Александр Кайдановский. Часть 2
Александр Кайдановский мог бы совершить многое в искусстве, но часто обстоятельства складывались против него. Ещё студентом первого курса Саша Кайдановский серьёзно пробовался на роль Алёши Карамазова, встречался с Иваном Александровичем Пырьевым, репетировал, но… Испугала, видимо, молодость актёра. Потом — эпизодическая роль в «Дворянском гнезде» Кончаловского, в новелле «Певцы», пришедшей в сценарий из «Записок охотника». » Певцы» не вошли в окончательный вариант картины, но у немногочисленных зрителей, которые видели эту работу актёра, она оставила ощущение глубины и какой-то пронзительности исполнения. Серьёзные пробы у Кулиджанова на роль Раскольникова в «Преступлении и наказании», у Алова и Наумова в «Беге». Роль Островского в биографической ленте о великом драматурге «Мой дом-театр», к сожалению, не удавшейся. «Дела, которые он мог бы совершить…» И в то же время… Один из выпускников Ростовского театрального училища, зачисленный в труппу драматического театра имени Горького, Кайдановский бросил всё, приехал в Москву, поступил в училище МХАТа. А через месяц, когда уже закончились вступительные экзамены, пришёл к ректору училища имени Щукина при театре имени Вахтангова — Захаве и попросил его прослушать. Сразу же после прослушивания Кайдановского зачисли на первый курс. С первого года обучения Кайдановский обретает репутацию человека незаурядного,обладающего трудным характером и яркой актёрской индивидуальностью. В двадцать два года он с успехом играет в училище Гамлета. Это странное сочетание актёрского везения с обстоятельствами, которые зачастую складывались не так как хотелось бы, объясняется не просто капризами судьбы, но и особенностями актёрской индивидуальности Кайдановского, жёсткой и определённой. Он никогда не был «молодым»актёром в общепринятом значении этого определения, подразумевающем обаяние свежести и непосредственности юношеских чувств и проявлений. Его первая экранная работа — граф Карнеев в телефильме «Драма на охоте»- сразу и в полной мере доказала зрелость и мастерство 24-летнего актёра. Граф Карнеев у Чехова — опустившийся, испитой «слабый и тщедушный человечишка», влачащий жалкое, мерзейшее существование. Да, таким его и показывает Кайдановский — спившимся, развратным, вызывающим презрение и брезгливость, неврастеничным и пугливым, заискивающим и унижающимся перед своим другом Камышевым. Но за всем этим Кайдановский страстно и напряженно стремится показать и нечто иное. Поступки его героя — тщетные попытки вдохнуть жизнь в уже погибшую душу и погибающее тело, и печать обречённости лежит на каждом его жесте и ощущается в каждом его слове. Продолжение следует. Текст буклета из архива ростовского живописца Валерия Кульченко. More from my site |