Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 206

Начало

«Бедное искусство» или искусство  для бедных. Имеется ввиду социальная картина положения человека в обществе, но никак не духовное состояние души, которое не соответствует определению нищеты или богатства.

Термин «Бедное искусство» — как диалог или противостояние  между индустрией и природой — придумал в  1967 году Джермано Челант .

Копия картины «Бедный рыбак» Пьера Пюви де Шаванна выполнена Валерием Кульчекно. Бумага. Шариковая ручка. 2019 год.

Копия картины «Бедный рыбак» Пьера Пюви де Шаванна выполнена Валерием Кульчекно. Бумага. Шариковая ручка. 2019 год.

Есть фамилии на Дону: поймаешь на слух или напишешь прописью и всё становится ясно. Например, Черпаков. От слова «черпак», «черпать» — и это не только рыболовная снасть, популярная на Дону с незапамятных времён, в современной истории получившая название » телевизор», и, конечно, попавшая  разряд браконьерских орудий лова рыбы, тем более, что лещей становится вс меньше и меньше. Но «черпать», то есть укреплять своё хозяйство, «черпать» в дом,  семью и побольше и да, пусть сопутствует процессу удача!

Черпаковы имели мельницу, занимались кузнечным делом.

Прадед Илья Емельянович Черпаков, мастеровой,  отличный столяр-краснодеревщик.

По мужской линии весь род — из Таврии. По женской — хутор Казачий Хомутец.

Черпаковы. Документальная фотография 1915 года.

Семья Черпаковых. Документальная фотография 1915 года.

По традиции  казаки сидят, а женщины и дети стоят рядышком.

Притихли. Торжественность момента. Смотрят, не мигая, в объектив камеры.

Фотограф выстраивает композицию грамотно и умело. Ничего лишнего и случайного. Конечно, главное — лица, простые и ясные глаза излучают даже через патину столетия — доброту и тепло. На коленях — руки, узловатые крепкие пальцы, натруженные ладони — своеобразная галерея мастеровых, трудовых людей.

Валерий Кульченко. Семья Черпаковых. Эскиз

Валерий Кульченко. Семья Черпаковых. Эскиз.

Валерий Кульченко. Семья Черпаковых. Эскиз 2.

Валерий Кульченко. Семья Черпаковых. Эскиз 2.

(Как писали, заполняя анкету в 50-ые годы прошлого столетия, «комсомолка», Александра Колесова (тётя Шура — родственница моей жены Татьяны Лифановой).

Графу «Род занятий» дед Дмитрий Шамин заполнил так: «Казак-хлебороб» за что и был раскулачен в 1930 году  в хуторе Потапов станицы Романовской).

Руки женщин,  замаскированные платочками, держат редикюль, ребёнок — книгу.

Вот что сообщал о семейном статусе на Дону уроженец станицы Вёшенской Александр Жданов в письме из Вашингтона ко мне в 90-ые годы прошлого столетия:»Валерий Иванович! Мама может быть кем угодно и по национальности и по расе — это мамино дело (не папы) какого «кобеля» ей любить.

А папа обязательно должен быть настоящим казаком!..» (Острова памяти. Часть 61. Кто поедет в Вёшенскую?)

А.П Жданов."Русское поле". 1984 год Холст, масло, 72 х 80. В коллекции Андрея Черпакова

Цитата из письма Жданова 1992 года здесь вполне уместна, так как в коллекции картин донских художников Андрея Черпакова есть работа Жданова «Русское поле» , которую собратель выудил в сетях интернета так же, как и мою работу «Ночью выпал первый снег».  (Работа знаменитого авангардиста находится в Ростовской области)

Валерий Кульченко. "Ночью выпал первый снег..." Бумага, пастель, 50х55, 1987

Валерий Кульченко  Заслуженный художник Российской Федерации, член Ростовского отделения «Союза художников России

Так, спустя 30 лет встретились работы двух друзей — Жданова и Кульченко в городе Зернограде.

Символично, не правда ли?

А.П Жданов."Русское поле". 1984 год Холст, масло, 72 х 80. В коллекции Андрея Черпакова

Потрясение: на обратной стороне можно сказать исторический документ — надпись размашисто, крупно углем гласит «Русское поле. Пан». Жданов А.П. 1984 год. Собственность Галины Герасимовой. N 847″. И подпись Жданова.

По всей видимости,  холсты в спешном порядке подписывались и нумеровались в аэропорту Шереметьево в 1987 году в Москве, когда Жданов и Галина Герасимова покидали Родину.

В последний момент, можно сказать, практически у трапа самолёта, им сказали, что работы остаются в СССР, а их создатель может лететь на все четыре стороны. Без багажа, то есть без творческого наследия.

Около тысячи картин акуратно упакованы в ящики, но не суждено им было пересечь океан. В одночасье груз — картины авангардиста Александра Жданова переименованы — из разряда никому ненужного «хлама» в «достояние республики» и моментально обрели художественную ценность, которая облагается непомерным налогом. Таможня не спит.

«А всё-таки за державу обидно».

Р.S. Самое интересное, что среди работ, исполненных в классических традициях — холст, масло, живопись, бумага, тушь, графика — были и знаменитые «мусорки» и коллажи Александра Жданова, сделанные в 70-ые годы в Росове-на-Дону, при моём активном участии.

Январь 2019 г.

Далее