Мария Зелинская. Дети становятся драматургами. За три дня
С 11 по 22 октября в чудесном городе-курорте Сочи, куда холода, несмотря на конец октября еще и не думали заглядывать, проходил столь же чудесный финал всероссийского детского театрального конкурса «Класс мира», организованный Марией и Андреем Поповыми, известными в Москве (да и далеко за ее пределами) кураторами арт-проектов, приносящих радость не только авторам, но и окружающим людям. «Класс Мира» стал одним из таких проектов, которого могло бы и не быть, если бы в один прекрасный день не пришел драматург Вячеслав Дурненков к Поповым и не рассказал, как он с Вадимом Левановым, отцом-основателем тольяттинской школы драматургии, на протяжении нескольких лет собирали детей – то из обычных школ, то из детских домов – и в течение недели рассказывали им основы драматургии, а в игровой форме и параллельно писали пьесы. Маше и Андрею понравился рассказ Вячелава, и они тут же предложили организовать такой проект и привлечь к нему детей-инвалидов со всей России. Те на протяжении нескольких месяцев имели возможность присылать эссе и рассказы на свободную тему, а по результатам отбора самых талантливых в финале и ждала встреча с театральными деятелями и сотворчество. Сначала из 150 присланных работ отобрали 20, потом – 10. В шорт-лист попали детки 13-16 лет, физические возможности которых ограничены. Провести две недели в Сочи за творческой работой они отправились с родителями или воспитателями. Маша Попова после рассказывала, как некоторые родители отказывались, многие очень долго думали прежде, чем согласиться на участие – долгая дорога и проживание в неизвестном месте в течение достаточно долгого времени с ребенком, о здоровье которого нужно заботиться особенно внимательно – рискованный шаг. Но большинство родителей сначала не верили, плакали от радости, а потом соглашались. Меня на «Класс Мира» позвал Слава Дурненков. Я сразу же согласилась принять в нем участие, хотя тут же до смерти испугалась. Было очень страшно не понравиться детям, не суметь найти с ними общий язык, не помочь им раскрыться и написать собственные пьесы. Но драматурги (Наталья Ворожбит, Евгений Казачков и Гульнара Сапаргалиева) во главе с Вячеславом настроились смело и решительно, хотя я видела, что они сами очень волнуются… Первая встреча с детьми вышла такой, какими обычно бывают первые встречи с незнакомыми людьми – немного неловкой, натянутой. Детям дали задание к этому вечеру – рассказать о себе. Кто-то подготовили видео-презентацию, кто-то – выучил стих о родном крае, а кто-то ограничился лаконичным рассказом. Еще бы, когда на тебя смотрят больше 30 незнакомцев, будешь тут особо разговорчивым! А незнакомцы эти помимо деток (их — десять, как вы помните), драматургов (нас — пятеро), Андрея и Маши Поповой, были творческими людьми, призванными сделать из детских пьес готовый спектакль, а также разнообразить досуг детей в течение 14 рабочих дней. Тут были известные актеры театра и кино (Екатерина Волкова, Павел Баршак, Андрей Мерзликин, Мария Голубкина, Екатерина Конисевич, Елена Морозова, Ольга Ефремова, Владимир Скворцов и т.д.), режиссеры (Юрий Квятковский, Юрий Муравицкий, Юрий Алесин, Алексей Розин), художники, хореографы, видеооператоры, музыканты… Словом, все те, кого в конце проекта так не хотелось отпускать. Не знаю, как остальных, но драматургов первая встреча взбудоражила. Познакомились с детками, которые говорили душераздирающие вещи о мамах, бросивших их, и с девочкой, которая не говорила вообще, за нее все рассказывала заботливая мама, понимающая ее с полузвука. Слава сразу же сказал: «Друзья, помните, мы здесь, чтобы принести детям радость! Этот проект для них». Когда мы определились с целью, стало легче. Мы поняли, что наша задача не сделать деток вторыми шекспирами, наша задача – соединить их мысли, чувства, мечты, фантазии и страхи с театром. Кстати, когда на первой драматургической встрече мы спросили у детей, кто был в театре, ни один из них не поднял руку. Печаль по этому поводу сразу