Олег Зимовнов. Петр Келлер. Часть 3

Книга о замечательном ростовском художнике Петре Келлере. Автор Олег Зимовнов

Начало

Он получает первый педагогический опыт – устраивается работать учителем рисования в общеобразовательную городскую школу им. Герцена. Проработал он в школе всего лишь один учебный год.

Уйти с занимаемой должности его заставила веская причина: в августе 1931 года Петр Келлер вместе со своими друзьями Александром Лактионовым и Николаем Тимковым отправляется в Москву для осуществления своей главной мечты – получить высшее художественное образование.
Гораздо позже в интервью Петру Степановичу зададут вопрос: «Что вас привело в такое трудное время в Москву?»

И он ответит: «Ну, как что? Желание продолжать дальше учиться. Получить высшее художественное образование… Большое стремление было».

Потом он замолчит, непроизвольно разведет руками и с детской наивностью и некоторым удивлением добавит: «А что другое может быть?»

Пётр Келлер. Этюд к картине «Бурный день на Дону», к., м., 22,5х32,5.

К 1931 году в Москве ВХУТЕИН был уже расформирован.

Ростовчане поняли, что для получения фундаментального образования им нужно ехать в Ленинград. Показав свои работы известным московским художникам К. Ф. Юону, П. П. Кончаловскому, М. В. Нестерову, С. В. Малютину, Д. Н. Кардовскому и И. Э. Грабарю, получив рекомендательные письма в ленинградскую Академию (тогда – ИНПИИ. – Примеч. авт.), весной 1932 года товарищи вернулись в Ростов-на-Дону.

Они пробыли дома почти все лето. Поставив цель – поступить в Академию, по совету московских наставников все трое неустанно трудились, рисуя с натуры. Общение со знаменитыми живописцами, посещение их мастерских, их советы и взгляды на творчество оказали сильное влияние на формирование молодых художников.

В конце августа 1932 года Лактионов, Келлер и Тимков едут в Ленинград. Но сначала заезжают в Москву заручиться рекомендательными письмами В. Н. Перельмана и Е. А. Кацмана для поступления в ленинградскую Академию.

По ряду независящих от них причин товарищи задерживаются в Москве до октября, и это играет роковую роль в жизни  Петра Степановича. Прибыв в Ленинград, ростовчане оказываются перед фактом, что набор в Академию в этом году уже окончен. Принимавший их в Ленинграде И. И. Бродский смог устроить лишь Лактионова, а Келлеру и Тимкову советовал поступать в следующем году.

Николай Тимков остался в Ленинграде, а Петр Келлер вернулся в Ростов – у него умер отец.
Вот что рассказывает об этой поездке в Ленинград Петр Степанович.
«Приехав в Ленинград, ночевали где придется.

Нашли мы Бродского у него дома. Приехали рано, а он спит до 11 часов дня. Человек он был добродушный и произвел на нас очень хорошее впечатление. Тогда же мы познакомились и с его дочерью. Я ее потом встретил в 1959 году на Академической даче.

Мы показали Бродскому рекомендательные письма, а он сказал, что мы с поступлением опоздали. Еле-еле потом устроил Лактионова. Он нас с Тимковым возил в Академию. Помню большой персидский ковер. Там были профессор Савинов, Бродский, Матвеев и еще кто-то.

В общем, крутили, крутили, – “мы вас не можем принять”.

Потом, когда мы вышли из кабинета, Бродский вынул из кармана 100 рублей, дал нам и говорит: “Вот, идите, может, где-нибудь найдете себе комнату какую-нибудь или сарай. Способных таких товарищей, как вы, очень мало. А на будущий год приезжайте, дело будет обстоять проще, я, наверное, буду ректором”.
Но случилось, что Тимков был моложе меня на три года и он остался в Ленинграде, потом поступил и учился у Бродского, а я уехал в Ростов – у меня умер отец. Мама осталась одна. Трудно ей было – пенсию получала всего 36 рублей.

А на будущий год меня взяли в армию, и все лопнуло…»

Пётр Келлер. «Ранняя весна», х., м., 91х73.

Для того чтобы наиболее полно представлять образ Петра Степановича Келлера, даже читая сухие сведения из его биографии, нужно всегда помнить, что он был художником не только по профессии, но по всему своему существу. Вся его жизнь, несмотря ни на какие трудности, была наполнена живописью.

Не получив высшего образования под руководством педагогов, он открыл всего себя великому учителю – природе. Келлер даже не считал, что для художника важнейшим опытом является работа с натурой, – он жил этим. Регулярно бывая на этюдах или работая дома в мастерской над натюрмортами, художник собрал достаточно большой изобразительный материал и с желанием и готовностью участвовал практически во всех проходивших тогда довоенных региональных выставках. Его работы побывали и в столице.

Известно, что Келлер участвовал в московской выставке 1938 года картиной «Останкино». Вероятно, она была выполнена по этюдам, которые художник делал еще в начале 30-х годов в Москве. Работы Петра Степановича можно было встретить на выставке живописи, графики и скульптуры художников Ростовской области, которая была открыта с 24 января по 1 марта 1940 года в Ростове-на-Дону, в Музее изобразительных искусств.

В 1940 году работы Келлера можно было увидеть вновь в Москве на выставке произведений художников периферии, которая была организована «Всекохудожником». В 1941 году в Ростове-на-Дону открылась третья выставка работ художников Ростовской области.

Она была организована как подготовительная к выставкам «Наша Родина» и «История Донского казачества». Часть ее с 15 марта по 1 апреля 1941 года экспонировалась в Ростове-на-Дону, а затем была направлена в районы Ростовской области.

Творчество П. С. Келлера было представлено работами «Этюд», «Серый день», «К вечеру».

Пётр Келлер. «Весна в ботаническом саду», 1962, к., м., 47,5х34.

Пётр Келлер. «Весна в ботаническом саду», 1962, к., м., 47,5х34.

В 1937 году, с образованием Ростовской области, создается Ростовский областной музей краеведения (РОМК).

Одним из первых сотрудников Ростовского областного музея краеведения становится Петр Степанович Келлер. Он принят на работу 1 сентября 1937 года на должность художника-оформителя и заведующего художественным отделом музея. В ведении Петра Степановича оказываются досконально известные ему произведения изобразительного искусства, которые он, как было отмечено ранее, изучая – копировал, формируя свой живописный метод.
В 1938 году создается Ростовский музей изобразительных искусств, которому передаются художественные фонды музея краеведения.

Художественный отдел РОМК фактически прекращает свою деятельность.

20 марта 1939 года Петр Келлер увольняется из музея и поступает в РостИЗО.

Пётр Келлер. «3имний день», 1958, к., м., 25х33.

В сентябре 1939 года в художественной жизни Ростова-на-Дону происходит важное событие – организуется Союз советских художников Ростовской области. Одним из первых членов Союза становится уже сформировавшийся, известный на Дону художник Петр Степанович Келлер.

Написать автору о своих впечатлениях и пожеланиях, а также задать вопросы можно по электронной почте oleg_zimovnov@mail.ru

Продолжение