Я пока не читала книгу Ширвинта, но её название вдохновляет: «Опережая некрологи».
Хотела б я так — писать писульки о хороших людях при их жизни. За Сашей хотелось неотступно ходить с блокнотом, диктофоном, ручкой, камерой, бокалом. Он опутан, окутан прекрасными мгновенно слагаемыми историями, как могучий бадьян ветвями-корнями-лианами. Сравнение Саше не понравится. Он, может быть, сказал бы: «На фига тебе индийские деревья? У нас свои дубы, камыш и жердёлы» — да потому что у него культ всего Донского, казак знаете ли. Поэтому он часто приезжал к нам в усадьбу в станице Гниловской на берегу Дона, сотворять ритуалы — чтить тройную уху из свежевыловленной рыбы (с обязательным тушением головешки в казане), жарить на костре селёдку (непременно майскую), поклоняться шашлыкам маринованным в степных травах, ну или хранить традиции, если хотите. Главными и самыми вкусными были его истории — его суждения об искусстве и художниках соединялись с личным опытом, приправлялись меткими впечатлениями, добавлялась хорошая водка и хоп — искрится и сияет в рюмке настоящее устное творчество от художника Александра Фёдорова. Хотя…Саша, одобряя, пользовался словом «оккейно».
Да, разумеется, поначалу я записывала его истории.
Из рассказов художника Александра Фёдорова: «Художник велит студенту-практиканту: «Принести пол-литра!».
«Ох, ничего себе запросы!» — думает студент и со всех ног бросается исполнять поручение мастера.
Через время художник отрывается от созерцания холста и видит студента со шкаликом!
«Дурак! — ласково говорит художник — Я же сказал «Принести «палитру»!!».
Потом показала Саше и он страшно удивился и расстроился: «Это я такой плоский-одномерный?». Я: «Нет, мы многогранный! Но я ж пишу в блокноте и не всегда передаётся эмоция. Давай буду на диктофон?». Но нет. Диктофон включать Саша не хотел категорически.
Может быть, красный огонёк сковывал полёт его фантазии. Хотя и другая версия есть — от друга Сергея Синеока, также участника наших посиделок:»Галюня, рассказанная история принадлежит рассказчику. А записанная история — журналисту». Белая зависть мучила меня — вот же повезло его студентам — такой дар рассказчика! В свою очередь Саша очень любил своих студентов и за 20 лет преподавания педагогика ни разу не надоела ему. «На мой урок не пришла треть группы! Я и расстроился и разозлился, а потом уже вечером меня осенило — я им дал домашнее задание, где должно было быть использовано много масляного ультрамарина. Так у них же просто не хватало денег краски купить. Вот они и пропустили».
Саша студентов понимает — дорого — говорил он мне быть художником: не успеваешь натюрморт закончить, как виноград начинает вять, да в изюм превращаться. Приходится его съесть и идти на Старый базар за новой кистью (виноградной, понятное дело) благо рынок под боком.
А однажды студенты Александра Ивановича Фёдорова захватили весь наш двор — мольберты стояли на песке, на берегу, на глине на круче, на ракушка на дорожках.
Чайки с восторженными воплями носились вокруг и заглядывалист на пока что белые, как и они холсты.
Дислокации разные — интерес один — казачий курень, подбоченясь (ему 110 лет и он много чего помнит из режимов нашей родины) позировал грековцам.
Саша, как главный, то подходил к подопечным, то тут же на свежем воздухе, полувозлежал на диване.
Два результата того пленэра — ниже. Фамилию студента, нарисовавшего первую работу не знаю.
А вторая студентка Александра Фёдорова и училища Грекова — Екатерина Тинякова из станицы Новоминской. Картина называется «Жаркий день».
Рядом — сашино Мальборо, для понимания размера.
Саша принадлежал большому клану художников Бельмасовых-Фёдоровых-Бегма. По портрету его тестя Заслуженного художника РФ с одной рукой Бориса Бельмасова полиция или тогда ещё милиция нашла Чикатило. Фёдоров, его супруга Люда Бельмасова, дома Саша называл её «Котя» — тоже художник, как и их дети. Родственники Саши — Оксана Бегма, «дядя Вова Бегма»… недавно мы считали — больше 10 человек и все — художники!
Саша — обладатель многочисленных дипломов и наград, сейчас могу вспомнить только про две медали — «За доблестный труд» и к «100-летию Шолохова», действительный член Международной Ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, член Союза художников России и … его тюбики всегда полны вдохновения! Евгений Бессонов, депутат Законодательного собрания Ростовской области перешерстил весь интернет и заключил, что Александр Фёдоров — единственный человек в мире, написавший живописную эпопею форсирования реки Дон в Великую Отечественную войну. Об этом величайшем событии не было до Саши не существовало ни живописного произведения, ни фотографического. Сейчас это полотно находится в главном штабе МЧС Ростовской области.