развеял Слава Дурненков: «Зато теперь всем сможете говорить – первый раз я попал в театр на премьере своей пьесы». Все смеялись. А еще на этом первом занятии и на неофициальном знакомстве мы все задавали друг другу детские, смешные и серьезные вопросы, пытаясь больше узнать друг о друге, и выявили, что почти все из приехавших любят жареную картошку, а многие сошлись на увлечении мистикой, в частности нашумевшими «Сумерками». Первые несколько встреч мы проводили с детьми игры на снятие барьера и на понимание природы драмы – конфликта, действия. Их очень веселил Женя Казачков, драматург и сценарист, предлагающий множество смешных игр. Он участвовал в зарубежных мастер-классах и мог поделиться своим опытом. Кстати, отличие подобных европейских проектов от российских в том, что в первом случае рабочий период занимает около полугода (сначала дети слушают лекции по драматургии, потом долго пишут и исправляют пьесы, присутствуя на всех репетициях, внося по ходу правки), во втором – неделя. Уже на третий день знакомства Слава Дурненков начал направлять детей на написание пьес. Он задал домашнее задание – подумать, о чем будет финальная пьеса и на следующем занятии рассказать об этом. В этот день я решила ближе познакомиться с девочкой Сашей. Она сидела такая красивая, гордая и независимая, но когда я предложила попробовать помочь определиться с темой, она с радостью приняла предложение. Что делать дальше я не знала, поэтому просто спросила, чем Саша увлекается. Оказалось, что она играет на фортепиано, поет и хочет в дальнейшем поступать в консерваторию. На вопрос почему, она ответила: «У нас это семейное». Саша рассказала, что она живет в детском доме вместе с братьями — старшим и младшим. Один из них играет на аккордеоне, другой – на баяне. Дальше пошло легко. У меня тоже есть младший брат, с которым, при всей любви к нему, ох какие непростые отношения. Мы с Сашей нашли общую тему, она сказала, что ей было бы интересно написать историю о семейном трио про нее с братьями, у которых на носу концерт, а они из-за мелких ссор никак не могут начать репетировать. Саша была очень искренна. Она легко отвечала на вопросы, вспоминала конфликтные ситуации, пытаясь понять и себя-героиню, и младшего брата. В середине, казалось бы, веселой пьесы «Пора на сцену» всплыли совсем не детские темы про маму и папу, про боль, теплоту и бесконечную любовь к родителям, которые, какие бы глупости ни делали, все равно самые лучшие. На Сашиной пьесе многие зрители плакали. Особенно в момент, когда актриса Ольга Ефремова, игравшая Сашу, пела песню на стихи девочки про маму. Еще когда я собиралась на проект, мне сказали, что в нем участвует Лиза Сагина из детского дома города Волгодонска. Мне очень хотелось познакомиться с почти землячкой. Сразу контакт с Лизой не установился. Два дня, встречаясь с ней между мастер-классами или на обеде, я спрашивала, определилась ли она с темой и нужна ли помощь, но разговор как-то прерывался и откладывался. В итоге я решила, что, наверное, Лиза просто разговорится с другим драматургом и пошла знакомиться с Полиной. Полина… Наша солнечная девочка. Ласковая шалунья. Отправив маму спать, она села со мной в холле отеля и рассказала задуманную историю. Про телепатов и энергетических вампиров! Слушая Полину, я удивлялась, как все точно и четко в ее мире, как мотивировано и драматично. Перед нами стояла задача – выбрать кусок из этого гигантского мира для мини-пьесы. Наметив его, мы отправились спать. На следующее утро всм предстояло рассказать о своих темах… О, это очень весело и удивительно! Саша писала о семье, Полина – о вампирах. Лиза сказала, что у нее будет пьеса об искусстве, а о чем именно – она не знает. Астамир, как мы все поняли еще на первой встрече, очень любит смотреть спортивные матчи по ТВ и разбирается в них лучше всяких экспертов, решил писать про хоккей. Девочки Альбина и Даша, которые за несколько дней проекта успели стать лучшими подругами, заявили пьесу о современных танцах. Мальчик Леша сказал, что намерен писать про