к кому-то. А уже 31 декабря и, конечно, хочется к своим. Но я знал, что леса кишели бандеровцами… Ну а что делать? Не хочется оставаться. И я надумал все-таки идти. Как сейчас помню, стояла лунная ночь. Шёл часа три, километров 12. К новому году как раз и пришёл. Идти по лесу оказалось не очень весело. Но дошёл. Выпивали, стреляли и тому подобное. И вот этот работяга рассказывает: «Я брал Рейхстаг»! Пошёл на завод «Ростсельмаш». Увидел в цеху парня в робе — пескоструйщик. Это очень тяжёлая профессия: представьте отбивать окалину сжатым воздухом и целый день находиться в маске. Я как зашёл, так и остался до конца смены — смотрел, как они трудятся. И вот этот работяга рассказывает: «Я брал Рейхстаг»! А источников-то информации никаких не cуществовало. Он принял душ, вышел, ну взяли мы конечно две поллитры, без этого — нельзя. (Вспомнил — мы с другом Серёжкой в Вологде уже после войны ходили в увольнение и выпивали для смелости стакан водки. Ну, чтоб с девушкой заговорить. И обязательно не закусывая, потому что стакан водки если закусишь, то алкоголь тебе — как слону дробинка). Так вот сели мы с Берестом у него дома на кухне и он стал мне рассказывать всю эту историю. Он на Сельмаше тогда жил. Сейчас я не знаю, дочь Ира в Александровку, по-моему, переехала. Потом у них 3-х комнатная квартира была за парком Революции. И он рассказал, как всё происходило. Именно Алексею Бересту поручили водрузить флаг №5 из 9-ти розданных. И он стал показывать документы – газеты тех лет, где чёрным по белому написано, что коммунист лейтенант Берест, комсомолец сержант Егоров и беспартийный младший сержант Кантария водрузили знамя над Рейхстагом. Я всё это записал тогда и ещё пару раз я к нему ходил — детали добпавлял. Он вспоминал товарищей — Пятницкий, который погиб на ступеньках Рейхстага — Берест очень тосковал по нему; Щербина… Капитан Неустоев, получивший звезду Героя, приезжал к Бересту уже после того, как Берест отсидел в тюрьме. Выпивали по пол-литра, Неустоев снимал звезду и говорил: «Это твоя звезда, Алексей». Берест ведь еще ходил в качестве полковника – парламентария. Это вы знаете, наверное. Я написал очерк и показал Соколову главному редактору журнала «Дон». Но он засомневался. А как раз в кабинете находился Анатолий Калинин и он говорит: «Михаил Дмитриевич, можешь поверить. Ты на фронте не был, там такие дела происходили! Я думаю, Игорю нужно поверить». И действительно, статью опубликовали в №6 1961 года и отправили в Москву Малиновскому. Где-то, через месяц, полтора меня пригласили в обком партии в административный отдел и сказали: «Хорошо, что вы написали. Но представление мы — административный орган — сделать не можем. Представление должно идти от какой-то организации, завода. Шестой номер журнала «Дон» с очерком «Он брал Рейхстаг», у меня не сохранился, к сожалению. Но думаю, в библиотеках где-то, безусловно, он есть. СУДЬБА Работу пескоструйщика, Берест сменил на грузчика кондитерской фабрики. Однажды он пошёл за внуком, тоже Алексеем, в детский сад и шагали они назад через станцию Ростсельмаш. Люди ждали очередную электричку на первом пути, а она пришла на какой-то четвертый, кажется, путь. И народ побежал к электричке. А тут шёл скорый поезд «Москва-Баку» и женщина с девочкой лет 5-6 прыгали через пути и малышка споткнулась и упала на рельсы! Там тысячи людей стояли и никто не кинулся. А Берест схватил девочку и подбросил. А у него были такие флотские штаны, он же последние годы служил в Севастополе, его зацепило и протащило… Поезд остановился. Так Берест совершил ещё один подвиг: спас девочку. И я взял редакционную машину, и поехал в больницу. Патологоанатом в морге сказал фразу, которая мне запомнилась: у него сердце, почки, лёгкие, печень в таком состоянии, что он мог жить до ста лет, если бы не эта трагедия. И, тогда у меня родилась мысль сделать о нём фильм. Поразительно – чужую девочку спас, а собственный внук без деда остался. Людмила по профессии тоже медсестра, но фронте она, по-моему, не была. Берест с ней уже в Севастополе познакомился. Во