«Цвет времени» — так называлась одна из выставок Фёдорова и я хотела бы обыграть и сказать, что время не властно над цветом красок, но, наверное, это не правда? Короче: работы художника Фёдорова продолжают жить в частных коллекциях по всему миру, в Константиновском дворце и мэрии Санкт-Петербурга. Эрудиция Саши Фёдорова потрясла. Он знал всех художников, всех времён и народов. И, разумеется, наших, донских.
Говорю: слушай, Саша, мне вот интересен Буримов, я никогда не видела в подлинниках его работы, но однажды в ростовском одном дворике на множество хозяев, наткнулась на пустую раму. Имя и название, напечатанные на пишущей машинке, приклеены прям на раму. Мужчины его рода имени право уйти из жизни, выпив настой сонной или мёртвой травы, которую они собирали вокруг своей родной Недвиговки — говорю я, зачарованно, думая что только я — счастливая обладательница таинственных фактов. Саша тут же подхватывает: — У него и картина есть — «Мёртвое молоко». То есть эвтаназию они применяли ещё до того, как слово ПОЯВИЛОСЬ, причём, мужчины в роду Буримовых не меньше ста лет жили. А дочка Буримова вышла замуж за актёра Харатьяна. А на другой день я ссылку на анализ живописи Буримова от Саши в телефоне обнаруживала.
Мне нравятся работы Саши. К счастью, несколько он мне на день рождения дарил. А на один из юбилеев мы отмечали на хуторе Шмат, в народном музее скульптура Сергея Королькова. Саша приехал на авто и когда открыл багажник, то там, где хранят запаски у него находился целый арсенал — мольберты, ящики с краской, футляры с кистями и мастихинами.
Он установил Коте этюдник и Люда стала акварелью творить пейзаж с родовым поместьем Посиделовых-Корольковых, а сам Саша писать мне подарок — Дон — батюшку напротив хутора Шмат. Бывали там? Величие представляете? Так я везла в Ростов-на-Дону свежайшие впечатления маслом с запахом воды и трав.
У меня есть два моих портрета — один кисти моей пятилетней подружки Маргоши, другой — члена СХ России Василия Иващенко. Саша хотел написать, договаривались о позировании, но стремительно течение реки-жизни унесло в сторону.
Мастерская Фёдорова — культовое место.
Он творческом процессе создания портрета казака — эмигранта я однажды снимала сюжет для телеканала «Россия — Дон тр» — смотрите тут http://www.rostovnews.net/2016/03/30/pro-to-chto-tvoritsya-v-odnoj-rostovskoj-masterskoj/
До Фёдорова она принадлежала моему старшему другу — Валерию Ивановичу Кульченко.
Напомню, что в мастерской Кульченко сгенерировалась идея: Авдей Тер-Оганян, Сергей Тимофеев и другие участники художественного поля решили создать товаришество «Искусство или смерть». Что и было сделано. Мне Кульченко рассказывал. А вы могли прочесть об этом легендарном событии в книге «Волшебная страна».
Фёдоров приглашал нас в мастерскую эту — новые работы посмотреть — его очень вдохновляли и окрестности станицы Баговской, где жила его мама и пейзажи Поднебесной — Фёдоров преподавал живопись детям богатых китайцев и Которский залив в Хорватии.
Среди множества картин есть родословная — прадеда, деда, бабушку, маму и отца и себя самого в виде белоголового мальчугана изобразил Саша стоящими возле телеги на деревенской улице.
Если фото найду — покажу.
Теперь они снова все вместе.
Тело Фёдорова обнаружила в квартире его жена 28 марта 2022 года. Скоропостижно художник скончался в 54 года. Накануне он звонил и мы весело поговорили, не жаловался на здорове. Разговор помню отлично, но сейчас его пересказ тут не к месту.
Люся Андрейченко, сестра моя и таке участник нашей компании написала: «Жаль очень очень. Такой умный, интересный, много знающий человек. И Талантище. Наверное, сердце или тромб. Хорошо, что такое богатое наследие оставил. Покойся с миром, ГХ Фёдоров.
Саша всё время поправлял, я не талантливый художник, а гениальный — ГХ.».
А недавно Саша притащил баллон помидоров собственного сочинения. Так что есть поминальная закуска его же засолки.
Сегодня 31 марта 2022 года в Ростове-на-Дону прощание с Александром Ивановичем Фёдоровым в храме на Северном кладбище в 13 часов. В 13-30 отпевание там же. Похоронят рядом с его тестем — Бельмасовым.