Художник Вадим Мурин сам себе психиатр
Вадим Мурин – один из самых ярких живописцев Дона, хотя исключительно донской тематикой не грешит, завалинки казачьи не «фотографирует». Если и есть у него картины типа коровника в Танаисе – так это скорее кубизм, какой – то. Роль оживших персонажей исполняли голые парни – модели, похожие на античных олимпийцев, которых с ног до головы, Вадим Мурин разрисовал белой краской. Получился прекрасный клип художника и «сумасшедшей» певицы Диаманды Галас. Два основных цвета мироздания – есть любимые краски художника. И их подобрали другие художники, пусть пользуются. Себе же я оставил источник абсолютного света и тьму непроглядную» — так однажды заявил художник. Конечно же, он кое — что из ярких красок «заначил» на чёрный день, и иногда их подмешивает, подпомаживает серые будни. Рассказать его картины трудно, но попытаюсь, пропуская большинство истинных названий полотен, основываясь только на эмоциях, а иногда ограничиваясь только названиями без комментариев. На картине «Без слов» люди стоят, о чём – то разговаривают, а рядом две дворняжки занимаются любовью. «Задушевные беседы наедине с самим собой» — нет слов. Картина «Мать, Пере — Мать» – женщина с чёрными грибами. Сурбхач и козы вокруг – кубизм. «Море». «Адам изначальный с гадюками, и яблоками, прижатыми к груди – изображающий женское и мужское начало. Улитка, тараканы, «Герасим в поисках утраченной Му Му». Герасим в современной, белой майке, плывёт по коричневой реке и шарит рукой в мутной воде. «Зигмунд Фрейд. Я и оно». «Четыре тени» — избиение курильщика. «Гости» — мужик в трусах стоит спиной, а в дверном проёме несколько теней. А вот два мужика армрейслиногом занимаются. «Лесополоса» — видимо что – то с Чикатило связанно. Первый приход Колумба» — мужик с кальяном и кролик в полоску, сидят на чёрном фоне. «Колобок – послесловие» — беременное кенгуру, или лиса съела Колобка. И Европа похитила быка. А как рассказать картину с названием: «Внимание, у страха глаза велики. Минздрав юга России предупреждает»? Само название уже картина. Недавно в салоне «Улей» открылась выставка художника Вадима Мурина и его жены Марии Богораз. На выставке можно присесть на расписанную под кубик Рубика, табуретку за номером 5. На диване, на чёрной гитаре играет юноша совершенно безумную, психоделическую музыку. Мурин часто на собственных картинах оставляет свои тезисы, или афоризмы. Вот, например: «Суммарное зло значительно уменьшилось бы, если люди смогли бы научиться тихо сидеть у себя дома». Мурин – художник – и философ. Он приклеил зеркало к рукам нарисованного, опять же голого человека, стоящего на коленях. На зеркале – зелёное яблоко. Другой человек с восемью глазами на лбу пьёт с собственной лошадью вино. Картина называется «Ты меня уважаешь». Автопортрет с подписью: «Иногда чешется затылок, иногда чешется лоб». На холстах Мурина лысые андрогины, бесполые или много полые существа. Миражи подсознания иногда пугающие, иногда с тёплым юмором. «Зая! моя зая!» — Ной с женой. Жена розовая зайчиха, Ной с морковкой в руке. И рядом – на другой картине человек делает себе харакири. Между картин стоят куклы сделанные женой Марией Богораз. Огромная гусеница курит кальян, напоминающий гнома в шляпе. Иван царевич в футуристическом кафтане, расписанном домами держит в руках чёрное яйцо с глазами. Это смерть Кащея. «Волк» тоже в дорогих, царских одеждах, только это, наверное, всё — таки волчица, ибо с грудью. Это мистическое существо, и в руках у него флаконы с живой и мёртвой водой. Чёрная лиса, её наряд украшен жёлтыми бабочками. Кукла с надписью «Такая кошечка – совесть мира». Кошечка опять же стильно нарядная, в чёрном кафтане в полоску и огромными глазами в которых бездна чувств. Куклы Марии Богораз как бы дополняют картинную философию Вадима, работают, что называется в одном ансамбле. Эти странные, милые и пугающие, сказочные существа, наверное, по ночам оживают и мечутся в психо-пространстве, в поисках чьего – то страждущего подсознания. – А можно классический, шаляпинский вопрос, чем зарабатываешь? Родился в Ростове, закончил училище, рисую, вот и вся биография. Едет Фёдор Шаляпин в родную деревню на подводе, будучи уже всемирно знаменитым. А возница – знакомый мужик и спрашивает: — Ты Федька чем в городе – то зарабатываешь?
