Жизнь его — КИНЕМАТОГРАФ, черно-белое кино…
В День кино, а в Ростове он наступил, как и во всей России сегодня 27 августа, как не вспомнить о первом кино-бизнесмене? Наш великий соотечественник, гуру отечественного кинодела, первый русский кинопродюсер, режиссер, сценарист, издатель и финансист журналов о киноиндустрии — Александр Ханжонков. Многое из того, чем успешно теперь пользуется кино-рынок, придумал он сам — земляк наш неутомимый. Например, то что мы называем теперь «презентацией фильма». Сняв первый в России художественный полнометражный фильм «Оборону Севастополя» наш предприниматель — донской казачок позвал не только ВИП-персон — Царя-батюшку и его окружение, но и оркестр для услады слуха, пиротехникой почтенную публику позабавил и про угощение не забыл. И термин-то «презентация» он произвел от французского глагола, специально для представления своей картины. Императору Николаю II кино так понравилось, что он одарил Ханжонкова перстнем со своей руки и орденом. Но до этого момента — если по-порядку — идти было еще далеко. Изначальный капитал сметливого юноши был таков — всего пять тысяч рублей (по курсу 1905 года, конечно). Александр получил их, уволившись в запас по состоянию здоровья: ревматизм. А служил он в элитном Донском казачьем полку, что квартировал в Москве. Это после окончания Новочеркасского казачьего юнкерского училища. И вот с деньгами в кармане молодой человек, гуляя по ростовской главной улице — Большой Садовой, заходит в кинотеатр. В доме номер 64 тогда размещался он и назывался даже не «Синематограф», а «Электобиограф». «Биограф» — марка самого популярного французского кинопроекционного аппарата на тот момент . «В то время в Ростове-на-Дону крутили сразу четыре ленты: «Прибой волн в Тихом океане», «Прибытие поезда», комедию «Муха» и скетч «Точильщик», в котором последний страшно пугается приближающейся к нему тетки с тесаком в руках» — свидетельствует «Майдан Казарла» — этнический журнал казаков. Из темного зала будущий кино-промышленник выходит просветленным — цель жизни найдена! «Электобиограф» сделал биографию тогда неизвестному миру казачьему есаулу Ханжонкову. Будущий создатель русского Голливуда так описывал своё восторженное состояние: «После сеанса я вышел на улицу опьяненный. То, что я увидел, поразило меня, пленило, лишило равновесия». Катализатором процесса стал ростовчанин! Издание «Архнадзор» приводит такой факт: напрямую заняться кино-делом Ханжонкова подтолкнула просьба земляка-ростовчанина, купить для него проекционный аппарат в столичном магазине «Братьев Пате». Поручение Ханжонков купил, но управляющий магазином Эмиль Ош так разрекламировал кино-дело, что вскоре они стали совладельцами Торгового дома. Правда, позже из-за ошибок Оша Ханжонков чуть не прогорел. Ханжонковских монет мало на что хватило бы, поэтому он находит еще троих партнеров и они учреждают на паях фирму по торговле западными кинолентами и оборудованием для кинопроизводства. Назвали „А. Ханжонков и Ко“. «Стоимость картины зависела от ее длины — покупали, как ситчик, метрами. Цена за метр фильма колебалась от 45 до 75 копеек» — пишет в биографии «предпринимателя культурного толка» Марина Кузнецова. За начинающих торговцев иллюзиями, надеждами, волшебными фонарями, мечтами, кино-туманами и прочими атрибутами кино-процесса, поручился известный по тем временам банкир Иван Озеров, будущий член Государственного Совета. Ханжонков снимал и финансировал русские документальные картины, вкладывал деньги в опыты по созданию звукового кино, и первый в мире мультфильм в технике объемной анимации. Как сообщает Википедия, уже через семь лет те пять тысяч и товарищество на паях разрослись до акционерного общества «Ханжонков и К°», с уставным капиталом в 500 000 рублей. Однако же, любого бизнесмена в нашей стране можно посадить. Предпринимателя Ханжонкова и руководителей «Пролеткино» арестовали по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях. И хотя оказалось, что нет вины его и предпринимателя выпустили на свободу, но …. Но однако ж, запретили работать в области кинематографа! Оставшись без ассигнаций и политических прав, Александр Алексеевич стал болеть, недоедать, бедствовать и…писать мемуары. Они вышли — сокращенные, испорченные цензурной — под названием «Первые годы русской кинематографии» и автор успел подержать ее в руках. В ростовском Музее Современного Изо-искусства на Дмитровской, на одной из выставок сняла. Помнит ли Ростов-на-Дону великого деятеля кино? Ни таблички, ни памятника, ничего — насколько мне известно. Ни одна кино-плаза, как теперь именуют кинотеатры, не названа его именем. Помещение синематографа на Б.Садовой 64 разделено на магазинчики. Экскурсионные автобусы тут даже не притормаживают. Но, оказывается, в Таганроге на улице Греческой, 36 сохранился дом близких родственников первого кинематографиста России Александра Ханжонкова. Таганрог. Дом, где гостил Александр Ханжонков. Фото: Валерия Ясева, специально для сайта «Неофициальных новостей Ростова-на-Дону» (Лера сгоняла туда на велике, в седле и с «лейкою» в руке. На его фасаде — каменный медальон — медуза Горгона. Катенька — 22-летняя хозяйка особняка, увлекалась спиритическими сеансами и однажды ей удалось вызвать дух российского императора Александра Первого, умершего в Таганроге. Он-то и ответил «что век грядущий нам готовит». Итак, Таганрог сегодняшний сохранил дом, где бывал Александр Ханжонков, но памятник Ханжонкову есть в Ялте, где он основал киностудию. Ростову же-на-Дону статую кинодеятеля должен был подарить столичный скульптор Зураб Церетели. Она уже была изваяна и только ждала, когда родной край Ханжонкова соблаговолит сказать «Да. Мотор». По словам Александра Яковлевича Обертынского, секретаря Союза кинематографистов России и председателя Донского отделения союза кинематографистов уже и место было согласовано. Обертынский показывал мне его — справа от Дома Кино на Пушкинской в Ростове. Обертынский умер, ажиотаж вокруг получения городом такого подарка (!) стих, а свято место так и осталось пустым. Зато в 231 день рождения в селе Макеевка открыли памятник Ханжонкову работы… Зураба Церетели. Галина Пилипенко для портала deloru.ru More from my site |