Валерий Посиделов. ИНР. Свято место не бывает пусто
Сегодня мы продолжаем рассказывать о том, что случалось за 100 лет жизни газеты «Наше Время». Перед вами — история о том, как однажды в Рубрике «7 пятниц» Сергей Агафонов и Елена Афанасьева её вели, написали о ростовском самиздатовском журнале «Ура Бум-Бум!» и звуковом приложении к нему «ИНР» — «Иллюзия независимого радио». Выпускали эти артефакты в доинтернетную эпоху, а именно в 1989 году Галина Пилипенко и Валерий Посиделов. И вот, выяснилось, что «Иллюзия независимого радио» стала прообразом первого не только российского, но и американского подкастинга. Но, мы журналисты любим словосочетание «Информационный повод». Мы обожаем, чтобы всякие публикации с них начинались. Так вот поводов даже два: Валерий Посиделов, наводя порядок во вселенной и у себя дома, нашёл бобину с 4 выпуском ИНР. Надо сказать, что их всего было записано 4. Но уцелел и в сеть попал только первый. Так что теперь мир стал чуток богаче. Вторая причина поговорить об этом — в московском издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла книга «В голос! Нескучное руководство по созданию подкаста», где «ИНР» назван «раритетным и очень ценным материалом» (стр 32). И где также приведены даты — в США подкастинг использован в 2004 году, в России, в Ростове-на-Дону — в 1989! На 15 лет раньше. Ссылка на Первый выпуск https://www.youtube.com/watch?v=BPn5ka4D3Qk И на Четвёртый https://www.youtube.com/watch?v=BJ5C47M7AzU Ссылка на программу «Труба» К.Серебренникова, Галины Пилипенко, где можно видеть Андрея Барышникова.https://www.youtube.com/watch?v=HE1jhPT5TPE&t=83s Мы попросили Валерия Посиделова вспомнить как это было. «Наше время»: Какой бы портрет времени зарождения Валерий Посиделов: Конец 80-ых, 1989 год. Разгул в стране всяких «свобод», политик и рок-н-ролла. Телевидение, типа «Взгляд», «Труба» и так далее. Повсюду — радиостанции FM, где можно, якобы, всё. Разгул самиздата: «Урлайт», «Рокси», «Рио» и «Ура Бум Бум». Газеты «Лимонка» и «К топору». У нас с Галей Пилипенко в квартире на Чкаловском (криминальный район Ростова-на-Дону) накопилось много записей российской рок-музыки. Со всех концов нам слали кассеты и бобины. Среди всей этой роскоши прогуливался наш маленький сын Митя Посиделов с микрофоном в руках, напевая что-то на кабаянском языке. Через почти 30 лет, когда Википедисты выяснят, что ИНР — радио стало первым прообразом подкаста, именно Митя оцифрует выпуски и выложит в сеть. Создание журнала «Ура Бум Бум» привело к тому, что образовывались уникальные, эксклюзивные интервью, записанные на диктофон Галей Пилипенко. Звёзды рока, артисты, художники, режиссёры — кто угодно. Нас пёрло новое «искусство типа перестройки». У меня родилась идея делать «Иллюзию Независимого Радио» (ИНР). Ну, эпоха хоум-тейпинга — записи на дому. Стоят магнитофоны, пишут километры музыки, а тут «Радио», которое можно рассылать на магнитных носителях по всему миру! Ведущие мы — те же артисты и монтаж наш, гони что хочешь. На радиостанциях — друзья-диджеи и можно заскочить ночью, на пару часов, вывалить свою музыку и потрындеть в эфире, попивая пивко и прочие алко-напитки. Но! У радиостанций всё же есть толстосумные хозяева и они иногда журили наших товарищей диджеев за не те, высказанные в эфире, мысли . Другое дело — «Иллюзию Независимого Радио» — тут, действительно, что хочешь. Вот тебе лидер одесской группы «Кошкин Дом» (впоследствии ставший директором ДДТ и Аквариума), рассказывает про жесть жизни в Питере и про то как гитару украли… Вот работник Би Би Си. Вот девушка из партии Эдуарда Лимонова, вскоре севшая на 10 лет в тюрьму за «лимонную свободу» и кисляк правды. ИНР N4 — выводим «в эфир» огромное и