Начало
2017 год объявлен правительством РФ Годом экологии.
Солнце мягко спускается в золотую ковригу пшеничного поля.
Ростовской области 80 лет, собран небывалый урожай зерновых.
«Цыплят по осени считают». Осень жизни. А вместе с пройденной жизненной дистанцией меняется и смысл, и значение, и понимание сказанного в молодые годы.
Фраза, произнесённая 50 лет назад, в эпизоде, описанном Максимом Белозёром в книге «Волшебная страна» (его родители — Белозоры учились со мной в РХУ имени Грекова в 60-ые годы прошлого столетия.
Максим тоже заканчивал Грековку, но, естественно, гораздо позже — другое же поколение. Примечание В.И.Кульченко. Октябрь 2017 год) — когда в компанию выпивох вливается свежий собутыльник или собутыльница и протягивает руку к наполненному стакану, и ей хором кричат: «Не пей, это — вода!».
Немая сцена.
Общий дикий хохот.
Всё выпито — в пустую тару, действительно, налита Н2О.
Обыкновенный бытовой юмор в будничной пьянке, в данном случае с некоторым налётом богемности.
Ведь как рассуждали в хмельных компаниях художников и их окружения: «Вот Амедео Модильяни выпивал и подкуривал, а какие красивые женские образы писал!», забывая прояснить девушкам, которые с замиранием сердца слушали новоиспечённых оракулов, одну незначительную (на первый взгляд) деталь в творчестве не только Модильяни — сначала работа, а потом можно и расслабиться.
А не наоборот.
Ростовский молодежный «Театр 18+». Режиссёр Всеволод Лисовский. Спектакль по книге Максима Белозора «Волшебная страна». Художник спектакля — Сергей Сапожников. Фото: Людмила Андрейченко
Но вот, как я отметил прошло, пронеслось, прокатилось 50 лет.
Осень 2017 г . Ростовский молодежный «Театр 18+» и московский режиссёр Всеволод Лисовский поставили спектакль по книге Максима Белозора «Волшебная страна».
Режиссёр Всеволод Лисовский. Спектакль по книге Максима Белозора «Волшебная страна». На заднем плане — справа — Лена Кудаева — выпускница той же Грековки, художник по костюмам театра и кино. Фото: Галина Пилипенко
Необычное театральное действо на улочках старого Ростова.
Фраза «Не пей, там — вода!» стала ключевой. И не только потому что звучит в финале спектакля.
Сцена происходит на берегу Дона (ХIХ линия).
Актриса сидит на скамейке, стоящей в реке с радужными разводами бензиновых пятен, вокруг — захламленная горожанами прибрежная зона, в руке — пластиковый стаканчик с водой.
На останках бетонных вертикалей конструкций бывшего причала.
Отсюда, в пору моей юности, да и в зрелые годы, в 80-ых годах ХХ столетия отходил катерок на Левый берег Дона.
Теперь здесь, на 19 линии, на мокром песке лежит плакат: «Не пей! Это вода!».
В данный временной момент эта фраза приобрела глобальный экологический смысл.
Актриса Светлана Башкирова в спектакле «Волшебная страна», Ростов-на-Дону. Фото: Людмила Андрейченко
Трагедия донской воды началась не сегодня и не вчера. И вряд ли благополучно завершится завтра.
Хэппи энда, конечно, конечно, хочется! Очень! Чтобы счастливо завершилась проблема Тихого Дона и Цимлянского моря.
Волго-Донской судоходный канал имени Ленина В.И. Шлюз N13. Фото: Валерий Кульченко
Вот что я писал в своих дневниках полвека назад, а затем опубликовал в книге «Острова памяти» в 2013 году в Ростове-на-Дону: «Рукотворное Цимлянское море безвозвратно нарушило экологию.
Валерий Кульченко. Луна над Волго-Доном. 13-й шлюз. Бумага, темпера. 60х80, 2003 г.
Течение замедлилось. Берега Дона стали заиливаться, зарастать кугой, вода стала цвести! В районе станицы Голубинской до 50-ых годов ХХ столетия в изобилии ловилась стерлядь!!!»
Валерий Кульченко. Соединение фронтов. 13-й шлюз. Волга-Дон. 100х80. Холст, акрил. (2015 год).
Продолжение
Tags: Rostov-on-Don, Валерий Кульченко, Всеволод Лисовский, Дон, Людмила Андрейченко, Максим Белозор, новости культуры, новости культуры в Ростове-на-Дону, публикуется впервые, режиссёр, Ростов-на-Дону, Сергей Сапожников, театр, Цимлянское море, экология
|