Лишь на прошлой неделе добралась и впервые увидела в Лионе знаменитый фонтан Бартольди на площади перед мэрией. Это огромная мраморная чаша диаметром 15 метров, а в центре его композиция в виде молодой женщины, управляющей четверкой несущихся лошадей. Композицию создал в 50-х годах 19-го века совсем молодой 23-летний скульптор Бартольди. Причем, фонтан должен был стоять в городе Бордо, но муниципалитет решил, что фонтан вышел слишком дорогим, а скульптор слишком молод-зелен, в общем, не стали ставить и отложили проект в долгий ящик. Спустя 10 лет этот уже 33-летний ваятель становится мировой знаменитостью, статуя его работы отправилась в Америку и стала ее символом — Статуей Свободы. Мэр Бордо тут же вспоминает про фонтан и желает установить его немедленно. Но… в казне не оказалось столько денег. На парижской выставке макет фонтана был перекуплен городским советом Лиона. А спустя три года работ фонтан был торжественно открыт 22 сентября 1892 года. Стало быть, 22 сентября 2022 года ему — 130 лет! Юбилей, однако! Скульптуры фонтана при всем реализме исполнения (на копытах коней даже видны длинные ногти!) имеют символическое значение. Молодая женщина олицетворяет крупную испанско-французскую реку Гаронну, малыш рядом с нею – приток Гаронны река Дордонь. Четыре огромных коня – это четыре главных реки Франции – Луара, Сена, Рона и Сона. Как и реки, эта символическая квадрига во главе с наездницей на всей скорости несется в океан. У фонтана 69 отверстий, из которых плещет вода. Число их тоже символично, ведь 69 – это номер региона, центром которого является Лион. Высота скульптурной группы 5 метров, статуи сделаны из литого железа и покрыты 4-милиметровыми листами свинца. Общий их вес 21 тонна, а весь фонтан весит 316 тонн. В 1992 году фонтан Бартольди признан культурным достоянием Франции. Больше ста лет фонтан работал без реконструкции, но в 2016 году его остановили, разобрали и полностью отреставрировали. Работы стоили почти 3 миллиона евро. Он снова заработал в 2018 году.
Но!!!! Когда я увидела фонтан Бартольди впервые, он показался мне смутно знакомым… И рассмотрев его сегодня повнимательнее, я поняла, почему — он мне напомнил знаменитый монумент Тачанка, что стоит посреди степи на южном въезде в мой родной Ростов-на-Дону. Он расположен на небольшой возвышенности и хорошо виден со всех сторон. Скульптурная композиция установлена в историческом месте- здесь в январе 1920 года шли ожесточенные бои между армией Будённого и частями генерала Деникина. Монумент Тачанка был сделан в 1977 году, к 60-летию революции и посвящен Первой конной армии и жертвам гражданской войны. Над ним работала творческая группа из 5 скульпторов во главе с Анатолием Скнариным и одного архитектора. Это огромная скульптура полая внутри, сделанная из гипса и покрытая листовой медью. Длина композиции 33 метра, высота 15 метров и представляет собой упряжь из мчащихся галопом по степи четырех коней, а сзади сидят трое красноармейцев, готовых к обороне и к бою. Вес ног и копыт, нависших над землей без дополнительных опор – по несколько тонн. И хотя исторически известно, что на самом деле на донских тачанках чаще использовали тройки коней, но на памятник решили поставить квадригу, как на фасаде театральных зданий, когда четверо коней летят в один ряд, два коренных в центре и два пристяжных по бокам. И вот эти две скульптурные группы при разнице техники исполнения, изображенных идей, разнице эпох создания показались мне похожи и композиционно, и по темпераменту. Вчера не поленилась, склеила небольшой иллюстрационный ролик об обоих памятниках. Как думаете, есть в них общее? Мне кажется, все совпадения не случайны, мы связаны теснее, чем думаем и ощущаем. Заодно, раз уж так совпало, этим видео поздравлю фонтан Бартольди с 130-летием и Ростов-на-Дону с недавно прошедшим днём города.