Ростову — про пиво и эрос. Полный текст
Я спрашиваю у тебя, читатель, любишь ли ты алкоголь? Точнее, пиво, потому что собираюсь рассказать про художника — Валерия Барыкина из Нижнего Новгорода. Он упоенно делает эротичные рисунки для баночного пива «Жигулевское» . Например, такого содержания: парень, широко раскинув ноги, прикрывает причинное место журналом «Огонёк», а рядом, сексуально изогнувшись, пышногрудая девушка тянется у нему с сигаретой и вопросом: «Огоньку не найдется?» Дух понятен, я думаю? Теперь — рассказ про то, как художник Валерий Барыкин работает на пивные животы и не только. Оказывается, ростовчане и не только собирают коллекции банок с его рисунками. Мне всё это было внове — я первый раз с таким русским уорхолом столкнулась. Я даже не знала что есть такой на свете. А оказалось, есть, да еще и единственный в России. В Ростове на выставку Барыкина в арт-кафе «Ложка» люди приходили с пакетами баночного пива, а уходили — с громыхающими жестяными автографами. Барыкин знает — если пиво холодное-запотевшее, то на такой банке автограф труднее выписывать. «А если выпить?» — провокационно спрашивает Сергей Синеок. Семья Синеок — Лариса и Сергей — крупнейшие в Ростове коллекционеры пивных банок. Сергей Викторович Синеок — преподаватель журналистского мастерства в университете (ЮФУ) , серьезнейшим образом говорит украшателю хмельного напитка: «Вот сценарий: автобус. Девушка стоит, мужчина сидит. Девушка случайно роняет нему на колени белый носовой платок. А раньше мужчины имели на гульфиках пуговицы и часто рубашка выбиралась самостоятельно наружу. Мужчина, боковым зрением видит что-то белое у себя на коленях и полагает, что это его рубашка. Он начинает незаметно заправлять платок девушки к себе в брюки. Всем неловко. Скажите — это пин-ап?» Барыкин — Синеоку: Может быть, это и пин-ап, но в тоже время…Ильф и Петров самоценны сами по себе. Какая у вас интересная логика!» Мужчины сходятся на том, что все в мире дуалистично. Барыкин вздыхает: «Боже мой, это ж моя настольная книга». Когда Великий комбинатор похоронил Паниковского, он забирается в поезд и в темном вагоне поедает курицу… Это для меня…мечта. Я хочу хотя бы раз испытать такое». Синеок облегчает жизнь Барыкину: «Одиннадцатая заповедь Сальвадора Дали: «Художник, рисуй». Сюжета Остап Бендер, пожирающий курицу, в живописи не было». Барыкин (то ли скромен, то ли кокетлив) : «Но тут должен быть талантливый художник. Зачастую, я заметил, что наши иллюстраторы, рисовавшие просто графические листы, были интереснее, чем теперешние, рисующие дорогостоящими красками. А вот стиль почеркушек, черно — белой иллюстрации, напрочь утерян. Академисты прежних времен, владевшие этим мастерством, просто потрясающие! Мне нравилось смотреть как оформлены детективы: милицейские машины, грабители, автомобили…Был такой пласт в издательстве. Синеок (делится дорогой, на мой взгляд, идеей): «А вы не думали нарисовать персонаж, который бы рос и развивался со временем. Например, шел в армию, возвращался. что с ним дальше будет? Нам — любителям пива — интересно « Барыкин: У нас было некое подобие, но не на пивных банках, на на открытках. Есть такое московское издательство «Контакт-культура», популяризирующее советскую эстетику плакаты, и работающие с современными художниками. И мы затеяли серию эротических приключений студента в стране Советов. И мы пытались объединить и слоганы «В час обеда и досуга книга — лучшая подруга» и ситуацию, показанную в фильме «Москва слезам не верит». Помните, героиня Муравьевой рассказывает, как она ходила в библиотеку искать себе мужа?» Синеок: «А как вы получаете знания — какие в то время были чулки, пояса для держания чулок?» Барыкин: «А где вы их видите? Ах вот это! Просто срисовал у Элвгрена и всё!» Синеок: У ВАС КАКАЯ МОТИВАЦИЯ – ВЫ ЗА ДЕНЬГИ? ИЛИ ВЫ, ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРОДВИГАЕТЕ В МАССЫ ИСКУССТВО? У МЕНЯ НА КУХНЕ – СОБРАНИЕ ПУСТЫХ БАНОК ИЗ-ПОД ПИВА. ТО ЕСТЬ Я ВАШУ КОЛЛЕКЦИЮ ЭКСПОНИРУЮ, ВСЕМ ПОКАЗЫВАЮ. В этом есть некие патриотические мечты – показать какие мы