Творящие «Магию кино» в Ростове-на-Дону

«Вход на съёмочную площадку — только в тапочках!». Фото: Галина Пилипенко

Сразу обхожу табличку: «Вход в студию только в тапочках». Мне — можно.

Цэ я — Галю. Галина Пилипенко. В гримерке.

Сегодня я веду теле-интервью. В туфлях. Точка. А мои коллеги, тишины ради, а значит и качества звука — в тапочках. Это стародавний обычай, позже вытуренный вон, а теперь его вернула назад спираль истории.

Знаменитый Борис Грачевский, пока в студии «Россия 24» нам прикрепляют микрофоны, рассказывает (практически подряд) интереснейшие факты о себе.

  1. Что ему 71, а сыну 2 месяца.
  2. Что младенца зовут Филипп Второй, чтобы не путать с Филиппом Киркоровым
  3. Что Киркоров как раз у него в «Ералаше» снимается в роли самого себя. Знаете, конечно, как это называется? Да, правильно — камео.
  4. Что дебютировал Грачевский в кино в роли… руки. Помните фильм «Варвара-краса — длинная коса? Так Грачевский сидел в колодце и работал рукой со страшно скрюченным пальцем с длинным ногтем: «Должок!».
  5. Я, хоть и смотрела только в детстве, до сих пор слышу скрипучий голос.
  6. Что этому пальцу даже памятник поставили в Подмосковье. Точнее знаете где?

Потом достаёт айфон и показывает себя в молодости. И тут я вспоминаю что однажды фотографировалась с главным в «Ералаше».

Galina Pilipenko and the father of "Yeralash" - Boris Grachevsky in Rostov-on-don in 2009.Галина Пилипенко и папа "Ералаша" - Борис Грачевский в Ростове в 2009 году
Галина Пилипенко и папа «Ералаша» — Борис Грачевский в кинотестре «Чарли» в Ростове в 2009 году. Galina Pilipenko and the father of «Yeralash» — Boris Grachevsky in Rostov-on-don in 2009

Ну и наконец, интервью: Галина Пилипенко.

Галина Пилипенко и Борис Грачевский в студии «Россия 24» в Ростове-на-Дону в 2020 году году. Фото: Александр Осняч

Тележурналист Галина Пилипенко: Здравствуйте, сегодня у нас в студии две волшебницы и один маг — именно эти люди творят «Магию кино» — Лидия Петровна Евтушенкова — президент благотворительного фонда помощи детям «Киномай», актриса и автор детских книг Ирина Чернова, пишет под псевдонимом Василиса Кошкина и Борис Грачевский. Как метко сказала моя коллега «Ростов-папа встречает папу Ералаша».

Вы приехали и для проведения и конкурса и для награждения? Лидия Петровна, подведём итоги?

Лидия Евтушенкова президент благотворительного фонда «Детский киномай»: За три дня до нашего отъезда нам поступило распоряжение, что отменяется всё!

А у нас заявлено 14 режиссеров, актеров и мультипликаторов, которые приехали бы! И напечатан буклет об этом! … Но коронавирус переживала вся страна и мы не теряли надежду приехать в Ростов, потому что у нас все было готово: полиграфия, сувенирный шоколад, все подарки были сюда пересланы. И мы ждали.

И теперь мы довольны и счастливы что приехали в наш любимый город Ростов-на-Дону, где всегда нас поддерживают партнёры и где нас ждут взрослые и дети.

Тележурналист Галина Пилипенко: Вот эти коварные ковидные времена вмешались! Наверняка господин Грачевский шутит на эту тему?

Борис Грачевский руководитель детского киножурнала «Ералаш»:Какие уж тут шутки — такое количество мемов долбило меня со всех сторон! Я думаю, если возвращаться к хорошему, то мы рады приехать в Ростов славный город нашей страны, где была такая традиция показывать премьерные «Ералаши» на больших экранах, большим коллективам, но что мы сейчас будем переживать? Переживает весь мир — всем досталось.

Но сегодня все дети сидели в масках и я видел — под масками они улыбались!!!

