Про третий и последний приезд Высоцкого в Ростов
Ему исполнилось бы 78. В понедельник 25 января — день рождения Владимира Высоцкого. Ростовчанин Андрей Багдасаров в 1975 году трудился начальником цеха художественной керамики Комбината Прикладного Искусства, когда выяснилось, что Владимир Высоцкий захотел познакомиться с ремеслом, возникшим ещё на заре цивилизации и «живыми гончарами». Певец знал, что не боги горшки обжигают. А увидел и восхитился донской керамикой Высоцкий в выставочном зале Союза художников на Горького. Он с другом, актёром Иваном Бортником, вызвали такси и они помчались на место священнодействия, туда, где встречается глина и руки гончара. Андрею Лукьяновичу и предстояло принять артиста и повозить его по Ростову на своей «копейке». Тем же маршрутом проехали и мы.
Высоцкий говорит: «А я не могу медленно». А у меня лежала книга «Атлас автомобильных дорог». Он говорит — давайте я напишу вам пару слов, может быть, они вам пригодятся — или вы начнёте быстрее ездить или перестанете бояться инспекции. Написал «Счастливого пути!» и расписался». В Ростове, в цеху на Берберовке, где Высоцкий пел и поражался увиденному, люди труда в то время делали черепицу, вазы, хлебницы, сувенирку, выдували цветное стекло. Теперь, о кипучей жизни напоминают лишь потомки сторожевых собак. Когда-то Высоцкий писал: «Некуда деться бездомному псу? Места не хватит собакам?..
Это — при том, что мы строим вовсю,
С невероятным размахом?!»
Как в воду глядел: землю, куда ступала нога поэта выкупили, чтобы застроить жильём, ростовские бизнесмены.
Новые владельцы обещали Андрею Багдасарову вырезать кусок кирпичной стены с двумя досками — о том, что здесь был Владимир Высоцкий и вторую со словами «Комбинат прикладного искусства. Цех художественной керамики» и установить у нового дома.
Отсюда ростовчанин и московские гости поехали на Пушкинскую, в магазин «Мелодия», узнать есть ли в продаже винил с песнями Высоцкого?
«Мелодии» здесь давно нет.
Одни ритмы зарубежной эстрады.
АНДРЕЙ БАГДАСАРОВ: «Высоцкий зашёл и спрашивает у продавца (а тогда же не как сейчас — тогда прилавки были и девушка спиной к нам, что-то перекладывала на нижних полках).
Он подошёл, нагнулся и у продавца интересуется: «Девушка, а Высоцкого есть что-нибудь?»
Она кратко отвечает, что нет.
От пластиночного дефицита рванули на Вавилова — там его ждала другая часть коллектива «Комбината прикладного искусства». Сегодня его знание полностью захвачено офисами.
Там Высоцкий оставил «Жгучий автограф».
Журналисты по крупицам собирают факты, как когда-то Багдасаров и группа поклонников Высоцкого, , копили деньги на памятник кумиру. А в коллекции ростовчанина, помимо автографа на дорожном атласе, есть еще один — на сосуде для кваса Высоцкий пожелал: «Добра и сил». Квасники делали в том же цехе для участников Олимпийских игр, к 80-му году.
На таком же кваснике Высоцкий написал: «Хочу для вас петь» и он достался сотруднице Багдасарова.
Позже его передали в столицу — в музей Высоцкого. Но вот когда Адрей Багдасаров отправился в музей на на Таганку, то квасника там не было. Куда делся — неизвестно — удивляется Багдарасов.
Так что свой бережёт пуще прежнего.
Андрей Лукьянов учился в одном классе с Николаем Чеботарёвым — директором нашей телерадиокомпании «Дон ТР».
Так что первые сюжеты с рассказами о встрече с легендой появились именно в нашем эфире.
А потом о Высоцком и Багдасарове писали и снимали бесконечно.
Спрашиваю скромного человека — Андрея Лукьяновича — есть ли такое, чего до сих пор не говорил он журналистам?
Да — отвечает Багдасаров — у Высоцкого были перебинтованы запястья. Я сделал вид, что не заметил.
P.S.Ту копейку, в которой катался Высоцкий, Багдасаров продал. За обычную цену. Так что Галина Пилипенко ездила на автомобиле «Вестей Дона».
Ростовский комбинат в былые времена. Фото из архива Андрея Багдасарова
More from my site |