День рождения ростовского телевидения и радио

ростовское телевидение

В такой же день 7 февраля, но только в 1958 году, то есть 62 года назад пришло время менять имена. И ростовский радиокомитет стал Областным комитетом по радиовещанию и телевидению. И хотя вышка ещё не устремилась в облака почти на 200 метров, именно эта дата считается нашим днём рождения.

Телевидение "Дон Тр". Юрий Калугин, Виталий Анохин, Владимир Чайкин


Трудно представить, но в то время много чего не было. Например, на радио — автомобилей, на телевидении — компьютерной графики и интернет отсутствовал напрочь, как и слово хэш-тэг.
Зато был венгерский «Репортёр» седьмой серии, микрофон легко трансформировался в удочку — когда важные слова неслись с трибуны, а до неё ещё надо было дотянуться. Илья Клименко — прирождённый радийщик, просит телевизионное братство не обижаться.

Телевидение "Дон Тр". Виталий Анохин

Илья Клименко ветеран ГТРК ДонТР: «Радио у нас с 1925 года, а ТВ гораздо позже и, естественно, творческие кадры, брали отовсюду: из театров — режиссёров, ну а журналистов, брали, естественно, на радио, так что основоположниками были, конечно, радисты. И многие работали и на ТВ и на радио».

И кабинеты были общие в здании радиоузла на пересечении Ворошиловского и Суворова. Здесь генерировались идеи, пока строился телецентр на 1-й Баррикадной.

«Любили свою профессию и песню со словами «Раньше всех расскажет репортёр от забоя к небу строя мост» — правда, там говорилось про газетчиков, но главным в профессии считались не не зарплаты и не персональная известность. Понятие «звезды» отсутствовало — рассказывает Лариса Шулепова. Из радиоточки завода «Ростсельмаш» она пришла на радио «ДонТР», а уже оттуда на телевидение — вела авторскую программу «Ростовчанки», а потом стала директором Телевидения.

Лариса Шулепова заслуженный работник ГТРК ДонТР: «Я считаю, что тогда телевидение было свободным, потому что тогда мы поднимали очень много проблем и делали критические материалы. И, самое главное, то, о чём мы говорили на телевидении, потом не уходило в пустоту, всегда принимались какие-то меры. Обязательно!

У нас были цензоры, они читали наши материалы, чтобы никакая государственная тайна не раскрылась на телевидении, но это касалось именно государственной тайны. Я думаю, что свободы было не меньше, чем сейчас».
В семье потомственных телевизионщиков Залуниных сохранились хроника. Телевидение ДонТР покажет их впервые. Можно будет увидеть процесс монтажа. А до этого кинопленку проявляли, резали на кадры и склеивали, следуя логике.

Алексей Кузнецов заслуженный работник ГТРК ДонТР: «Вот вы только вдумайтесь какое изображение мы делали — снимали на чёрно-белую плёнку, без синхронов, негатив нужно было проявить в лаборатории! И ведь не известно что выйдет! Пишешь-пишешь текст, в изображение всё в браке!

И вот у меня такой пример: мы Бондаренко вверх ногами приклеили! На трибуне! Первого секретаря!

Режиссёра уволили. «По собственному желанию» . Так самое интересное: режиссёр вместе с мужем уехала в Сочи. Там их на телевидение взяли и дали двухкомнатную квартиру! Она звонит: «Лёшка! Черт! Спасибо, что ты меня уволил!»

» Да не я тебя увольнял! «
Уволиться с ТВ или радио возможно, но только формально. Душа навсегда остаётся на рабочем месте. Так двое из наших героев каждый день пишут. Уже не для эфира. Мемуары, где расскажут не только как делалось новое на тот момент чудо — телевещание, но и то, что осталось за кадром.

Галина Пилипенко старательно пишет сюжет для программы «Вести Дон»