И все равно были премьеры и показы. А во время пандемии, которая у нас застряла мы все равно не сидели на месте — у нас есть рычаг — интернет и есть канал свой — 2 миллиарда, сто миллионов просмотров — за период, пока мы все сидели дома! Будем подчищать, подсчитывать — скажу точно!

Галина Пилипенко: Это рекорд?

Борис Грачевский: Да, рекорд и гордость!

Галина Пилипенко, Лидия Евтушенкова, Борис Грачевский, Ирина Чернова (Василиса Кошкина) в студии теле- канала «Россия 24» в Ростове-на-Дону, 2020 год. Фото: Ангелина Волкова (руководитель пресс-службы компании «Газпром»)

Галина Пилипенко: Слово Василисе прекрасной и премудрой: А вы первый раз у нас?

Ирина Чернова (Василиса Кошкина) актриса, автор детских книг: На ростовскую землю я попала в первый раз и очень рада — потому что тут две мои двоюродные тети живут уже давно — перебрались после Великой Отечественной Войны. Я рада предложению «Киномая» приехать, потому что то количество доброты, которая происходит в дни кинофорума не передается никакими словами!

Вдруг появляется кино-марафонское какое-то стремление горячее — что-то дать, что-то показать и это происходит обоюдно.

Борис Грачевский руководитель детского киножурнала «Ералаш»:

Я забыл рассказать, что в Ростове есть наша студия «Ералаш» и дети пробуют свои таланты и способности и у нас уже в сентябре будет онлайн всей страны и Ростов я тоже приглашаю — присылайте свои творческие детские работы, а победители будут иметь главные роли в «Ералаше». Можно всё — и даже просто послать как ребёнок читает стихи или поёт — мы разберёмся — я про талант все знаю и уже примерно со второй минуты я уже знаю что с этим ребенком будет. Но это уже другая история — нельзя все секреты рассказывать.

Галина Пилипенко: Лидия Петровна, вы хотели рассказать о сверхзадаче фонда.

Лидия Евтушенкова: Сверхзадача миссии фонда… Мне слово задача не нравится.

Галина Пилипенко: миссия? идея?

Лидия Евтушенкова:Мы популяризируем российское детское кино — с самого начала с 2009 года мы этим занимаемся. Раньше современных фильмов было крайне мало и мы показывали мультфильмы и старую добрую классику.

Дети могут оценить фильмы, создававшиеся ранее.

Таких сейчас режиссёров очень мало, но у нас появляются настоящие, хорошие, добрые фильмы, которые нужно обязательно смотреть и мы стараемся эти изюминки отыскивать, и не только показываем, но и делаем обсуждения. Миссия такая — культурно-познавательная.

Борис Грачевский: Я хотел бы добавить по поводу просветительской миссии. Когда мы начинали — люди только-только начали возвращаться в кинотеатры. И у меня был такой случай: я стою, жду сеанса, в кинотеатр входит папа с ребёнком. И вдруг, мальчик, глядя на экран закричал: «Папа, какой большой телевизор!».

Галина Пилипенко, Лидия Евтушенкова, Ангелина Волкова (руководитель пресс-службы компании «Газпром», Борис Грачевский, Илона Восканян (шеф теле-вещания канала «Россия 24» в Ростове-на-Дону,Ирина Чернова (Василиса Кошкина). 2020 год

Мы очень долго считали, что «Ералаш» нужно смотреть большой компанией, на большом экране, но сейчас мы ушли на телевизор. Но это очень важно, когда сидит человек 150-200, а были у нас и 500, и 700 и 1000 у нас, это важно — коллективное восприятие юмора или поставленной задачи и ты по залу понимаешь!!!

Как в фильме на моей же студии созданном — «Доживём до понедельника» была фраза «Счастье — когда тебя понимают». Это очень важно!

И вот мы начали с большого фильма моего, я крайне редко занимаюсь большим кино — у меня всего две картины, и вот «Крыша» адресована к 12-ти летним детям и взрослым и их родителям, и отношениям отцов и детей — антисуицидное кино, слёзное и рыдальное.

