Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 206
«Бедное искусство» или искусство для бедных. Имеется ввиду социальная картина положения человека в обществе, но никак не духовное состояние души, которое не соответствует определению нищеты или богатства. Термин «Бедное искусство» — как диалог или противостояние между индустрией и природой — придумал в 1967 году Джермано Челант . Копия картины «Бедный рыбак» Пьера Пюви де Шаванна выполнена Валерием Кульчекно. Бумага. Шариковая ручка. 2019 год. Есть фамилии на Дону: поймаешь на слух или напишешь прописью и всё становится ясно. Например, Черпаков. От слова «черпак», «черпать» — и это не только рыболовная снасть, популярная на Дону с незапамятных времён, в современной истории получившая название » телевизор», и, конечно, попавшая разряд браконьерских орудий лова рыбы, тем более, что лещей становится вс меньше и меньше. Но «черпать», то есть укреплять своё хозяйство, «черпать» в дом, семью и побольше и да, пусть сопутствует процессу удача! Черпаковы имели мельницу, занимались кузнечным делом. Прадед Илья Емельянович Черпаков, мастеровой, отличный столяр-краснодеревщик. По мужской линии весь род — из Таврии. По женской — хутор Казачий Хомутец. Семья Черпаковых. Документальная фотография 1915 года. По традиции казаки сидят, а женщины и дети стоят рядышком. Притихли. Торжественность момента. Смотрят, не мигая, в объектив камеры. Фотограф выстраивает композицию грамотно и умело. Ничего лишнего и случайного. Конечно, главное — лица, простые и ясные глаза излучают даже через патину столетия — доброту и тепло. На коленях — руки, узловатые крепкие пальцы, натруженные ладони — своеобразная галерея мастеровых, трудовых людей. Валерий Кульченко. Семья Черпаковых. Эскиз. Валерий Кульченко. Семья Черпаковых. Эскиз 2. (Как писали, заполняя анкету в 50-ые годы прошлого столетия, «комсомолка», Александра Колесова (тётя Шура — родственница моей жены Татьяны Лифановой). Графу «Род занятий» дед Дмитрий Шамин заполнил так: «Казак-хлебороб» за что и был раскулачен в 1930 году в хуторе Потапов станицы Романовской). Руки женщин, замаскированные платочками, держат редикюль, ребёнок — книгу. Вот что сообщал о семейном статусе на Дону уроженец станицы Вёшенской Александр Жданов в письме из Вашингтона ко мне в 90-ые годы прошлого столетия:»Валерий Иванович! Мама может быть кем угодно и по национальности и по расе — это мамино дело (не папы) какого «кобеля» ей любить. А папа обязательно должен быть настоящим казаком!..» (Острова памяти. Часть 61. Кто поедет в Вёшенскую?) Цитата из письма Жданова 1992 года здесь вполне уместна, так как в коллекции картин донских художников Андрея Черпакова есть работа Жданова «Русское поле» , которую собратель выудил в сетях интернета так же, как и мою работу «Ночью выпал первый снег». (Работа знаменитого авангардиста находится в Ростовской области) Так, спустя 30 лет встретились работы двух друзей — Жданова и Кульченко в городе Зернограде. Символично, не правда ли? Потрясение: на обратной стороне можно сказать исторический документ — надпись размашисто, крупно углем гласит «Русское поле. Пан». Жданов А.П. 1984 год. Собственность Галины Герасимовой. N 847″. И подпись Жданова. По всей видимости, холсты в спешном порядке подписывались и нумеровались в аэропорту Шереметьево в 1987 году в Москве, когда Жданов и Галина Герасимова покидали Родину. В последний момент, можно сказать, практически у трапа самолёта, им сказали, что работы остаются в СССР, а их создатель может лететь на все четыре стороны. Без багажа, то есть без творческого наследия. Около тысячи картин акуратно упакованы в ящики, но не суждено им было пересечь океан. В одночасье груз — картины авангардиста Александра Жданова переименованы — из разряда никому ненужного «хлама» в «достояние республики» и моментально обрели художественную ценность, которая облагается непомерным налогом. Таможня не спит. «А всё-таки за державу обидно». Р.S. Самое интересное, что среди работ, исполненных в классических традициях — холст, масло, живопись, бумага, тушь, графика — были и знаменитые «мусорки» и коллажи Александра Жданова, сделанные в 70-ые годы в Росове-на-Дону, при моём активном участии. Январь 2019 г. More from my site |