Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 211

Валерий Кульченко в мастерской Евгения Яковлевича Покидченко позирует для картины "Место последней охоты Михаила Шолохова". 1980 год. Фото Е.Покидченко. Из архива искусствоведа А.П.Токарева. Передано В.И.Кульченко Галиной Андреевной Токаревой в ноябре 2018 года.

Начало

Арка

Май 1986 год. Вешенская.

Остановились красные Жигули — за рулем Александр Щебуняев, возле вербы, расщепленной ударом молнии. От нее ствол загорелся, остались обуглившиеся корявые останки, мощной аркой нависают над водой, а из них пробилась молодая поросль, шелестящая нежно-зеленой клейкой листвой на утреннем ветерке, который приносит едва заметный аромат цветущей степи. Особенно остро улавливали запах чабреца и полыни, ноздри городских художников, привыкшие к перегару паров бензина и чаду выхлопных газов.

Все это восприняв в первые мгновенья и глазами и ноздрями и всем своим существом, автор этих строк, быстро укрепил холст на этюднике и поспешил углубиться в мир красок, ритма, цвета — необходимых атрибутов творческого процесса. Через некоторое время подошёл Щебуняев (родом он из Базков, что на левом берегу Дона, напротив станицы Вешенской) и начал рассказывать: на этом месте был казачий городок Чиганак.

Местные аборигены занимались набегами: где? Что? Плохо лежит? Попросту это называется разбой. И все бы ничего, пока не ограбили караван кораблей, спускавшихся вниз по Дону из Воронежа на Азов.

Петр Первый вознамерился прорубить «южное окно» в Черное море. Так вот казачки из Чиганака навлекли своими действиями царскую немилость. Да что там немилость — гнев Петра Первого был сродни грому и молниям, что ударила много позднее в вековую вербу на берегу Дона. Поселение казаков сожгли и пепел развеяли по ветру. А сами виновники дерзкого нападения на царский флот переловлены, закованы в кандалы, подвешены на виселицы и отправлены на плотах вниз по Дону.

Царский указ гласил: если течение прибьет плот к берегу, то отталкивать его шестами в дальнейшее плавание — в назидание жителям нижележащих станиц и хуторов. И плыл царский подарок дальше: вереница деревянных арок с пугающими силуэтами человеческих тел с обезображенными лицами. Стаи ворон кружили, давно уже выклеваны глаза… И так до самого синего моря…

Из рассказов А. Щебуняева.

Март 2019

Валерий Кульченко. Верба, разбитая молнией. Ремейк 1986 года. Бумага, шариковая ручка. Оригинал хранится в Государственном музее-заповеднике  М. А. Шолохова в станице Вёшенской.

Дальше