О необходимости синтеза блатной песни с рок-н-роллом уже давно твердили отечественные культурологи. Но только в 21 веке российский человек понял, что блатняк – это и есть наш национальный рок-н-ролл.
И вот тут как тут, явилась народу группа «Ленинград», в считанные месяцы завоевала сердца широких народных масс из самых различных социальных слоев. И это не тот культивированный блатняк, стыдливо именуемый французским словом «шансон», а именно народный, блатной и хороводный рок-н-ролл.
В песнях Сергея Шнурова – лидера «Ленинграда», матюков столько, что многие журналисты престижных изданий, вынуждены ставить столько точек, сколько звезд на небе. Но, уверяю вас, при всем при этом, я ни в одной песне Шнура не обнаружил пошлости.
Вот у наших эстрадных звезд мата нет, а пошлость – сплошь и рядом. Нецензурная лексика из шнуровских уст – трель охрипшего соловья. Да и что есть мат? Это основная составляющая часть нашего языка и кривиться, услышав матерное слово, все равно, что люто ненавидеть бедность и нищету. Мат – это нищета нашего языка и от него никуда не денешься.
От песен Шнура веет тем воздухом, которым дышал каждый из нас в молодости на танцплощадке, в дискотеке или модном клубе. Этот ветер, порожденный басовыми трубами духового оркестра «Ленинграда» веет подростковой любовью, мелким хулиганством, юношеской шкодностью. Именно это состояние – юношеской шкодности и есть стимулятор жизни даже пожилых людей.
Кто бы ни слушал «Ленинград « начинают притопывать и подпевать. Шнуру прощается все. Он может трехэтажно загнуть с центрального экрана, может выйти на сцену голым, расколошматить кучу гитар, но при этом добродушно улыбаться.
Сергею Владимировичу Шнурову 29 лет. Себя он считает счастливым пенсионером, поскольку он уже не работает, а кайфует по жизни, ни в чем особо не нуждаясь.
Прежде он учился в инженерно-строительном институте на реставратора.
Работал: сторожем, грузчиком, столяром, стекольщиком, дизайнером, промоушн-директором на радиостанции, учился в религиозно-философском институте, при духовной академии.
Потом создал группу «Алкорепитца», а позже «Ухо Ван Гога» и, наконец, «Ленинград». Вот тут-то и пришло всенародное признание, толпы друзей, куча денег, заграницы и провинции.
«Ленинград» в Ростов приезжают второй раз по приглашению друзей. Они выступают в «Честере» специальным, камерным составом, не таскать же с собой «военный духовой оркестр».
Мне кажется, образ Шнура-алкаша, хулигана, матершинника, сильно преувеличен « масс-медиа» не без его, шнуровского рукоприкладства. Проще говоря, Шнур «тулит горбатого», тем и развлекается. На этот раз он не пил перед концертом и за время интервью не проронил ни одной «звездочки»
Корр.: Сейчас питерцы говорят: Путин, Масяня и «Ленинград» — это основные «фишки» города. Как вы к этому относитесь?
Шнур: На самом деле это самые крайние явления и они лежат на поверхности и поэтому о них говорят. Питер представляет собой гораздо большее. Скоро трехсотлетие города – целая история
Корр.: Для тебя как поэта, мат – это инструмент?
Ш: Многие группы используют ненормативную лексику, так же как и многие пишут картины. Но дело – то не в том: не каждый из них – Пикассо. Важно как это звучит и как используется контекст.
Корр.: Ты себя сравниваешь с филологом, изучающим этот языковой феномен или сапожником, который пользуется матом, как шилом в своем ремесле?
Ш: Я работаю в этой технике как художник. Мне так нравится и технически значительно проще написать стихи с матом, острее передаются эмоции. Мат очень универсальный язык, передающий и злость, и радость точнее, чем другие слова. А без мата люди пишут целые поэмы, чтобы подробно разжевать элементарные чувства.
Корр: «Ленинград» напоминает музыку Тома Вэйтса
Ш: А Том Вэйтс напоминает латино-американскую музыку, а она, в свою очередь, джаз.
Сева (вступает в разговор): А вообще всю музыку придумала группа «Шедоуз», как недавно мы выяснили, посмотрев видео. А все стихи – «Битлз».
Ш: Мы опираемся на корневую музыку и играем все на тех же3-5-ти аккордах, которым тысяча лет. Это все народные корни, да и словами все давно уже сказано.
Корр: В искусстве есть понятие элитарности и народности. Вы к чему тяготеете?
Ш: Главное – мелодичность, вплетающаяся в трех- аккордовую сетку.
Корр: У Стравинского тоже есть мелодия, но «Весну священную» сантехник Вася, прикручивая унитаз, не будет насвистывать.
Сева: Да! Стравинского не напоешь, поэтому он лох! (Смеется – прим.автора)
Корр: Вы страдаете от груза популярности?
Шнур: Мы к своей популярности, а следовательно, и к творчеству, серьезно не относимся. Раньше мы чаще анализировали себя, а теперь — по фигу.
Корр: К жизни вообще можно серьезно относиться?
Шнур: Когда уже не стоит — тогда можно.
Корр: Вы часто играете за границей, что делаете, когда существует языковый барьер?
Шнур: Самый яркий концерт в Гамбурге, в клубе «Фабрик». Это такое намоленное место. С 1972 года там переиграла куча мировых звезд. Недавно там побывали «Ред хот Чили Перец», Принц и т.д. Народ не подпевал нам, не зная слов, но колбасился так, что я даже забыл, что нахожусь в России. Правда, там был один поганый русский в майке «Зенит». (Питерская футбольная команда). Он просил все время исполнить песню про Зенит и постоянно за это получал в лицо.