своего друга – собаку Бима. Леня, удивлявший нас каждый день своим неординарным представлением о мире и авторскими афоризмами — про титанов и Урседона. Лера выбрала тему индийской любви, а потом переменила ее на историю про то, как люди попадают в секту иеговистов, а Катя с мамой решили писать пьесу про лягушонка, пожелавшего сменить родное болотце на что-то поинтереснее, они даже название сразу придумали «В гостях хорошо, а дома лучше». Слава записал все темы на доске и объявил перерыв, в котором меня ожидал сюрприз. Ко мне подошла Лиза и попросила помочь ей определиться с темой. Лиза привезла на проект в подарок Маше и Андрею Поповым свою картину. От этого мы и отталкивались. В разговоре мы поняли, что надо писать пьесу, которая ответила бы на вопрос: «На что готов пойти художник, чтобы оставить след в вечности?». Лиза решила писать про девочку, которой является некто, ставящий перед ней условия и помогающий создавать шедевр. Начиналось все с простых вещей, как то выпить ненавистное молоко, а заканчивалось предательством подруги и матери, отказом от жизни. Лиза написала художницу, которая вовремя остановилась и поняла, что ничего нет важнее родных и близких. Никакая вечность не стоит их улыбок и счастья. В сущности, дети, которые никогда не были в театре и имели весьма смутное представление о драматургии, написали пьесы за три дня. И какие это оказались пьесы! Что ни текст, то подарок. Благодаря мудрым наставлениям старших коллег – Славы Дурненкова и Наташи Ворожбит, точных представлениях о структуре и объемах текста Жени Казачкова, кинематографического мышления Гули Сапаргалиевой, мы сумели стать единой командой и помочь детям, играя, сказать миру о чем-то важном для них. Конечно, этому способствовала атмосфера, царящая на «Классе мира». Мы все стали друзьями. Мы все учились друг у друга. Мы все любовались друг другом. Лично я до сих пор не могу поверить в то, что за две недели мы создали настоящий спектакль. Видели бы вы бедных актеров и режиссеров, получивших конечные тексты за два дня до спектакля! В ситуации ограниченного времени они вынуждены были выдавать гениальные экспресс-идеи. Двое суток они почти не спали, как и художники, декораторы, помогающие им в этом, как режиссеры, ломающие головы над решениями. В итоге, красить декорации и шить костюмы, воплощая идеи наших мастеров, помогали все – вплоть до драматургов и родителей! Дети в создании непосредственно спектакля участия не принимали. Это был сюрприз для них. Подарок, как именинникам проекта. Кстати, об именинниках. За эти две недели у нас их было двое – день рождения отмечали Леша и Полина. Мы целовали-обнимали их всей толпой, кушали торт за общим длиннющим столом и пели им песни, которые помогла сочинить Елена Кауфман. Музыкальная часть – это для меня лично одно из чудес проекта. Во-первых, Лена, которая за это время написала песню на слова каждого ребенка. Она сочиняла, пела или помогала спеть, редактировала музыку и тексты практически в круглосуточном режиме, а дети все подходили и подходили с просьбой: «Лена, придумай мне песню, я тут стих написала!».
Во-вторых, это семья Старостиных-Лапшиных: Сергей, Ольга и Маша. Сергей играет на всех инструментах, которые только могут существовать в природе! От гуслей до африканских каких-то дудочек и рожков. Супруга Ольга, знаменитая актриса, и дочка Маша поют. Их трио надо слышать! Оно прекрасно. И может вылечить от любых болезней. Дети с удовольствием подпевали им и помогали играть. В качестве гусляра на мастер-класс Старостина попробовал себя каждый. Видео песенки «Фиолетовый солнца луч» — отрывок из спектакля «Пора на сцену» по пьесе Сашеньки Черкашиной
Хочется поклониться до земли всем, кто придумал этот проект и помог ему стать явью. И деткам, каждый из которых стал нашим. Надеюсь, что «Класс мира» будет иметь продолжение! Маша и Андрей замыслили сделать кино-класс мира, ну а мы создали большую группу в фэйсбуке и общаемся друг с другом каждый день. Мария Зелинская специально для сайта RostovNews.Net More from my site |