История потерь
В Ростове-на-Дону сегодня за новостями иду в архив. Зелёная, ветхая тетрадь. Читаю: «Стакан фиолетовый с портретом Николая Первого, надписью и золочёным орнаментом. Тарелка мелкая с изображением Наполеона Первого, английский фарфор. Чернильница медная в виде коробки, покрытая орнаментом с цветной эмалью». В подробном списке, составленном чернильной ручкой, всего 124 пункта. Помимо посуды — редкие иконы и складни, холодное оружие и картины. Все эти предметы в Великую Отечественную войну фашисты вывезли из городского музея Таганрога. Об этом стало известно сейчас, потому что в Госархиве Ростовской области с описи снят гриф «секретно», как и с письма о том, что артефакты упакованы и готовы к переезду в Германию. Николай Трапш директор Государственного архива Ростовской области: «Что интересно в этом письме. Оно сообщает, что эти действия совершены 6 февраля 1943 года. Доподлинно известно, что Таганрог у нас освобождён аж в августе 43 года. Ну а 2 февраля 43 года сдался фельдмаршал Паулс, завершилась Сталинградская битва и уже сразу педантичные немецкие власти озадачились вывозом культурных ценностей». Реестр подписали два научных сотрудника, завхоз и директор Таганрогского художественного музея. Уже новый. Галина Пилипенко журналист, узнала, что предыдущий Василий Митрофанович Базилевич директор музея снимал комнату в маленьком саманном доме на окраине Таганрога. Вечерами он составлял списки произведений искусств, конфискованных немцами. За этим занятием его застали. Мы не знаем как называлась улица, где находилось жильё директора, но мы точно знаем место, где его расстреляли — Петрушина балка. Оккупанты решили, что директор скрывает самые ценные экспонаты. Шёл 1942 год. Всего же под тенью свастики Таганрог находился 2 года. Алла Цымбал старший научный сотрудник Таганрогского музея-заповедника: «Музей остался беззащитным в эти годы. о надо отдать должное — сотрудники делали своё дело и проявляли подлинный профессионализм и героизм, в тех условиях, в которых они оказались. Музей был открыт. В него приходили представители оккупационных войск, как в лавку старьёвщика — выбирали предметы искусства на подарки, брали картины для оформления жилища и кабинетов оккупационных войск Таганрога». Из музея увезли в Берлин 4 624 артефакта. Это третья часть всей коллекции. Обнародованная опись была составлена по требованию Альфреда Розенберга, его ведомство занималось культурным мародёрством. Нацистский лидер хотел видеть масштаб награбленного. Теперь сотрудникам архива и музейщикам предстоит сверить рассекреченную опись со своими документами на предмет дальнейших поисков утраченных сокровищ. Галина Пилипенко написала сюжет для программы Вести Дон More from my site |