Ростовчанин из фильма Хичкока
Реклама выставки Михаила Малышева обещала не просто выставку, а открытие «Первого музея фотографии в Ростове-на-Дону». Экспозиция-музей и открылась – в ростовском дворике-колодце, на Серафимовича 60. В нескольких шагах от магазина дорогой мужской одежды с выносной (наносной?) красотой на улицу – в виде растений в кадках, оградительных цепей, служащих в униформе и т.д. Ростов же только притворяется цивилизованным – сворачиваем в первую же подворотню – и видим истинный город – дворик с минимумом солнечного света и максимумом автомобилей. Среди друзей четырёхколесных, шняряющих тут же четвероногих них и сушащихся на веревках постирушек – выставка «Окна во двор». Это двести снимков открыточного формата, наклеенных на кирпичные старые стены по периметру. Двор — со всенепременной для Ростова надписью ручной работы – краской по кирпичу «Во дворе туалета нет!» Зачем я про нее пишу? Про это же все упомянут! Однако ж надпись работает: во дворе пахнет только блондинками-кошками. Они – свидетельницы мишиных фото-бдений. И фото-модели — по совместительству. Снимал Миша двор в течение трёх лет пока снимал (простительна же тут тавтология?) квартиру на верхнем – пятом этаже. Ну, конечно, в таких старинных домах он все равно как седьмой в современных. Здорово Михаил сослался на Ю-ту: «Здесь я нашёл друзей, здесь я потерял друзей». В который раз ловлю себя на мысли, что описание выставок Миши – будь то «Пляж как сцена» или нынешняя – для меня интереснее снимков. Быть может я литературу больше люблю, чем фото? Впрочем, вопрос из разряда кто тебе дороже – мама или папа? Открывал выставку сосед-психолог. Сказал, что сначала хотел изобразить жильца, который с ведром мусора выходит, а тут – оба-на – скопление людей и он хочет вызвать милицию! Чё за дела? Вшивая интеллигенция собралась – уже мусор спокойно не вынести! В итоге он, отставив воображаемые помои, переходит к общению с прессой и зрителями. Мне жаль, что он отказался от такого замысла – застереотипился, наверное. Сергей Скориков его зовут. В итоге хэппенинга не вышло, просто психолог, журналист и сам Миша сказали речи. Хорошие. Но хотелось еще и действа! Моцарт — любимая фотографом «Маленькая ночная серенада» и Штраус. Саундтреком к выставке стала классическая музыка, льющаяся из автомагнитолы – другой сосед подсобил. Мне нравится желание Миши устраивать выставки в неспециально отведенных для этого местах. Когда мы познакомились – Миша еще работал сантехником, а не фотографом – он устроил выставку под облаками — на крыше трактора. То есть театра имени Горького. Другая выставка – «Иные» была на заборе. Теперь вот в колодце – то есть дворе. Что сказать? Незабываемо! Михаил: Здесь же фишка в чем – обычно выставки происходят в достаточно оторванном от жизни месте. Это музей или зал какой-нибудь. И когда ты смотришь на фотографии, ты видишь некий образ, но не сам объект. А здесь ты не можешь посмотреть с высоты этажа, как я делал некоторые фото, но ты может ощутить все сам. Это все равно, что поставить рядом человека и его портрет. Только в более глобальном смысле. Человек содержит более интересные детали, чем рядовой двор. Галина Пилипенко, то есть Я: Наблюдение за окном – частый мотив в кино и других искусствах. Тебе что приходит в голову? Миша: Из живописи – параллель с Моне, который писал Собор Парижской Богоматери в самые разные времена года, дня, вечера и так далее. Из кино – прямая параллель с Хичкоком, потому что именно наблюдения из окна. Этот хороший фильм так и называется «Окно во двор» и рассказывает о фотографе, снимающем из окна и видящем какие-то странные действия. Потом он понимает, что в квартире напротив происходит преступление». Галина Пилипенко: Почему ты назвал свою выставку Первым Музеем фотографии в Ростове? Музей же предполагает, в отличие от галереи научную работу? Миша: В данном контексте слово «музей» означает место, где располагаются экспонаты — фотографии. В Ростове специализированной фото-площадки нет. Пусть будет пока эта. Михаил Малышев.Стоянка. Фото из mimal.livejournal.com Галина Пилипенко: История твоей фотографии с гробом Миша: Он сам по себе и есть история… Образ — это всегда недосказанность. Наши балконы были впритык. Отгороженая дсп-плитой, что бы никто не смотрел, она кричала, когда на моем балконе кто-то курил или громко разговаривал. Я видел ее в подъезде, здрасте-здрасте. А на прошлой неделе ее не стало. Такие дела. Иногда сам не понимаю, хорошо или плохо то, что снял. Просто чувствую, что это зацепило. Вышел на балкон, увидел, метнулся за камерой. Щелк. Вся история». Журналист Наталья Словаева: «Мне нравится непафосность Миши. Сидим на балконе, в этом же доме и я Мишу пытаю про жизнь, про будущее, будет ли он, например, заводить детей? «Ах, что ты – отвечает, создавая рукой ветерок, Миша – дети в такую жару?» Мне нравится как задействовано пространство, мне нравится цвет фотографий, я вижу как Миша растет». Фотограф Аркадий Будницкий, газета «Наше время»: «Я это двор знаю с первых чисел сентября 1969 года – здесь жила моя одноклассница. А сам я – в квартале отсюда. Тема старых, довоенных домов актуальна, потому что наши власти стремятся стереть их с лица земли. А как же память? Если Миша продолжит тему – это и ему плюс и всем нам. Миша снимать умеет – в этом у меня нет сомнений ни на один цент. Американский». Теперь флэт банально продана. Среди снимков есть фото ярко-красного цвета – он лучше всего передает то, что Миша в этой квартире испытал – и красоту и печаль. Миша очень жалеет и вынужден теперь арендовать жилье в панельке обыкновенной, где 90 процентов жильцов – гастарбайтеры. Так что возможен если не таджик – арт, то узбек – плов – точно. Финал выставки определит дождь, ветер и рука злого человека. Хотя Миша постарался, чтоб продержалась она подольше – ходил на открытии с тюбиком клея «Для резиновых изделий» и подмазывал отставшие фото-уголки. Галина Пилипенко Блондинки на выставке Блондинки на выставке. Шеф-редактор программы «Вести-Дон» Людмила Андрейченко Тома Сизякина. Выставка Миши Малышева «Окно во двор». Ростов. Май 2012
На видео – фотограф о своей любви к сдвигам сознания обывателей. Речи во дворе Звездно-полосатые флаги мишиного двора. Фотографиня Галина Пилипенко More from my site |