Мы очень много устраивали диспутов, обсуждений эмоциональных. Там в конце три девочки стоят на крыше — прыгнуть — и это очень напряжённо!

А главная мысль фильма о том что как важно, чтобы взрослые были внимательны к своим детям, иначе они окажутся на самом краю крыши…

Это было и есть и ничего не меняется! Картине 10 лет! И чуть-чуть невнимание к ребёнку, и он из-за ерунды, из-за тройки или двойки покончит с собой. И это трагически, потому что нет контакта между взрослыми и детьми в семье и мы говорим, что необязательно, чтобы пьяница или не пьяница — не в этом дело, а в том, что важно не только в любви жить, но и во внимании, которое очень важно для любого мальчика и девочки любого возраста.

Я к тому что мы много возим картин и много изменений в сегодняшних детях. И совершенно другой эмоциональный поток восприятия.

И я постоянно вынужден в «Ералаш» слушать — потому что каждые 5-7 лет меняется мировоззрение большого количества детей — не одного, а целого поколения и нужно об этом слышать,иначе мы будем разговаривать на разных языках.

Ирина Чернова: «Я хотела бы добавить, что неоднократно я видела как дети после фильма общаются с режиссёрами, которые создали это кино.

Дело в том, что дети, которые остаются сами с собой наедине, со своими мыслями после просмотра, не всегда получают объяснения того, что хотел сказать режиссёр или того что ребенка заинтересовало в процессе фильма. А «Киномай» даёт такую возможность!

Сыпятся совершенно неожиданные интересные вопросы!

Часто я слышу от взрослых и на моих встречах такое звучало — ну зачем современным детям смотреть старое кино? Или российское кино — почему-то такое противопоставление идёт. У них же клиповое мышление!

Это неправда! Вот если бы родители садились и смотрели бы кино вместе с ребенком.

Борис Грачевский: Это неоднократно подтверждалось — если смотреть с ребёнком, то он будет смотреть!

Но большая часть детей, к великому сожалению, смотрит клипно и вообще не хочет думать — вот главная огромная трагедия! Сегодня уходя из тех сетей, где можно было разговаривать — Твиттер и Фейсбук, приходят в Инстаграм, где вроде бы ничего и не надо было — фото и ограниченные подписи и так далее. И думаете всё? Нет! Ещё более упростили: Тик Ток — ещё тупее. Моя 7-летняя дочка — это еще страшнее — смотрит «Лайки». К сожалению большому — им нравится ни о чём не думать.

Ирина Чернова:Я счастлива, что на «Киномай» приходят думающие дети

Борис Грачевский: Вот для них и стараемся!

А тем кому наплевать — ну и наплевать!

Ирина Чернова: Иногда полезно ничего не делать.

Борис Грачевский: Это глубинные взаимоотношения.

Я постоянно общаюсь с детьми, и понимаю, чтобы тебя услышали, нужно искать формы и тематику. Если раньше каждая 12-ая страница для бестселлеров служила местом где нужно передёрнуть, или чтобы появился новый человек, то сейчас уже — каждая четвёртая страница.

Галина Пилипенко: Как вы поменяли подход к съёмкам детского кино?

Борис Грачевский: Меня спасает то, что до третьей минуты они всё ещё что-то помнят и интерес держится. На третьей минуте интерес закругляется и интерес надо передёргивать, как затвор.

Поэтому мы ещё держимся, но мы тематически готовимся быть интересными.

Помимо классических форм: дети влюбляются и хулиганят, хвалятся и стесняются — ну всякие такие человеческие формы, которые происходят в этих событиях, конечно, совершенно другие. Это тоже имеет большое значение: повествовательная часть.

И конечно важно, чтобы это было свежо.

Я нас сейчас очень популярна история, где директор школы завидует маленькой девочке, потому что у неё подписчиков больше, чем у него.

И директор предлагает крохотной девочке: «Давай сделаем совместный проект».

И они вдвоём танцуют знаменитый дурацкий танец скибиди . Вот такая история и уже 5 миллионов просмотров.

