Валерий Кульченко. Острова памяти. Непрочитанное послание. Часть 48

Начало

«2 марта 2016 года — печальная весть Ростову. Сегодня в 9 утра умер замечательный человек, искусствовед и просветитель  Александр Павлович Токарев.

Лучше него никто не мог рассказать об искусстве и художниках. Одну из работ народного мастера в своей коллекции он назвал «Человек, у которого в душе живут птицы».

Теперь замолчали птицы в душе самого Александра Павловича…«

Галина Пилипенко, сайт rostovnews.net

Предыдущая часть

IMG_0780

Искусствовед Александр Токарев, художник Валерий Кульченко, муза Токарева — Галина Андреевна (сидит). В реставрационной мастерской на улице Черевичкина, у Нахичеванского рынка в Ростове-на-Дону.

Фотографировал Миша Соколенко . Зима 1977 года.

70-ые годы прошлого столетия.

Александр Павлович Токарев вывозил своих студентов на пленерную практику в станицу Пухляковскую. На месяц.

Чуть позже подъехали автор этих строк и живописец Евгений Яковлевич Покидченко — лучший и давний друг искусствоведа Александра Павловича.

В первый день приезда ознакомились с окрестностями.

Охи, ахи, полная гармония и умиление. Александр Павлович любил и умел восторгаться окружающим миром — золотистый песок среди серебристых кустов маслин, купы верб, чутко отзывающиеся малейшему дуновению ветерка, а в просветах между стволов могучих тополей, сквозила полынная степь.

Всё это вызывало желание незамедлительно запечатлеть картинку июньского дня на холсте.

Общение с  Александром Павловичем — великолепным знатоком истории искусств — лёгкое, всегда заряженное на творчество, на образное мышление. Так получилось и со «Степным колодцем».

Сначала беседа. Где, когда и кому я говорил эту фразу — точно не помню!

Статья Александра Павловича в газете «Вечерний Ростов» начиналась так: «Однажды, в кругу друзей, художник Кульченко сказал: «Мы все, как колодцы в степи».

Статья Александра Токарева в газете «Вечерний Ростов» называлась «Степные колодцы»

И это факт. Потом  сделал (и не один) эскиз на данную тему. Самый удачный подарил актёру Александру Кайдановскому и только в 1979 году написал картину «Серебряный ветер. Степной колодец».

Что было сначала? Слово или краски? Сегодня — по истечению времени трудно сказать, но то, что Александр Токарев обсуждал со мной замыслы будущих картин и в дальнейшем «сопровождал» их претворение в реальную действительность — это я могу засвидетельствовать точно.

1979 год, апрель.  Ежегодно в это время проводилась Всесоюзная  неделя изобразительного искусства. Традиция хорошая, но напрочь забытая сейчас.

IMG_0779

Газета «Молот», апрель 1979 год

В рамках этого мероприятия и открыли выставку живописи Е.Я Покидченко, А.С. Легостаева, В.И.Кульченко и декоративно-прикладного искусства из коллекции А.П.Токарева.

В собрание искусствоведа входили вышивки, игрушки, гжель, древняя керамика и другие образцы народного творчества.

Потрясением всей выставки стали деревянные скульптуры Переяславль-Залесского самородка Дмитрия Зазнобина. А  «Автопортрет в виде скворечника» — стала любимой у Александра Павловича.

в станице Старочеркасской. Александр Павлович Токарев

Показ 4-х наделал много шума среди студентов РХУ имени Грекова и худграфа пединститута, которые вспоминают её и по сей день, уже будучи сами состоявшимися художниками, добрым словом.

А начальство выказывало крайнее недовольство этой экспозицией на Береговой 10.

Открыто запретить ее не смогли — времена не те!

Не показали и по телевидению «Дон ТР»  уже заявленную в программе «День Дона», отснятую на цветную плёнку (как позже выяснилось это был первый опыт цветопередачи на ростовском ТВ!) информацию о вернисаже.

Газета «Молот» разразилась критической статьёй журналиста Владимира Тыртышного, где участники назывались «бандой 4-х» и обвинялись в подрыве устоев социализма и всех других смертных грехах!

Словом, пакостили по мелочам, кто как мог! Но, не об этом сейчас речь!

Продолжение