Ирина Губа — поклонница импрессионизма и, работая в манере «Аля-прима» в жанре портрета, пейзажа и натюрморта, ищет свой индивидуальный творческий почерк, находится в процессе постоянных поисков. Лиричный, созерцательный импрессионизм в классическом своем выражении, к сожалению, в прошлом и молодой автор-дитя постиндустриального века, неспокойного и противоречивого, интуитивно пытается передать настроение своего времени. Живопись Ирины строится на сочетании сочных порывистых мазков и порой контрастных декоративных пятен, что вносит ощущение динамики, импульсивности. Чувство цвета и не посредственность восприятия в ее лучших работах соединены с живым человеческим теплом, экспрессией, порой внутренним драматизмом. И упомянутые качества компенсируют некоторые поправимые недостатки. В этом издании опубликовано около двух десятков работ молодой художницы. Некоторые из них хотелось бы выделить.
Например, «Автопортрет» пластически лаконичен и вместе с тем несет подспудный экспрессивный заряд, напряженность внутренней жизни образа. Это ощущение возникает благодаря смелому декоративному контрасту сочного желтого цвета в блузе девушки и насыщенного синего в фоне, а также лепящих формы широких пастозных следов мастихина.
«Анастасия»- наиболее удачная портретная работа, мажорная по настроению живопись которой подобна калейдоскопу сочных, пестрых пастозных мазков, словно рассыпанных по нежному голубому с оттенками зелени фону, что ассоциативно точно отражает порывистость и романтизм молодой души.
Наоборот, холст «В ожидании» — это более меланхоличный образ, снова внутренне напряженный, благодаря цветовому настрою с вкраплением темно коричневого, серого, красного оттенков и пятен, создающих ощущение беспокойства,» рубленым», крупным и резким по очертаниям формам. Такое живописное решение пластически выражает присутствие скрытых эмоций, переживаний изображенной девушки. Женский портрет » Казачка»- образ, привносящий фольклорное обаяние. Из пейзажей Ирины стоит упомянуть «Амстердам»- импрессионистический по духу сочетаниями сочных, нервно подвижных мазков, варьирующих оттенки голубого, коричневого и зеленого, вполне передающий обаяние старого города. Очень экспрессивен этюдно, как будто в несколько ударов кисти, выполненный художницей известный вид Большой Садовой «Дом с морским коньком на шпиле».
Удачна работа под названием «Тачанка», хотя как ни странно, изображение известного памятника здесь не самый главный мотив, потому что у Ирины вышел пейзаж состояния. А в таком случае важно не что изображено, а важно-как! И вот на холсте, решенном в перламутровых, серебристых оттенках цвета замечательный влажный, дождливый день, мокрый асфальт, и в смутном мареве, где-то вдалеке памятник….
Лирическое настроение есть и в картине «Дождь», написанной эскизно и быстро, как бы намеком. Урбанистическое беспокойство современной улицы, загроможден ной транспортом, парадоксально совмещается с некоторой наивностью трактовки, смягчено серебристой атмосферность.
Из натюрмортов Ирины наиболее интересна своей нескучной стройностью ритма, с которой закомпонованы предметы, постановка со стеклянной посудой, декоративная, лаконичная по лепке и «вкусная» по цветовому сочетанию сложных смесей синего, зеленого, розового, лилового и белого.
И наконец работа, характеризующая автора находящегося в процессе становления, интересный живописный эксперимент-абстрактная композиция «Стихия». Этот сугубо формальный поиск выражения экспрессии в контрастной мозаике насыщенных цветовых пятен удачно передает противоречивость образа, вдохновившего художницу. Приведенные выше примеры работ Ирины Губа качественно неоднозначны: есть повод и для похвалы, и для критики, но равнодушным к себе зрителя эти холсты, скорее всего, не оставят.
Жайваронский Петр Петрович Член ТСХР, Член СХР 02.06.2019.