Хотя главный чемпион — 23 миллиона просмотров и скоро будет 24 — это сюжет «Зубная фея» про то как девочке удалили зуб, положили под подушку, а наутро там был айфон от зубной феи. Она рассказала об этом в классе, что зубная фея пришла и на другой день весь класс повырывал зубы, но телефон никакая зубная фея им не принёсла.

23 миллиона просмотра — это каждый ребенок со своими зубами имеет свои проблемы.

Это не актуально, но это вечно!

Лидия Евтушенкова: Я хочу поспорить с Борисом Юрьевичем. Мы проводим в Нижнем Новгороде кинофестиваль полнометражных фильмов и у нас там детское жюри. Они отсматривают всё и спорят и часто задают такие неудобные вопросы!

Галина Пилипенко: Приведите пример, пожалуйста!

Лидия Евтушенкова: Например, говорят: зачем вы такой жёсткий фильм создали? Не для нас он и не про нас! Это уже прошлый век! То есть они рассуждают, мыслят! Я не хочу называть режиссёра этого фильма.

Или однажды сказали, что «это для дошкольников и неинтересно смотреть. Этот сюжет можно было сделать вот так…». То есть они предлагают свои сюжеты.

По сравнению с СПбом — у нас семь лет фестиваль был в СПб-урге, а потом мы переехали в Нижний и вот в там дети по сравнению с СПБ более вдумчиво относятся. Я обратила внимание. И у нас там всегда полные залы и дети всегда остаются на обсуждение.

Ну, думаю, сейчас все уйдут!

Все остались в зале!!!

У нас было голосование за фильмы «Коробка» и «Осенью 41». И перевес оказался в два голоса.

По правилам, когда объявляют фильм-победитель, то он показывается вторично.

Вот ровно столько детей и интересуются! К сожалению большому наше детское полнометражное кино не может дойти до проката. Ни один прокатчик его не берёт, ибо «никто это смотреть не будет».

Есть, конечно, определённые умные дети, которые интересуются всем на свете, и у нас вся надежда, что они вперёд поведут нашу страну. И им кино-фестивали нужны как разминка для мозга, для движения вперёд. Но они не являются масштабными — вот это самая главная трагедия.

Мы делаем шесть или семь фильмов в год — это то, что финансирует государство — и ни один из этих фильмов не дошёл до нормального, широкого проката!

Только с детского фестиваля — на детский, где жюри только смотрит.

Это правда печальный разговор. Чтобы сделать кино, достойное сегодняшнего восприятия ребёнка, нужны, конечно, миллионы и миллионы.

Лидия Евтушенкова: И реклама!

Борис Грачевский: Вот сейчас должна выйти картина, в которой лежит очень много денег. Я точную сумму не помню. Картина «Конёк-горбунок». Не рисованный, а игровой.

Но вот уже второй год его не могут доделать! И компьютерное всё! Это непросто.

Я понимаю, что можно сказать про такой фильм как «Новый экипаж», что он для детей, но там другой посыл!

А вот сделать такую картину как про Гарри Потера нужны такие огромные деньги и талантливые люди, которые могут деньги превратить в зрелище, которое может увлечь ребёнка сегодня!

Это тупик! Денег не дают потому что их не дают, а кина нет потому что денег нет.

30-35 миллионов дают — это очень маленькие сегодня деньги, на которые что-то снять и построить декорации и пошить нормальные костюмы — если это какая-то сказка, которая должна увлечь…

Ну, «Последний богатырь» — совсем не детское кино, но его посмотрело очень много народу.

Дают продюсерам деньги, чтобы они сделали кино

Но этих денег не хватит, чтобы сделать хорошее кино. Поэтому и сценарии такие. Вот хороший фильм «Солдатик» — его, кстати, сняла выученица нашего «Ералаша» Виктория Фанасютина, которая удостоена была показа 9 мая в 5 часов по ТВ — очередной вариант такой сына полка — вот это победа! Но проката тоже не было!

Лидия Евтушенкова: «Сестренка» хороший фильм.

Борис Грачевский: «Про Петра и Павла» хороший, но мы не можем никак перешагнуть. Они отключаются и всё!

Им неинтересно!

