Ростовский художник в очках с линзами в ладонь толщиной видел лучше других
Он носил очки с линзами в ладонь толщиной, но видел яснее других. Семён Скопцов – поэт и художник, влюблённый в природу и людей, написал целую галерею портретов героев своего, да впрочем, и нашего времени: Михаил Шолохов, Сергей Корольков, Александр Рогачёв, Николай Скрёбов. Выставка памяти, посвящённая 95-летию со дня рождения художника, открылась в ростовском областном музее изобразительных искусств на Чехова, 60. На протяжении ряда лет Семен Сергеевич преподавал в Ростовском художественном училище имени Грекова, где теперь директорствует его племянница Галя – Галина Скопцова.
ГАЛИНА СКОПЦОВА ПЛЕМЯННИЦА СЕМЁНА СКОПЦОВА, ИСКУССТВОВЕД, ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РОССИИ, ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ, ДИРЕКТОР РОСТОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕХНИКУМА ИМ. М.Б.ГРЕКОВА: «Семен Сергеич – художник от бога. Но не тот, что почивает на лаврах, будучи замеченным и отмеченным, а тот, что каждый час подтверждает дар огромным трудом. В 1937 году он стал студентом грековки и в этом же году его заметили на первой областной и второй краевой выставках признанные московские мастера и рекомендовали к поступлению в Суриковский институт. И уже на первом курсе он участвует в первой Молодёжной Всероссийской выставке с небольшим автопортретом. Вскоре его выставят в Третьяковке и напечатают в журнале «Искусство». А дальше его путь развивался под руководством великолепных мастеров – Игорь Грабарь, Сергей Герасимов, Константин Истомин, Александр Осмеркин. Они дали ему ту основу, которая в дальнейшем вела его в жизни. На этой выставке полотна разных лет. Вот портрет богатого ростовчанина — Петра Крамера — он был банкиром и собирал картины — тогда в Ростове это было модно. В его дом Скопцов приходил юношей — изучать Левитана. Портрет коллекционера живописи Петра Крамера – самый ранний написан в 38 году – дядя был тогда студентом. Кстати, собрание картин Крамера, после национализации вошло в коллекцию ростовского музея ИЗО. Сам Семен Сергеич считал себя не только портретистом, но и «картинником» — это высокий класс в искусстве – создание тематических композиций свидетельствует о мастерстве. Его картина «Шолохов среди земляков» разошлась по стране в 50-ые в виде иллюстраций. Тему он продолжил и позже – картину «Донская рота», изображающую Шолохова и других писателей – Калинина, Закруткина — купила таганрогская картинная галерея Он постоянно писал Есенина – всё хотел показать его в слиянии с природой». Галина Пилипенко: Наверное, Семен Сергеич обеспечил ваше будущее? Галина Скопцова : Конечно! Я мечтала стать художником – благодаря дяде, но папа хотел для меня высшего образования. И я пошла не в художественное училище, а в университет, а потом – работать в музей. Затем на искусствоведческий факультет Академии Художеств. И я стала не только теоретиком искусства, но и практиком: моя книга «Из века в века» (об истории училища Грекова) два года назад удостоилась государственной стипендии – российский союз художников меня выдвинул. Я научилась и зарабатывать и работать. Галина Пилипенко : А если о материальном говорить? Галина Скопцова :Вся коллекция, представленная на выставке – собственность музея, куплены они в разное время. У меня есть несколько работ, подаренных мне дядей и подписанных им же. Здесь главное, как в библии сказано – не давай рыбу, но научи пользоваться удочкой. Дядя, кстати, не любил, когда я его Семеном Сергеевичем называла. Он просил: «Называй меня дядей. Я – дядя самых честных правил!» И действительно, он был честным, порядочным и невероятно добрым человеком. И мне часто говорил: «Галя, будь добрее». Но ведь в советское время закладывалась установка: «Вся жизнь – борьба» и только со временем становится понятным, что злом ничего не решишь». Его называли «энциклопедией донской культуры». Но искусствовед Валерий Рязанов сказал, что Скопцов знал не только интеллигенцию нашего края, но и вообще всех художников со времён Микеланджело. Причем так, будто лично был знаком с ними. И еще цитата «из Рязанова» — щемяще-русская герань – так назвал искусствовед одну из работ Семена Скопцова и она же стала афишей вернисажа. Показывают 31 полотно – все куплены Музеем ИЗО у Семена Сергеевича в разные годы. На открытии директор музея краеведения предлагает объявить 2012 годом Семёна Скопцова. Если учесть, что в Музее современного искусства на Дмитровской хранится ещё 20 полотен, то показать будет что. На выставку пришли близкие – вспоминали и плакали – о том, что Семён уже там, о невозможности вернуть прекрасное былое и страхе перед непонятным будущим. Три поколения семьи Генриэтты Тарасовны Домрачиевой не только соседствовали, но и дружили с Семеном Скопцовым и его женой Людмилой. Генриэтта в девическом возрасте позировала Людмиле Скопцовой, а Семену — поэт Саша Рогачёв. Генриэтта принесла брошюрку стихов Скопцова – талантливо и слово его было и кисть. Прочла посвященные Рогачёву – «Испытал ты всю тяжесть бессонниц и раздумий в табачном дыму». Она уверена – краски и поэзия, заполнявшие дом Скопцовых повлияли на жизнь и ее и дочери – Иры Назаровой-Волтерс, ставшей и поэтом и преподавателем русского языка в Нидерландах. Голос Семена Скопцова звучал в музейном зале – не в записи – вживую – его стихи читали мальчишки-подростки. Самому младшему достался стих «И мне уже поздно, я уже не молод». А сам поэт и художник родился в ростовской семье … двадцатым ребёнком. Это не опечатка. К горю родителей, большую часть братьев и сестёр Сени унёс сыпняк. Валерий Рязанов: «Я хотел написать о Семёне Сергеевиче, мы пришли к нему в мастерскую и он начал: «Я родился в Ростове на улице Красных зорь. И это так красиво прозвучало! Красных зорь! Так вот жили они на пересечении Красных зорь и переулка Доломановского, отец трудился краснодеревщиком и слыл большим мастером и, наверное, им была заложена в мальчике любовь к созиданию, к творчеству. Воспитывали его по-спартански, а когда отец умер, семьёй стал заниматься дедушка. Он научил ребенка бондарному ремеслу (ох, Валерий Васильевич! Какие профессии вы помните! Придётся открывать пыльный вики-словарь. Апхчи! А вот – «бондарь — ремесленник, выделывающий бочки, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт» — изумление Галины Пилипенко).
