Сценарные войны. Часть 2
Валерия Байкеева — сценарист фильма «Несокрушимый»: И вот на этом слове, на одном крыле, они вернулись к своим, к нам. С начала в них стрельнули артиллеристы. Наши! Тогда они развернулись боком, на котором было написано волшебное слово. И кто-то их артиллеристов сказал: «Товарищ капитан, а много вы танков с такими словами видели? Это наши!» И так они вернулись. За подвиг их наградили званиями героев Советского Союза. Сначала — посмертно, потому что командованию доложили: танк сгорел и , видимо, сгорел весь экипаж. Но они вернулись на честном слове, на одном крыле. Вот такая была история, но потом, в связи с определёнными изменениями в жизни и своими какими-то целями, меня попросили переписать сценарий и ввести туда женскую роль для актрисы Погодиной. Я как могла, пыталась…Но, поскольку я была заряжена на мужскую историю… Галина Пилипенко: Так появилась медсестра? Валерия Байкеева: Не, медсестра была — Серафима, и ты не поверишь, с ней случилась трогательная любовь — после того как её пытали немцы, у неё наступил шок и она перестала разговаривать. Это в моей версии. А в новой версии, которая выйдет на экраны, как я подозреваю, там будет техник, и роль техника исполнит актриса Погодина. Сценаристы люди такие — если ты продал сценарий и подписал акт приёмки-сдачи, ты ни на что не влияешь. Галина Пилипенко: А слово из небольшого количества букв осталось? Валерия Байкеева: Увидим. Галина Пилипенко: То есть создатель — Валерия Рифатовна Байкеева не знает — будет ли ключевое слово? Валерия Байкеева:А никто никогда не знает. Потому что снимают без нас! Драматургов — такое правило — не пускать нас на площадку, потому что мы всё время начинаем цепляться за написанное. А режиссеры хотят снимать своё кино. Мы, Галочка, если будем говорить вот про это меню вдвоём (мы сидим за столиком кафе. Сообразила написать я, Галина Пилипенко, потому что вам же не видно!). Ты будешь говорить про одно, а я — про другое. Так и в кино, где командная работа. Я написала, расписалась, получила свои деньги и я ни на что не претендую. Вот то же самое было с «Власиком», «Власик — тень Сталина». Вот когда я сдала сценарий, я уже ни на что не могла повлиять. Ни на кастинг актёров, ни на что! Единственное, что я приехала на съемочную площадку к Мурадову, спросила: «Алексей, нужна ли моя помощь?». Он ответил — нет, мы справляемся. Но потом выяснилось, что у них не было режиссёрской экспликации… Управились! Галина Пилипенко: А часть же этого фильма снималась у нас в Ростове-на-Дону — в Музее паровозов! Валерия Байкеева: Так эта сцена специально для Ростова-на-Дону и была написана! Вот я взяла за правило: в любую историю как-то вкрячивать мой город, глухую провинцию, как ты выразилась. У моря. Почти что. И фраза Сталина «Ростов- город с мужским характером» придумана мною. Галина Пилипенко:Валерия Рифатовна Байкеева, ты — великий человек! Заставить Сталина сказать такое! Валерия Байкеева: вот так. Ну мы с ним договорились — когда я писала этот сценарий.
Это очень большая ответственность: я-то пишу художественное кино. и они должны разговаривать — эти люди! А как я могу понять — как разговаривал Сталин? Только одним способом — я проанализировала его письма, его статьи, его пометки на книжных полях. Чтобы воткнуться во всё это, войти, я две ночи ночевала в Кунцево, у Сталина на даче. И спала на том диване, на котором он умер. И вот я лазила по его книжным шкафам, на его пометки на книжных полях — он очень любил читать с карандашом в руках. у него были специальные карандаши, у моего папы такие же были — двусторонние — красный-синий, толстые, с мягкими грифелями. У Иосифа Виссарионовича было много таких карандашей и он ими размечал книги и карты военные. И я тогда подумала: для того, чтобы Сталин говорил как Сталин, надо дать ему в зубы его собственные слова. И я просто составила его словарь. Из него я поняла, что у Сталина в лексиконе, например, не было слова «мстить» и глагола отомстить тоже не было. По крайней мере из того что я узнала и проанализировала. И у меня появилась фраза, которую Сталин говорит в адрес героя картины — Власика (он был юн и дал по мордам бандитам, которые обидели его девушку), Сталин об этом узнал и среагировал фразой: «Вы правильно сделали товарищ Власик, что ответили за свою женщину». Слово «ответить» в словарном запасе Сталина присутствовало. Но режиссер, поскольку он — гений, посчитал, что можно сказать «отомстили». А это — другой цвет, другое качество слова. Галина Пилипенко: Вы работаете на мужской территории. Все время — история, личности, причем, личности ого-го какого масшаба! Валерия Байкеева: Люблю я это дело! Я — близнец по гороскопу, Галичка! Во мне две морды, две