замечательные – и в Советском Союзе и сейчас. Такой взгляд на происходящее с нами. Один ящик сразу увозят друзья в нашу галерею «Кладовка» — там коллекционеры разбирают. Основатель «Кладовки» Павел Плохов выступает в моих работах в роли бригадира. А второй ящик я раздариваю тем, кто ко мне приходит в гости. Сергей Синеок подает реплику: «За такие картинки всего два ящика?!» Галина Пилипенко: А другие дети? Валерий Барыкин: Моя шестилетняя дочь рисует как ребенок. Она смотрит как делаю я, но пока еще не понятно: она еще и танцами занимается. пока что серьёзных задатков к рисованию я не наблюдаю. Мне кажется, она будет кем-то другим. Галина Пилипенко: Ваша мама имела отношение к театру? Валерий Барыкин: Мама была модницей и домохозяйкой. Отец, будучи военным, постоянно переезжал с места на место. И мы вместе с ним. Мама хотела, чтобы я стал творческим человеком, хотя сама к творчеству отношения не имела. Просто любила красивые вещи и наряды. Галина Пилипенко: Не случалось ли негативной реакции на ваши творения. У вас есть картина, где на лобовом стекле автомобиля — фотография Гагарина и попа девушки. Чувство юмора у всех же разное? Валерий Барыкин: В интернет-комментариях иногда бывают точки зрения людей, чрезвычайно серьёзно к этому относящихся. Или, может быть, на них что-то влияет… Был комментарий такой: в советском союзе ничего такого не было, значит он (то есть я ) озабоченный.И если раньше меня это чуть-чуть напрягало, то сейчас я не думаю об этом. Галина Пилипенко: Сахаров жил в Нижнем Новгороде. Как и вы сейчас. Как вы думаете, как бы он отреагировал? Валерий Барыкин: Мне абсолютно все равно. Я не знаю кто это и для меня другие авторитеты. Не Сахаров. Галина Пилипенко: Блондинки или брюнетки? Валерий Барыкин: Сложный вопрос. Потому что брюнетки тоже бывают очень хороши. Но блондинки…сводят с ума! Впрочем, моя жена — шатенка. И она позировала для образа брюнетки, поедающей мороженое. Хотя, повторюсь, у моей супруги русые, славянские волосы. И моя мама была блондинкой и, видимо, на уровне подсознания я придаю ее некоторые черты и цвет волос своим героиням. Галина Пилипенко: Вам позирует исключительно жена? Валерий Барыкин: Не только. Нижегородские модели позировали для работы «Передавай опят молодым», «Приходи к нам на стройку». Еще будучи дизайнером, я работал с моделью Светой. И знал, что она очень под под pin-up подойдет. Я оцениваю потенциальных моделей по лицу и глазам. Ну, а девушки всегда любят себя показать. Галина Пилипенко: Валерий Барыкин рисует то, что было о того, чего, вроде бы не было в СССР — секса? Получаются были и не были художника Барыкина? (Привет создателям «Былей и небылей Таганрога») Валерий Барыкин: Как это не было? А мы откуда появились? Чего не было так это слова «секс». Ну вот помните идиотский фильм «Зависть богов» Меньшова (я даже не знаю, зачем он такой фильм снял!) , где герой советского периода, говорит: «А давай свет включим?» А она: «А зачем?» Он: «Ну я посмотреть хочу на тебя». А прекрасный фильм «Влюблен по собственному желанию»! Я уверен, что все у них было! Слово не употреблялось, но в колхоз ездили все и в командировки. Я ехал недавно в поезде долгой дорогой с интеллигентнейшим старичком лет 60-ти. Он прожил со своей женой много лет. И я спросил как удалось им это? И он ответил: «Я всегда звонил и сообщал, когда я возвращаюсь из командировки». То есть она могла спрятать следы. Меня это, честно сказать, удивило! Галина Пилипенко: Вас упрекали в недостоверности деталей. Ну, марка приемника не та или еще что? Валерий Барыкин: Конечно! Постоянно! Говорят, что таких девушек в СССР не было! Был один великолепный и самый мой любимый комментарий — один человек — я тогда только нарисовал первый плакат «Скоро Москва! Самолетом», который потом переделали в «Летайте самолетами «Аэрофлота» и он мне указал, что я неверно нарисовал название газеты. А рисовать же надо, чтобы логотипа не было видно. А я на видном месте написал «Советский спорт». И «комментатор» написал: «Ненавижу художников, рисующих неправильно газеты!» После этого я