гениальное интервью с Кириллом Серебренниковым — будущим известным режиссёром. Его записала Галя Пилипенко, я бы его назвал «Я понял! Ты лысых любишь!», но она предпочла другой «нейминг»: «Почему я не убью Кирилла Серебенникова». Герои «ИНР»: Майк Науменко, Ник Рок-н-Ролл, БГ, Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Михаил Борзыкин. Перечислять можно долго. Их голоса нужно вбить в бобину на «Акаi», а потом пересвести на всякие «Пионеры», «Техниксы», «Дюалы» или на земляка- бобинника «Ростов». И понеслось по земному шарику. «Наше время»: Расскажи, чей голос звучит в ИНР? Ведущим мы выбрали нашего друга, бывшего директора группы «День и Вечер» Андрея Барышникова. На капусте за капустой. Случай с Барышниковым. Андрей договорился, что группа «День и Вечер» сыграет концерт «где-то под Таганрогом». Аппарат уехал на одном грузовике, а второй, гружёный почти доверху капустой, повёз нас — артистов. Крутая поездка — нам пришлось трястить, сидя верхом на кочанах! Случай второй. Даже не случай, а воспоминание. Барышников любил кутить в банях, представляя, что это типа сауны. Андрюша работал и даже зарплату получал в армейской бане — сторожем. И вот мы в огромной пустой бане сидим, пьём вино и разговариваем: я, Галя Пилипенко, Андрюша, его жена Светка. И никакого, боже упаси, секса. Как и воды. Только пьяный Ветер. Однажды Андрей продал квартиру очередной жены в Нижнем Новгороде. Выручил большие деньги и попытался торговать наркотиками. За что его опять закрыли. Он мог ночью пойти за картошкой и купить мешок за 100 долларов. Он дружил со многими рок-звёздами страны. Был очень интеллектуален и переслушал кучу западной музыки. Андрей — крепко сложенный, красивый, с хитрой, но доброй улыбкой, как-то запросто заводил знакомства и дружбу с рок-артистами. Все выходки он вытворял не постановочно, как это ныне модно! Пьянство и кураж совмещал с высоко интеллектуальными беседами! При всей своей наглости Андрей не был пошлым хамом, чем и подкупал и звёзд и функционеров. Где-то же есть Андрея фото. Найти бы его надо. А баня в стиле фильмов Тарковского (Сталкер в бане пустой). «Наше время»: Наверное, остались идеи, не вошедшие в проект?
Андрея Барышникова фотография есть и в журнале «Ура Бум Бум» и в книге «Магия рок-музыки». Он на снимке лежит «в отрубе» на лестнице, изображает пьяного. Андрюша — яркий панк-интеллектуал. Объехал пол мира концертов и фестивалей. Устраивал для Ростова-на-Дону невероятные гастроли: московская панк-группа МДП с лидером Инной Желанной на Военведе! Сделать там концерты в воинском клубе и всем, купившем билеты, наливать стакан вина и вручать бутерброд с «любительской» колбасой! Барышников договорился с Витей Цоем о концертах в Ростове-на-Дону в обход Юрия Айзеншписа! Жаль, сорвалось! Барышников решил устроить фестиваль. А концерты и фестивали он так любил, что готов был их организовывать где угодно. На этот раз он выбрал трамвайное депо! Пригласил «Коллежского асессора», Петра Мамонова, «НИИ Косметики» и многих других. А коммунисты и комсомольцы-комсюки фестиваль свинтили! Мамонов и киевские товарищи приехать не успели, а вот «НИИ Косметики» предупредить не успели и здрасьте — доехали! Но кто-то стуканул и уже в депо агенты нас свинтили. И фестиваль не родился и даже один концерт «НИИ Косметики» запретили. Тогда Андрюша устроил вертеп-концерт Косметики, он его всё таки провёл дома, в своей квартире на Военведе. Очаровательная наглость Андрюши открывала любые двери звёзд подполья СССР. А тут бах и Андрюшу сажают в тюрьму. Песня «Танцуй, шалопай» группы «Там! Нет Ничего» сбылась. «Танцуй, шалопай, танцуй, пока ещё живы трамваи и можно вернуться домой». Андрюша изрядно поругался с водительницей трамвая, за что и получил срок. Тогда практиковали «химию» — утром пахать на «Ростсельмаше» — Андрей управлял карой, а вечером жить в общаге на Мирном, посёлок Чкаловский. Мистика! Рядом с нашим домом! Вот он заезжал на обед ко мне, как и некоторые, тоже сидевшие — я про легендарного музыканта и директора шиферного клуба Васю Аполохова. Сел он за то, что ночью бабушку на дорогу задавил, а, может, сама бросилась под колёса. Да, многие товарищи записывались на квартире у нас на Чкаловском. А ещё была студия группы «Там!