всяком случает это — еще то поколение было. Людмила мать спасённой девочки выгнала и денег не взяла. ДВА ФИЛЬМА ОБ ОДНОМ ГЕРОЕ Я написал сценарий и мы сделали фильм «Алексей Берест» с Климом Лаврентьевым и Ромой Розенблитом. Они Западном Берлине снимали, а я как раз заболел и не смог поехать. Сняли две части, но две части не прошли. Причём, в фильме Долматовский, читал стихи, но эту часть обрезали. Но в тот фильм, что мы сделали вошли: Неустоев – командир батальона; старший сержант Илья Съянов, который собственно командовал ротой; полковник Зинченко – командир полка; сержант Щербина, который был в группе поддержки. То есть историю нам рассказывали живые люди. Этим фильм, безусловно, ценен и хорошо сделан. Всё было горячо и подлинные свидетельства людей, которые принимали участие в штурме. Вторую картину о Бересте снял Юрий Калугин. Он уже не мог собрать эту команду. Уже людей этих нельзя было собрать… И Калугин сделал фильм ближе к художественному, потому что время ушло. Жаль, конечно. ЗНАМЁНА ПОБЕДЫ ИЗ НЕМЕЦКИХ МАТРАСОВ У Алексея Береста в семье и внук Алексей был и сын Алексей. Молодцы! И дочка — Ирина Берест — умница — она многое делает для сохранения памяти об отце. Она мне книжку прислала о Бересте — её написали в Сумской области — Берест же там родился. И другие писали, например, один офицер из Подольска. У меня есть где-то книжка очень интересная об этих событиях есть: дело в том, что там и другие фамилии называются, которые участвовали в штурме: на Рейхстаг с разных сторон шли подразделения разных частей. Было роздано 9 знамен. Знамя под номером 5 оказалось у группировки Береста, оно и было водружено официально. А вообще флажки красные мастерили сами. И даже делали их из немецких красных матрасов. Самодельный флаг был у сержанта Пятницкого, погибшего на ступенях Рейхстага. Но то знамя, что было водружено официально, сейчас в музее хранится. Батальоны Самсонова и Давыдова шли в торец. Но ни Самсонов, ни Давыдов — командиры — в Рейхстаге не были. А батальон Неустоева шёл через Королевскую площадь в Центральный вход. И вот как раз на этих ступенях – где я сфотографирован — и был смертельно ранен сержант Пятницкий. И когда Рейхстаг уже взяли, Берия откинул плащ-палатку, которой накрыли тело, и даже заплакал — рассказывал Берест — хотя мужик он был очень крепкий. ГЕРОЙ НА НАРАХ А в последнее время он работал начальником кинофикации Неклиновского района. И вот приехал ревизор, стал копать, искать какие-то нарушения. А Берест недавно заступил на эту должность. А ревизоры всегда что-нибудь, да находят. Ревизор пришёл к Бересту: «У вас есть нарушения, но если мы с вами договоримся, то…». Ну и Берест вспылил! Он был не тот человек, с которым можно «договариваться»! Он — прошедший и финскую войну и Великую Отечественную! И у них произошёл разговор, в результате которого он этого ревизора выбросил в окошко. Там не второй этаж был, а высокий первый, как бы цокольный. Ну, тот конечно, «при исполнении служебных обязанностей» и т.д. Статья не политическая, но злостное хулиганство и разговор с этим ревизором происходил наедине, поэтому, где доказательства? Есть факт – он его выбросил, синяк на голове. Война-то остыла… И Бересту дали 5 лет и исключили из партии. К тому же он начал тогда бороться с несправедливостью. Многих ведь наградили «за Рейхстаг». И правдоискательство Береста привели к тому, что его оттуда быстро отправили в Советский Союз. А когда он стал служить Севастополе, то там тоже случился эпизод, о котором сейчас не буду рассказывать. И он уехал оттуда с выговором по партийной линии. Но поскольку фронтовик, член партии, его послали в МТС. Но там требовалось составлять отчёты! А он их не писал никогда… Он и замполитом стал так: прежнего убили и Неустоев сказал: «Лучше ты будешь, чем пришлют какого-нибудь — не буду называть – кого». А у него как у замполита – одна политбеседа: «Не унывать!» и свой, личный пример. Поэтому когда надо было тройку выбрать – то он по всем статьям подходил. С одной стороны замполит, а с другой стороны