Корр: Вы и дальше будете эксплуатировать матерную тему?
Шнур: А мы разве ее эксплуатируем? Это она нас. Хотя, ни в одном из наших шести альбомов нет или очень мало общих мест.
Сева (встревает в разговор): Я сейчас понял совершенно страшную вещь (смотрит на микрофон, лежащий на столе) на РТР украли логотип у «Пепси», а может «Пепси» уже купило РТР.
Шнур: А «пепси» украли логотип у российского флага…
Корр.: А Россия у французов!
Шнур (с грустью): Все воруют друг у друга.
Корр.: Твое творчество вне политики?
Шнур: Ну, движение «Идущие вместе» очень политизировано. А скинхэд? А вообще в России молодежь социально агрессивная, но политически безграмотная. Потому как политграмотным стать невозможно, ведь у нас политики — это безграмотные люди. И пытаться в чем-то разобраться, все равно, что искать изобретателя бутылки. Все это чушь собачья. Социальность, да!? — мне, например, интересно, почему бабушкам не платят достойную пенсию, но не более. Петь об этом я не стану, я же не газета. Газеты читать надо. У меня есть стих: «Вместо пенсии каждой старушке выдать по журналу порнушки» — вот это про политику и социальную жизнь.
Корр.: Питер — город революции. Там до сих пор существует политизированный рок. Ну, например, жив ли «Телевизор» Михаила Борзыкина?
Сева: Да, Миша до сих пор где-то там поет революционные песни.
Шнур: Это скучно — петь про плохую жизнь. Зачем быть газетой? А потом, что такое плохо? Я себя в России чувствую комфортно, а зарубежом — нет.
Шнур: Да, всегда таковой являлась, у нас не было периода, когда мы занимали денег, от кого-то зависели.
Корр.: Кто-то занимается вами, кто-то стоит за спиной?
Шнур: За нами стоит только Бог. Все остальное: ценовую политику, что когда писать, где играть, все решаем только мы сами.
Корр.: Вы часть шоу-бизнеса, или индипенденс?
Шнур: Мы — уродливое дитя этого шоу и бизнеса. Мы, как бы
действуем от обратного, но достигаем тех же результатов, что и те,
кто вкладывают огромные деньги в раскрутку и за их спинами стоят
люди, давшие денег не за просто так. Они все в Мефистофелей играют.
Корр.: Ты написал музыку ко многим фильмам: «Агентство НЛС»,
«Копейка», «Теория запоя», «Бумер». А в последнем сериале Ивана Дыховичного что-то про «Наше радио» — даже снимался в роли себя. И вдруг все как-то оборвалось и исчезло.
Шнур: Проект не получился, ну черт с ним, зато мы весело провели время.
Корр.: Творчество и жизнь — это разные железные дороги?
Шнур: Современное искусство занимается исследованием, как раз пограничных моментов между жизнью и искусством. «Ленинград» тому
подтверждение. Очень хотелось бы верить, что все это всего лишь
имидж, но это граница, на которой жизнь и искусство — перебежчики и
нарушители. Наши жизненные схемы поведения взяты с героев фильмов
Тарантино или еще кого-то.
Корр.: Ты не предсказуем? В телевизионном интервью на фестивале «нашествие», когда тебя ведущая спросила, какой сюрприз ты заготовил на этот раз зрителям, ты на всю страну пообещал отрезать себе член. А сейчас у тебя есть желание ляпнуть нечто эпатажное?
Ш: Нет, сейчас не в жилу: нужно подготовиться, потому как втроем играть тяжело.
Корр.: Вам нужно войти в состояние транса или..?
Ш: У нас все между трансом и водкой.
Корр.: Но ведь играть пьяным очень трудно?
Ш: Если честно, трезвым я играл только один раз в жизни.
Сева: И то пол концерта.
Ш: Если ты поешь о том, что бухаешь на работе, тебе что – специально язык заплетать?
Нет, это притворство. У меня был концерт, когда я вообще ни слова не смог произнести. Это был перформанс. Мы же не Борзыкин с рок-музыкой. Мы даже не составляем план концерта, все экспромтом. Получается запредельный театр, скорее даже зоопарк.
Спустя час после этого разговора, Сергей Шнуров и компания устраивала на сцене свой «Партизанский театр»
В зале кто- то танцевал на столе, напялив милицейскую фуражку на голову. Вполне приличные дамочки подпевали громче Шнура: «Где же вы, б…,помогите дяде». Воистину, Шнур может легко собрать оркестр в любом городе, хоть из джазменов, хоть из жмуровиков.
Вот это и есть народная музыка: когда о любви поет не оперная дива на слова Шекспира, а подвыпивший мат-дизайнер с внешностью зековского сантехника и душою попа-растриги. И поет он: »Ты – обычная девчонка, а я – перец шебутной.Ты танцуешь с каждым лохом, Только не со мной»
И в это время стареющие путаны, бизнес-women, банковские служащие и жены крупных авторитетов чувствуют себя девчонками.
Текст: ВАЛЕРИЙ Посиделов.
Галина Пилипенко и программа «Труба» благодарят Инну Дериглазову, Сергея Высоцкого и сотрудников кафе «Chesterpab» за помощь в организации интервью
октябрь 2002
Видеоприсутствие Шнурова в Ростове «Неофициальные новости Ростова-на-Дону» выложили в «Трубе» 125