Нет Ничего» на Западном. В парке «Плевен» в радиоточке служил наш барабанщик Стасик Аведян — радистом. Половину одноэтажного дома занимала наша студия, другую половину — ментовка! Смех да и только. Менты, а за стенкой — вертеп с вином, ревущей музыкой и девочками. Стас тут жил, а мы играли когда хотели. На этой весёлой базе мы записали альбомы «Револьвер господина Достоевского» и «Поколение в спортивных штанах», «Эклектику мозга», много ещё всякого и, конечно, ИНР. Когда Барышникова не отпускали из тюрьмо-химии, ведущими становились Стасик Аведян или Боря Бодак — барабанщик и певец группы «Театр менестрелей». Смешная метафизика. Однажды, во время перемен, в 1990 году и нас и милиционеров оттуда убрали и сделали церковь. На крышу поставили купол, чуть ли не из самовара, с крестом. Нате вам Церкву Перестройки. Тогда так повсюду делали. Был вертеп СССЭРА, стал Храм. Теперь на этом месте стоит кирпичный храм Георгия Победоносца. Я часто по дороге в банк (он рядом) захожу помолиться и там, где я орал матерные песни перестройки, теперь спивают про Николая Угодника. Свято место пусто не бывает! И вокруг стала цивиль — тенис-корты, кабаки, дети с мамами гуляют. С Болгарией мы теперь так дружим, а она дружит с НАТО и США, а не с нами. Мир изменчив, как и жанры в музыке этого мира. А тогда были выпуски ИНР и рок-н-ролл, также независимый от формата, от 49 метров до 45 литров и некоторых гекто-паскалей. Стебалово, но яркая реальность анти-культуры. Барышников нёс то, что я писал ему в сценариях. «Наше время»: По каком принципу монтировались программы? Когда передачи монтировали, то мешали блатные песни и куски советских фильмов, западный андеграунд и панк-совок. Вот вам Sonic Youth рядышком с Егором Летовым, Славиком Немировым и Сергеем Тимофеевым. King Crimson вперемешку с «Комитетом Охраны Тепла» («Дальше не будет ни хуя, покупайте муку, берегите детей») и «Спутником Восток». Барышников заимел радио-погонялово «Андрей Ветер». Ветер — самое свободное существо природы, он круче Бога и Сатаны. Он дует в прямом и переносном смысле и бессмыслии. А Бог то сам думает? Кто знает, разве что ветер… Вот Ветер с голосом Сида Вишеса, под музыку Синатры дует и ещё как! Вот дуют в медные трубы музыканты группы «Пекин Роу Роу» во главе с Серегой Тимофеевым. Судьба Андрея Барышникова — качели — то воля, то каземат. Он строил, делал крыши, крутил концерты, пил водку, ругался с трамваями и дружил со звёздами. Он был Ветром перемен. Или передержки. Перемены скольких уже унесли? Кто в Европе, в США, а многие — в земле. В ИНР крутились самые неожиданные дела, звуки и слова. Диапазон тех, кто тусил и творил в ИНР от ди-джея и панка Пимы (Серёжи Пименова ППК) до будущих депутатов ГосДумы и бандитов, исполняющих рок-н-ролл. Опять же теперь кто в тюрьме, а кто в земле. А одни герои ИНР становились большими людьми — в теле-ящиках страны, других убили за бабло или просто по пьянке, в кто-то сильно поднялся к небу свободы. Шура прислал из Австралии кассеты с музыкой «Полковнику никто не пишет» — на тот момент — никому не известные музыканты. Через некоторое время — супер-популярные БИ2. На улицу Казахскую в Ростове-на-Дону приходили бандероли и письма