понял, что он абсолютно прав! Галина Пилипенко: Вы рисуете в этом жанре уже восемь лет. Вам поднадоело, но это приносит деньги, а поскольку все мы — люди… Валерий Барыкин: Деньги — немаловажный фактор — чего там говорить, но, по сути своей, я человек далеко в будущее не заглядывающий. Галина Пилипенко: Ростов для вас город художников: Греков, Корольков … Или вы ехали в некую географическую точку? Валерий Барыкин: Я слышал о том, что Ростов — замечательный, Екатериной основанный город, со славной историей и Азовским морем и — не более того. Я не знал деталей. Мне понравился город, Центральный рынок, но только побывав в антикварной лавке, я понял как велика культура Ростова-на-Дону. Я оставил там кучу денег! Люблю вещички советских времен! Купил много: пудреницу, скульптурки фарфоровые (одна очень оригинальна!), духи. Галина Пилипенко: «Красная Москва»? Валерий Барыкин:»Красная Москва» у меня уже есть. Теперь — «Новая заря». Еще купил оригинальные вазочки и платье школьницы. Я собираю вещи той поры. У меня есть пионерские рубашки и ремни, а вот такого коричневого платьица у меня не было. Галина Пилипенко: Ваша картина продана за 9 тысяч евро. Это рекордная цена? Валерий Барыкин: Нет, за 11. Но имя покупателя мне не известно. Галина Пилипенко: Покупатели ваши — поклонники социализма или эротоманы? Валерий Барыкин: Ностальгия по советским временам велика сейчас. Просто уже существует бренд советского пин-апа. В Москве есть ряд платежеспособных людей, могущих покупать пин-ап. Галина Пилипенко: Создатель бренда — вы? Валерий Барыкин: По сути — да. Серий работ, как у меня, я больше не видел, хотя существовали попытки мастеров соцарта. Я свел это к легкому, отчасти китчевому, отчасти лиричному и юмористичному воплощению. До меня этого не было или я просто не знаю. Галина Пилипенко: Вы патентовали? Валерий Барыкин: Нет. Галина Пилипенко: А в школе на уроках вы рисовали учительницу без одежды? Валерий Барыкин: Честно говоря, такие идеи были, но…Но я боялся. Я был достаточно скромным мальчиком (смеется — Г.П.) Но у меня был другой случай… Я подумал, что надо бы мне научится рисовать, получить образование. Но я пошел в армию, два года там думал, и, наконец, стал там упражняться в рисовании. А в армии я служил связистом и мы сидели по два-три человека в отдельных комнатах и меняли коды. И я солдату-сослуживцу говорю: «Я собираюсь поступать в художественное училище. Давай я порисую тебя в обнаженном виде? Хочешь — я тоже разденусь». Он не долго упирался. Я убедил его и нарисовал. А потом случился армейский шмон и все мои картинки забрали. И меня вызывает наш майор Гаврышев — хороший был мужик, сидит листает мой альбом и задумчиво так: «Да, Барыкин….» А потом вдруг — оживленно: «О! А это Игнатенко что ли?» Да это и был нагой солдат Игнатенко, лежащий как Венера! (Хохочет — Г.П.) Майор и говорит: «Барыкин — ты у нас хороший солдат. В отпуске был за несение караула. Давай я это уберу, как будто ничего и не было». Картинки мне не вернули. Галина Пилипенко на выставку отправилась с сестрой Люсико Андрейченко, которая, посмотрев работы, спросила творца: Вас не раздражает жизнь обыкновенная? Ведь на ваших работах, она яркая, вычищенная, блестящая, идеальная, совершенная? Валерий Барыкин: Молодые люди сейчас одеваются очень печально. Особенно девушки, которые постоянно в джинсах, джинсах, джинсах. Конечно, это слегка расстраивает! Раньше были другие времена, другие ритмы и другие отношения. А сейчас всё упрощается: отношения, слэнг, одежда. Даже найти модель для фото-сессии становится великим делом, потому что девчонки сейчас бестолковы. Они не понимают как ходить, как носить и как поворачивать голову. Очень стремно на это смотреть. Ушло изящество, элегантность, смущение, стыд. Загляните в спальные районы там такие индивидуумы — ого-го! Не знаю — безвозвратно ли все утеряно? Галина Пилипенко: Идеально одетая женщина какая? Валерий Барыкин: Прежде всего ухоженная — никаких невымытых волос и грязных ногтей. А если уж девушка курит, то пусть хотя бы сигарету держит правильно. Галина Пилипенко: Судя по картинам, ваша жена — эталон? Валерий Барыкин: Мне моя жена вообщем-то нравится (хохочет). Но у меня было два опыта. Галина Пилипенко: Я подумала, что хорошо бы на выставках ваших соблюдать дресс-кодд. Например — все мужчины приходят с разводными ключами. А женщины — в чулках и фартучках. Валерий Барыкин: В Уфе меня долго терзали — хотели перфоманса. И я взял мамино платье, она его носила в конце 50-ых. Чистейший пинап из тафты со всякими вставками! И мы нарядили уфимчанку в это платье, добавили перчаточки и парень — в комбинезоне с гаечным ключом, обняв ее, водил по выставке. Галина Пилипенко: Сколько ж маминых платьев вы сохранили? Валерий Барыкин: Самых ценных для меня — три платья. Другие не так интересны. А эти три отражают дух эпохи. Одно я вам описал. Другое — ситцевое, голубенькое, простенькое, как из песни «Подмосковный городок» — «Подпевает электричке ткацкой фабрики гудок». А третье уже ближе в 60-ым, к эпохи Твигги, когда всё заужали. И это платье геометрически узкое и коротенькое. Вот это три шедевра. А вот платье мамы все время хочу впихнуть в какой-нибудь плакат, но никак не получается — то ли слишком длинно, то ли еще что… А свою одежду приспосабливаю легко — в плакате «Отправлении поезда» задействован мой свитер. Никакого диссонанса — что раньше носили такие свитера, что сейчас! В работе «Приходи к нам на стройку» желтое платье принадлежит моей жене. Только в жизни оно белое. Все рабочие робы, изображенные на моих картинах есть у меня в реальности, в гардеробы. Галина Пилипенко: Я стесняюсь спросить — где вы храните эти достойные артефакты? Валерий Барыкин: Некоторые до меня не доезжают. Мой друг вез мне сумку с надписью СССР. И не довез. Продал по пути за две тысячи рублей. Я возмутился же! А он объяснил: «Ну ты же мне не дал бы таких денег!» А храню в квартире. Три комнаты плюс в подкроватные территории все распихано. Галина Пилипенко: По образованию вы театральный художник. Сохранилась любовь к театру? Валерий Барыкин: Не знаю. Моя первая жена — актриса нижегородского ТЮЗа. Мы с ней познакомились учась вместе. и я с ней нахлебался горюшка (смеется — Г.П.) и с тех пор про театр больше не вспоминаю. Больше люблю кино. Всякое! И старое советское и пост-советское красится. Сейчас страшно люблю картину «В городе Сочи темные ночи». Хотя создание режиссера Пичула и актрисы Натальи Негоды мрачновато. Он вышел одновременно с «Маленькой Верой». Шахназаров нравится, даже ранний Михалков — его «Пять вечеров» и «Родня» и как же без комедий Гайдая, Бондарчука, без «Осеннего марафона» Данелии? Да всё советское кино великолепно! Еще смотрю американские трэш-картины и фантастику. Не смотрю только откровенно дурацкие фильмы — жаль тратить время. Галина Пилипенко: А ваши плакаты в фильмах на стенках не засвечены? Валерий Барыкин: Кстати, удивительно вы подметили! Если вы посмотрите фильм «Джентельмены удачи — 2»… дурацкий абсолютно фильм, потому что, все эти каверы на советские хиты очень слабыми получаются в настоящее время. Но факт : какой-то центральный актер заходит в бытовку , а там висит моя работа «Работник ЖКХ». И еще в ряде клипов каких-то непонятных исполнителей видел свои плакаты. Галина Пилипенко: Супруга с удовольствием позирует вам или ворчит? Валерий Барыкин: Я думаю, с удовольствием, но на подсознательном уровне. А вцелом же — вынуждено. Ну а как — же? Мы же должны вместе как-то существовать. Галина Пилипенко: Семейный бюджет, опять же. Валерий Барыкин: И то верно. Не хочется же тратиться на натурщиц-девчонок. Галина Пилипенко: Идеологические схемы плакатов исчерпаемы? Валерий Барыкин: Не могу сказать. Всему же приходит конец. Или усталость. Но время от времени ко мне приходят идеи, которые заслуживают внимания, и я их разрабатываю. Есть еще много сюжетов, которые я еще только планирую рисовать. И моя жена (вторая жена по профессии детский психолог) напоминает мне порой: а помнишь ты еще то-то хотел нарисовать. Галина Пилипенко: У вас не было желания вводить в свои сюжеты политические «иконы» — Брежнева, Черненко? Валерий Барыкин: Две