составляющие! Мужское и женское. В меня многое вложили папа и брат старший и мне всегда история была интересной. И потом я думаю, что, когда ты идешь в профессию драматургия, те, кто берет специализацию «мелодрама» или ещё что-то, они сами себя обедняют. Это как хороший актер. Помнишь Джульетту Мазину? Ведь он ней Фредерико Феллини — муж ее говорил: «Ты — клоун!» и это была величайшая награда актрисе, потому что самый невероятный актёр — это клоун: он заставит тебя смеяться и плакать. Вот так и хороший сценарист. Я могу написать мелодраму — в частности — «Хранимые судьбой». Про богадельню, в которой живут старички киношные — это дом ветеранов кино. и про жизнь молодых врачей, которые работают в этом доме и лечат этих старых людей. Но я также могу написать «Власик — тень Сталина» или «Жуков». А «Маргарита Назарова» — это мелодрама на грани … но всё это — байопики — та тема, которая сейчас рулит во всем мире. В байопике — главный герой — известный человек, его жизнь. Мы знаем: «Жизнь в розовом цвете» — Эдит Пиаф — байопик, «Рей» — Рей Чарльз — байопик, «Птаха» — Чарли Паркер — байопик, «Телец» — Владимир Ленин — байопик. «Молох» — Адольф Гитлер — байопик. Поэтому если себя ограничивать в жанрах — как актёра, как продюсера, как сценариста — ничего хорошего не будет. Беда будет. Галина Пилипенко: Хочу спросить — как, как удержать такое огромное количество героев в памяти? Валерия Байкеева: В голове. Я пишу быстро, а готовлюсь довольно долго, потому что когда я готовилась написать «Власик — тень Сталина» я прочитала сталинскую конституцию 1936 года,достала книгу, которой всего 200 в мире. Мне повезло очень это толстый том — где зафиксировано тупо красноармейцем, который сидел и отмечал — в какое время Сталин пришел в рабочий кабинет в кремле и кто к нему заходил. И в какое время он покинул этот кабинет. Таким образом у меня появилась объективная реальность, которая мне сказала правду! Очень многие люди говорят, что 22 июня сталин убежал на дачу и там пил и плакал. Может, конечно, пил и плакал, но не так все было. 22 июня он работал. Он уехал на кунцевскую дачу 28 и пробыл там до 3 июля и тогда его знаменитое обращение : «Братья и сестры! Друзья мои! К вам обращаюсь я в этот страшный день» — оно случилось. Он работал! И эти книга помогла мне. Конечно, есть вещественный вещи, но в основном это книги, это хроники — я дано не читаю художественную литературу. Я её пишу. Галина Пилипенко: С каким чувством ты смотришь готовый фильм на экране? Валерия Байкеева: С отвращением. Я-то представляю себе одним образом, продюсер- иным, а режиссёр — третьим, оператор — 26, а художник-постановщик — 79. С нами никто не советуется. Это печально и жалко, поэтому я пытаюсь сейчас изменить свою участь и уйти в поле шоураннеров. Это такие люди, которые отвечают за все — от идеи до того момента как в кассу падает последний цент. Шоураннеры выше продюсеров. Они занимаются не только экономикой производства, но и творчеством и идеологией и всем. У нас нет культуры этой профессии, но вот я сейчас в кино-школе Александра Митты готовлю большой курс на тему именно шоураннеров. Галина Пилипенко: И вот новый проект «Лестница» — это о чём? Я преподаю как в школе Александра Митты, так и в «Лестнице» . В «Лестнице» мы сейчас планируем очень большой проект и он как раз шоураннерский. идея моя, воплощение моё и поиск денег мы тоже будем осуществлять сами. И за конечный результат я буду отвечать полностью. Это проект, который условно называется сейчас «Настоящее». Альманаховый, полный метр для кинотеатров. Пока мы планируем семь фильмов. В основе альманахов — реальные истории. Поэтому у нас — конкурс, мы будем ждать и они будут приходить — истории. Творчество и искусство должно неким образом мотивировать людей — так говорят на фестивале BRIDGE of ARTS. Вот я хочу, чтобы наш проект в кино-школе «Лестница» мотивировал людей. Идеология этого проекта следующая: наступило такое время когда очень мало быть хорошим, добрым, порядочным человеком в пространстве своей кухни. Надо совершать такие поступки, которые будут провоцировать людей в ответ совершать тоже благородные поступки. вот об этом будет проект «Настоящее». Я буду писать его с молодёжью, я надеюсь, что он будет яркий, куражный и настоящий. Галина Пилипенко: Пусть так и будет! П.С. Общаться было невероятно интересно. Это даже не интервью, а праздник! Быть может, к этому празднику присоединились и вы, надеется Галина Пилипенко. Кстати, моя сестра уверена, что Байкеева — не настоящая фамилия, а псевдоним, потому что она любит рассказывать байки о Ростове. А вы как думаете? Сегодня вечером в 19.15 — в эфире «России 24. Дон» — великолепная Валерия Байкеева. More from my site |