из Америки, Бразилии и самых отдалённых уголков России. И мы дули с помощью Ветра всё присланное или написанное в эфир. Музыку Марка Рибо сменяет трек из «Белой гвардии» Булгакова. Sonic Youth приехали в Россию и играют по клубам с ростовскими панками «Матросской тишиной»! Крутим! Тёрстона Мура и его жинка Ким Гордон и наши музыканты — Герман Дижечко и Валера Примеров! Вот примерно то, что говорит и бредит про рок и Бога Миша Шишков — лидер подпольного рок-слова Ленинграда. «Алкоголизм не шутка. Прощай, Мишутка» (это цитатка из «Аукцыона» ). Майк Науменко уже почти совсем синий продаёт виниловые пластинки и розовую гитару (мелькнувшую у Леонида Фёдорова в «Аукцыоне»). В интервью Гале Пилипенко (место действия и концерта — «Дунькин клуб») говорит бодро — чувствуется дюжий отходняк. Тут же следом подозрительно трезвый Свинья, он же Свин и он же Андрей Панов, отвязный лидер группы «Автоматические Удовлетворители» с живым концертом в «Дуньке». Миша Шишков — удивительно мило-циничный интеллектуал самобытно подавал события питерского рока в эфире ветра ИНР. В информации упоминались имена Андрея Тропилло и Андрея Бурлака, Виктора Тихомирова и … презерватив Гребенщикова. Миша любил покритиковать многих рокеров из «города скрипящих статуй!» за жалобы на то, что «денег нет» на клипы и яркую жизнь, но зато есть жесть! Хвалил АВИА, Борзыкина с ТЕЛЕВИЗОРОМ и АУКЦЫОН. Ругал АЛИСУ… Миша казался непримиримо жестоким к рок-распиздяям. Курское издание «Иванов» пишет об интервью Егора Летова Андрею Ветру подле ветра. Ведро стоит в гримёрке «Гражданской обороны» и в него музыканты ссут. Летов объясняет: чтобы фаны не порвали по дороге в туалет. Летов рассказывает, про то, что поёт про структуру бытия, а не про политику. Хотя он и ленинец и лимоновец. «Винтовка — это праздник, всё летит в…». Теперь Летова нет. Есть аэропорт его имени. А я родился 19 августа и назван в честь пьяницы-лётчика Валерия Чкалова. И жил на посёлке Чкаловском и любимое число — 19 -день Путча, вируса и мой день рождения. А Андрюша Ветер мог меня с женой довезти на каре в аэропорт, ибо такси запаздывало, а мы летели в Грецию, где тогда было всё, а у нас — только ИНР, псевдо-свобода, хоум-тейпинг альбомы и куча написанной музыки для фильмов, спектаклей и телевизионных программ. Тогда нам казалось, что мы всё можем. Кирилл Серебренников ставил спектакль «Сад Себастьяна», а я с Димой Христаиновым написал к нему музыку. Кирилл снимал «Резиновые ноги» — клип Сергею Тимофееву. Задумали снять фильм «Дай мне голову Хосе» и Тима даже нашёл под идею спонсорский миллион. Клип «Резиновые ноги» получился классным. Серебренников постарался, а миллион спонсоры так и зажали и «Голова Хосе» откурила. Текст сценария мы опубликовали в «Ура Бум Буме», Тима уехал в Москву и стал главным художником будущего НТВ у Димы Диброва. Ниже напишу что ещё включали выпуски ИНР, правда не помню какие именно.
Ну вот добрался до финала вспоминалки. Кстати, я предпринял то ли позже, то ли параллельно попытку независимого ТВ. На телеканале «Альтернатива» стал делать музыкальную программу «Ураган 38» . Первую программу сделал вместе с Олегом Гапоновым. Дальше я рулил один как автор, ведущий и режиссёр. Итак, всё стекалось в Москву, а ИНР, напротив, рассылался по бывшему совку. Так люди узнавали о самых неожиданных артистах, поэтах и художниках — из нашего печатного слова — из подпольного журнала «Ура Бум Бум» и звукового приложения к нему — «Иллюзии Независимого Радио». Свято место Родины — развалившейся империи Зла — СССР заполнялось чудесами перестройки, а точнее, народной передержки. В сокращённом виде опубликовано в газете «Наше Время» /№332 Дата публикации: 29 октября 2021 г. More from my site |