Единственное с чем у нас справляются — это с анимацией. И она собирает большие деньги.

Наша полнометражная анимация.

Я председатель огромного фестиваля, который каждый год проходит в Орлёнке. Там много разделов и в частности кино. И мы его показываем. Но если мы оттуда уйдём — кино больше никто не покажет. Никогда!

Галина Пилипенко: Вы смотрели две работы сегодня из Шахт и из Ростова-на-Дону, можете похвалить их или поругать? Какие есть мнения?

Лидия Евтушенкова: Шахты сняли большой фильм — 23 или 26 минут — «Музыка внутри». и, не смотря на то что это новая киношкола, работа удачная, я считаю.

Студия «Ровестник» — или «Кино-ровестник» сняли несколько работ. Две из них получили поощрительные призы.

Очень увлеченный там педагог и сами ребята там толковые. Я считаю, что у них есть будущее, хотя они сами говорят, что хотят хронику, репортажи о знаменитых ростовских людях снимать.

Я говорю, это очень хорошо, но давайте в следующем году снимите такой фильм, который займёт первое место.

А первое место у нас — «Кинонива» — они снимают на Чёрном море.

Борис Грачевский: Очень большое значение имеет уровень и степень таланта руководителя. И дело не в том кто кого забьёт. Есть два пути — дети делают то, что говорит руководитель.

И другой путь — руководитель который может разбудить в детях интерес и оправить их на прослушивание. Потому что может быть всё что угодно! Сегодня иногда происходят удивительные вещи: человек, который нигде не учился может сделать нечто с его взглядом, с его отношением.

Так может неожиданно появиться режиссёр или актер.

Очень важно помочь ребёнку поверить в себя. Это первое и очень главное. И поискать в себе возможность потенциал проявить потому что самое страшное, когда мама говорит: «Ты уж сиди, мы уж чего уж там! куда нам».

Это очень плохо! Даже когда в любви говорится. Нужно говорить: «Ты можешь, ты справишься, у тебя получится».

Лидия Евтушенкова: Даже если не сейчас, то потом получится.

И, как правило, и знаете как это интересно — крайне редко из отличников получается что-то фантастически-яркое, а у средних и у двоечников может быть всё, что угодно. Энштейн, кстати, плохо учился. Энштейн!

Чернова

Кстати, на литературных мастер-классах подходит ко мне девочка и говорит : «Я пишу, но боюсь показывать».

«Почему?»

«А я с ошибками пишу».

Я говорю: «Представь, что любого писателя редактируют!». А на редактора есть корректор. И всё это много раз вычитывается. И если бы я так думала, у меня бы вообще ни одной книжки не вышло!

Девочка: «Правда?»

Это один случай, а вот другой: подходит малчик, тыкает в меня пальцем, ощутимо так и даже больно! и говорит: «А я думал, что все писатели умерли».

«Не все — говорю — как видишь».

«А все эти книжки ваши?»

Я говорю: Моё.

«Надо же! А я думал, что все писатели либо умерли, либо старые!»

И стоит рассуждает и рассуждает, а потом заявляет: «Тогда я что-нибудь тоже напишу».

Я говорю: «Напиши, напиши!».

Вот наверное это и есть миссия киномая»

Грачевский: Миссия киномая» в том, чтобы дети поверили в себя и попробовали себя в творчестве.И у нас же много проектов и я детям говорю — главное ,что у вас детство особенное, ни на чьё другое не похожее.

Творческое детство. Пусть ты дальше будешь простым инженером или не простым, но ты будешь вспоминать — вот это важно. Творчество любого уровня. Миссия «Киномая» в этом, чтобы ребенок поверил в себя и чтобы была возможность заметить талантливого ребёнка.

И мы на своих фестивалях стараемся это делать. Бывает по-разному. Бывает мама перехваливает дитя…

Лидия Евтушенкова: В «Киномае» участвуют и дети из детских домов.Они привозят свои работы, рисунки и это радует, что педагоги ими занимаются.

С вами были прекрасные кино-персоны и я — Галина Пилипенко, не переключайтесь — эфир на телеканале «Россия 24 продолжается.