Молодёжный проживает в старейшем здании. Без парадоксов театральная атмосфера скучна! Сегодня 16 декабря 2019 года сравняется 120 лет театру. Маргарита Лобанова Заслуженная артистка РФ: «Я приехала в Ростов проездом и навеки. Влюбившись в этот театр с первой минуты, поняла, что никогда его не покину. Театр, это, конечно, не только здание! Это, прежде всего актёры, которые здесь живут. Да, актеры здесь живут, потому что другой жизни нет». Зато у самого театра — несколько судеб — открывался он в 1899 году как Городской Нахичеванский, после октябрьской революции стал Театром рабочей молодежи. После войны тут прописались комедии, в 1957 он получил имя Ленинского комсомола, спустя 7 лет стал ТЮЗом. И к 120-летию, пришел Молодежным.
Карина Сердюченко директор Ростовского-на-Дону академического молодёжного театра: «Здесь кроме театра ничего не было. Это большое значение имеет для любого театра. Не осквернили. Единственное, в один год, во время войны здесь располагался госпиталь, здесь были раненные. И, может быть, даже кому-то выжить помогли стены этого великолепного здания». Оно задало тон всей архитектуре Нахичевани — говорят специалисты. Чего не скажешь о первой постановке и дальнейшем репертуаре.
А первым спектаклем, поставленным в Нахичеванском городском театре стала пьеса Льва Толстого «Плоды просвещения». Оказывается, граф числился на особом счету в Нахичевани.
Георгий Багдыков краевед, врач, писатель:»Многие думают, что площадь Льва Толстого названа в советский период времени. Но на самом деле, после смерти Льва Николаевича Толстого нахичеванская Дума принимает решение о переименовании Полицейской площади в площадь имени графа Толстого — вот до такой степени Толстого ценили и любили в Нахичевани. Более того, за Льва Толстого (и это тоже малоизвестный факт) в Нахичевани и в СПБ прошли поминальные службы — в армянских церквях, потому что он был отлучён от русской православной церкви». Так и стоит театр в окружении площадей имени графа, имени Карла Маркса на своём собственном островке имени Свободы. Его спроектировал архитектор Николай Дурбах с любопытной конструкцией сцены, акустикой и системой отопления. Быть может, всё потому так удалось, что архитектор сам играл на подмостках им же построенного театра. И это — единственный случай в истории мирового искусства.
Галина Пилипенко о 120 годах публичного одиночества для программы «Вести Дон»