– Но в Европу с выставкой попасть, это ж, каких денег надо? Был такой проект «Русские идут». Я в нём поучаствовал, всего три выставки в Германии. Сейчас предложений нет никаких. В.М – Ну штук 80, наверное. Что – то купили, что – то подарил. Есть правда фотографии, но бывает и так, что мне говорят про какую – то смешную мою работу, а я вспомнить не могу. — А вот станешь богатым и знаменитым, а тебе скажут, а вот эту помнишь? А ты и не вспомнишь даже. В.М. – У меня ещё не тот возраст, чтобы в маразм впасть. Лирическое отступление № два После съёмок программы «Труба» Вадик подарил режиссёру Серебренникову свою картину «Святой Себастьян». Белого Себастьяна пронзают чёрные стрелы.
Писатель Мисима однажды сказал, что всё творчество геев, так или иначе, обращается к теме святого Себастьяна. По другой версии он покончил собой, потому, что вместо него Нобелевскую премию присудили Михаилу Шолохову. Мне лично кажется, что это байка в стиле соцреализма. Но какая – то связь между Доном и «японским городовым» есть. Серебренников поставил пьесу Теннеси Уильямса «Сад Себастьяна». А Мурин в 1998 году утверждал, что всё своё творчество строит как разговор с создателем. Он делится своей версией мироздания, а создатель иногда в ответ шлёт своих ангелов, подавая этим Вадиму знаки, понятные только им двоим. Изначальное вдохновение снизошло на него в виде юноши с крылышками и бритвенным станком в руках. Так возникла первая муринская картина «Ангел, бреющий подмышки».
В.М. – Почти вся современная живопись – это пост – модернизм. — Но когда же появится нечто совсем новое? В.М. – Затем и работаем, чтобы найти. Я стал смешивать живопись с графикой. — А что же у тебя и идеология есть? Как, например, у Глазунова, Бочарова, или Никоса Сафронова? В.М. – Меня интересует свой внутренний мир. А то, что вокруг, оно есть и живёт само по себе. Я в нём живу, но оно от меня ни как не зависит. Меня интересует подсознание моей судьбы. – Я в твоих картинах узрел некую кинематографичность. Будто это — кадры какого – то кино. Например, картина, где пацаны курят, и папироса горит, как живая. Её далеко видать в сумерках, и даже запах табака того ощущаешь, или конопли. Картина называется «Инициация», то есть посвящение, говоря по-русски. Это что, детские переживания? — А вот почему тогда нет в картинах блатной тематики, это же очень выгодная нынче тема, да и коммерчески успешная. Представь себе этакий капиталистически реализм, картины с сюжетами: «Сын вернулся с дискотеки», «Вхлам». Или столкновение «Ягуара» с «БМВ», а вокруг братки, с мужественными лицами. В общем, как письмо с фронта, только в стиле кап – реализма? В.М – Я же не блатной. На меня, может быть, всё это и влияло, но я шёл своей дорогой. Меня всегда занимала в искусстве само психиатрия.
Последнее лирическое отступление, из программы «Труба». 1998 год: — А что за странные люди на твоих картинах, это Альтер Эго, или незнакомые тебе люди? -Знакомые, это — я сам. Я плотский художник. Я не могу сказать, что тело всегда красиво. Смотря как его подать. Есть мнение, что прекраснее человеческого тела нет ничего на свете. Это расхожая чушь. Смотря, какое тело, и смотря, какая душа в нём. Он всегда смотрит мне в глаза, и я вижу в них отражение мира его окружающего. Со всеми чувствами, мечтами, страхами, пороками, радостями, влечением, ненавистью и болью». И картина «Нарцисс» — на ней два одинаковых голых мужчины стоят, наклонившись, прижавшись, друг другу задами, и половые органы их связаны ниткой. Но на выставке их не было. Может быть, купили, а может быть, подарил какому-нибудь знаменитому режиссёру. Но не исключено, что из соображений этических не вывесили. Валерий Посиделов, сентябрь 2007 год More from my site |