Потом дед мальчишку пристроил на завод литейщиком на завод Пастухова. И вот кнехты – большие чугунные столбцы, до сих пор стоящие на набережной для того чтоб к ним могли причаливать теплоходы и другие суда, отливались там. И когда мы гуляли с Семёном по набережной, он вспоминал – я работал там. И, конечно, после душного литейного цеха, он очень любил бывать у реки и с радостью рассказывал, как особенно красив Дон весной, когда выходили парусники с прекрасно-волнующими именами – «Диана», «Октава». Названий типа «Пролетарий» ещё не было, хотя уже появился колёсный пароход, названный «Маяковский». Семен рассказывал, как его потянуло еще в школе к карандашу, как его поддержал преподаватель донской художник Абрамов. Тогда Сеня бросил школу и поступил в художественно-промышленный техникум – в будущем училище имени Грекова. В 30-ые годы там не было случайных людей, потому что жизнь была сурова, и профессию выбирали взвешенно – чтобы приносить в семью хлеб. Вставали рано, пили чай, брали этюдники и выходили за Дон. Особенно любили левый берег Дона – там стоял посёлок на сваях – очень живописный – и весной, когда начиналась навигация, это представляло собой невероятно красивое зрелище. А потом он в компании других ростовских художников, решил поступать в Академию – это случилось под влиянием приезда в Ростов земляка Лактионова, уже учившегося в Москве. И Скопцов понял, что повышать квалификацию художника обязательно надо и учиться надо у тех, кто представляет собой стержень новой культуры. И его талант вдохновенно начинает развиваться в питательной среде столицы, где жили настоящие мастера. Уже в 3937 году он показывает на Всесоюзной выставке три работы. Одну из них можно видеть в здесь, на выставке в ростовском музее ИЗО. Он мечтал написать диплом, посвященный русскому полководцу Александру Суворову. Но началась Великая Отечественная война, погиб его брат и Семен изменил тему — посвятил войне. Из-за плохого зрения сам он не мог участвовать в боях, поэтому строил маскировочные сооружения, рыл окопы и был награжден медалью за оборону Москвы. Началась мирная жизнь, и Семён Сергеевич снова стал ездить по стране, он вдохновлялся красивейшей природой России, воспетой и Паустовским и Поленовым. В 48 его приглашают в Иркутск на должность руководителя Союза художников, там он и поселился и до 51 года написал немало интересных вещей, особенно в портретном жанре. Они попали в музеи – в том числе Иркутский и Переяславль -Залесский. А в 51 он возвращается в Ростов и с удовольствием начинает ездить по станицам – вместе мы праздновали дни рожденья, бывали в Пухляковке, Мелиховке. Особенно полюбил он Раздорскую, они даже в 60-ых с супругой приобрели домик, устроили в нём мастерскую и там же и жили. Ему удавалось всё – и картины и портреты и вот его «Герань» — синтез пейзажа и натюрморта – как вдохновенно написана! Подлинный образ русской природы! Он великолепный наследник русской классической, реалистической школы, обаятельный, общительный, контактный человек и настоящий интеллигент». Скопцов и руководил ростовской областной организацией Союза художников РСФСР и устраивал выставки … во дворе. Там же пел под гитару и с удовольствием фотографировал детей – целую фотолетопись можно сейчас бы собрать. Порой в объектив его «Зенита» попадал друг, художник и сосед с 35 летним «стажем» Владимир Клёнов.
«Кленов – неизменно удивлялся Скопцов – ты такой неинтересный в жизни и так хорошо получаешься на фото!» А Кленов говорит, что до сих пор поражается – как современные ростовские художники, не имея и десяток части таланта Скопцова, не обладая и сотой части трудолюбия, лезут и лезут вперёд, на публику… Клёнов всю жизнь Скопцова почитал за народного художника. И с изумлением узнал, что звание «заслуженного» ему дали за год до смерти. Впрочем, пока бумаги ждали утверждения, художник Семен Сергеевич Скопцов умер. А выставка продлится. До 12 марта. Галина Пилипенко получила в дар книгу стихов Семёна Скопцова «Осенние акварели» More from my site |