человек, который идёт впереди всех, а не сидит у себя в кабинете А потом его амнистировали. Фильмов по этой истории жизни Береста не ставили. Ну, разве что знаменитый актёр Матвеев хотел. Редактор московской киностудии меня вызвала. Я в столицу Москву по её приглашению съездил, но наступил 1991 год и всё рухнуло. Развал Союза! Раньше фильмы о войне снимали гораздо реалистичней, чем сейчас. Допустим, Ролан Быков и фильмы с его участием. Хотя он не был на фронте, но он обитал в этой атмосфере. Я был на фронте всего два с половиной месяца в чистом виде. Но я прослужил в армии 6 лет с людьми, которые всю войну прошли от корки до корки. И Ролан Быков ни одного дня не бывший на фронте, с этими людьми жил и всё чувствовал. И, чем дальше от войны, тем всё расплывчатее представления, естественно, будут. Игорь Бондаренко. Фото Галины Пилипенко 12 минут на жизнь Кинороман — потому что там в основном диалоги, нет описаний природы и так далее. В двух словах: известный русский писатель летит вместе со своей внучкой в Европу, чтобы показать те места, где он воевал, где он в лагере сидел. А по пути у ним присоединяется внучка его товарища по французскому движению Сопротивления. Там же он знакомится с внуком американского лётчика, который бомбил завод «Мариене». Это реально существовавший завод. И там еще была немка. В войну ей было 17 лет — как и мне – а теперь она бабушка. У неё потомок — Пауль. То есть один дед и трое внуков. Не отцы и дети, а деды и внуки. Вот они все и собрались на телевидении Германии. А сейчас на длительные поездки я уже не гожусь. » Это мои». «Ваши? Вы что автор?» » Да, я российский писатель». Таможенник заставил показать. Говорит – я слышала ваш разговор, я читала вашу книжку «Кто придёт на «Мариине» еще студенткой». Этот факт из моей жизни я без изменений сделал завязкой. Потом стал стягивать другие фигуры-персонажи. Когда мы с Люськой – внучкой моей выезжали из Берлина, брали машину на прокат, то она не вписалась в выезд. И там парень оказался один, я его сделал внуком американского лётчика. Без моего участия! На севере Германии в городе Росток (или Гослар (?) — сказал Игорь Михайлович неразборчиво — прим.автора) появилась большая статья обо мне в журнале. А телевизионщики ухватились. И сделали передачу с участием людей, которые меня знали. Там был мой друг, поэт и драматург Петер Шнайдер и другие. Смонтировали документальные кадры завода «Мариене». Передача очень хорошая получилась. Она меня взволновала. При чем, они не избегали острых моментов, например, то, в каких условиях мы находились в лагере. Это ведь был филиал концлагеря Равенсбрюк, о чём я сейчас только узнал. Вот почему такой жёсткий режим у нас был! Туда не обязательно попадали из-за какой-то вины, а просто — могли попасть как бауэры – землю копать. (Я посмотрела — «бауэр» в переводе с немецкого «крестьянин, фермер» — то есть человек с лопатой — прим. Г.П.) И они все это показали, как тяжело было! Ноги Эйфелевой башни сфотографировал Гарри Бондаренко. В поездку по Франции писатель отправился после получения гонорара за одну из первых книг На прощанье Игорь Михайлович подписывая мне книгу (бесценный Руслан позаботился взять с собой экземпляр «Кто придет на «Мариине»»), говорит: «Знаете, «Галина» с латыни переводится как «курица». Жизнь драматична. Как и финал: завещание осталось не выполненным. Это рукописи не горят. А земная оболочка — вполне. Только в ту невероятно злую зиму ростовский крематорий не работал. А кремировать в Таганроге негде. Игорь Михайлович просил — не надо кладбище… Похоронили на Николаевском кладбище, на Аллее Славы. Великий Старик хотел, чтобы его прах развеяли над заливом, с теплой водой летом, таранкой, лягухами и чайками. Здесь протекало его, наверное, самое счастливое время — детство. Только бы кафе «Бондаренко» не назвали. Галина Пилипенко (курица). Ростов-Таганрог. Благодарности Люсико Андрейченко (дешифровальщице) за невероятный труд. Ниже — фото к статье о Игоре Бондаренко «Авиаимперия Хейнкеля осталась только в моих книгах»
More from my site |