работы я посвятил Сталину — он мне интересен как персонаж. Я считаю его одной из самых сильных фигур в истории человечества, настолько культовой, что мне хочется ее обыграть. Брежнев же никак не интересен. Галина Пилипенко: Ваш любимый художник Джил Элвгрен по контракту должен был рисовать 20 девушек в год. А вы по договоренности с производителями «Жигулевского» — сколько? Валерий Барыкин: У меня больше 20-ти получается. Элвгрен — виртуоз, но ему было сложнее — потому что он в материале работал, а я — в компьютере, что гораздо мобильнее. И наброски сразу делаю в планшете. Может быть, и зря, но я карандашом редко пользуюсь. Галина Пилипенко: Элвгрен разрабатывал типаж «девушка-соседка». А вы могли бы типологизировать ваших красоток? Валерий Барыкин: Типаж «девушка-соседка» будет жить вечно, наверное. И я, конечно же, зачастую использую его: соседка по столу, по дому, по подъезду, случайные — плацкарту . Девушки меня впечатляют. Великие актрисы — нет . Но Мерлин Монро, ни Марлен Дитрих, никакие супер-звезды. По-моему самое сильное сексуальное желание — именно к соседкам по подъезду. Галина Пилипенко: Почему? Потому что доступно? Валерий Барыкин: Не знаю как объяснить. Это очень сложно. Может быть, потому что в случайной девушке больше обаяния, чем в тех, кого ты постоянно видишь на экране. Галина Пилипенко: Певец Барыкин, как я поняла, вам однофамилец, тогда скажите, какой музыкой вы бы озвучили свои пин-апы? Валерий Барыкин: Ростовская выставка озвучена прекрасным миксом из американских и советских ретро-шлягеров. Уловили организаторы здорово! Идеальный фон для моих работ! В Москве меня пригласил рок-музыкант Василий Шумов ( группа ЦЕНТР и хит «Все наше навсегда» — кто не помнит) открыть выставку. А ЦЕНТР — моя любимая группа еще с 80-ых. Юными хиппанами мы ходили с магнитофонами на плечах и я страшно любил Шумова! У меня были все его альбомы и тогда я и помыслить не мог, что когда-то в будущем мы станем добрыми знакомыми! И вот в столице мы с приятелем готовим выставку «Все наше навсегда» и думаем — как же Шумова пригласить специальным гостем? А в это время к нам в Нижний приезжает Артемий Троицкий , мы его затаскиваем в «Кладовку», поим коньяком и выпытываем информацию на тему «Как заполучить на открытие специального гостя Шумова?». Троицкий: «Да позвоните, он и приедет»! Буквально так! По-простому! И Троицкий нам дал телефон, научил нас сослаться на него, чтобы получить доверие. И Шумов к нам приехал! А через два -три года, уже Шумов позвал меня сделать экспозицию в галерее своей жены (она галереистка известная). И Шумов играл каверы советских песен от «Любовь-кольцо, а у кольца начала нет и нет конца», до «Девушек фабричных» и это было потрясающе! Он слегка циничный персонаж, но я его страшно люблю. И если вам интересно — каверы его выложены на сайте «Центро-мания». Галина Пилипенко: И что вы думаете, когда видите брошенную, смятую пивную банку с вашим творением? Валерий Барыкин: Ну кто-то смял. Но кто-то же и оставил (говорит художник надписывая очередной пивной сосуд — Г.П.) Более того, в Нижнем есть художник, который мою банку значительно улучшил — он ее раскатал, распластал, что-то добавил сверху, потом выстрелили в нее несколько раз из травматического оружия, потом надписал и теперь его творение висит в «Кладовке». Галина Пилипенко: Кроме Уорхолла и Вас кто еще питал такое пристрастие к банкам? Валерий Барыкин: Американски поп-арт очень многообразен! И многие из художников или обращались к рекламе или были рекламистами или пришли в высокое искусство из рекламы. Поэтому нельзя говорить, что только Уорохол был близок к предметам потребления. Есть почитаемый мной немецкий гуру плакатного искусства — Людвиг Хольвайн (правда он работал на фашистскую Германию и у него есть нацистские плакаты (но по сути он гениальный художник). И если вы купите банку пива «Францисканец», то монах с кружкой, на ней изображенный — как раз его работа. Я беру с него пример, он для меня — образец высокого стиля Галина Пилипенко получила приятности от Валерия Барыкина
More from my site |