Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 5
Возвращение. бумага, акварель, пастель, 100х80 см, 2006г. Первая часть книги «Острова памяти». Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 3 Валерий Кульченко. Острова памяти. Часть 4 Стоял на центральной площади Ростова-на-Дону великолепный собор Александра Невского. Строился храм на взносы богатых и простых, верующих, горожан. 1908 год. Закончено строительство одного из крупнейших храмов на юге России. Но недолго простоял красавец. В стране наступила эра безбожников. Собор взорвали в 30-е годы XX столетия. В стенах просверлили отверстия, заложили огромное количество взрывчатки. Рванули. Соседнее здание госбанка дало трещину. Потом долго растаскивали остатки стен, старались, чтобы никаких следов не осталось. Неподалеку построили здание областной администрации. Перед парадным входом разбили сквер, цветники, поставили скамейки. Стали культурно отдыхать. Но чего-то не хватало для полного счастья. Эта мысль упорно сверлила мозги воинствующих атеистов. И пришло «озарение», здесь должен стоять памятник из ближайшей Советской истории. Вспомнили про знаменитого земляка Евгения Вучетича. Была у Евгения Викторовича скульптурная группа «Оборона Царицина», предназначенная для Сталинграда. Возвращение блудного сына. Х, М., 2001 В Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова в начале 60-х годов двадцатого века образовалась довольно колоритная группа студентов. Владимир Чуб приехал с Кубани. Саша Жданов и Володя Кретов – ростовчане. Леонид Стуканов и Алексей Кабарухин из Таганрога. Валера Собко – из Гуково. Миша Соколенко приехал из Ставрополя – его старший брат Алексей уже учился в РХУ. Некоторые имели клички: Кабарухин – «Малый», Кульченко – «Куля», Собко – «Смур» и т.д. По Университетскому (бывший Ткачевский), недалеко от училища находилась пивная, называлась почему-то «вертолет». Напротив – сквер «Последняя надежда». На углу ул. Максима Горького и Кировского (бывший Богатяновский) возвышалось массивное здание тюрьмы, знаменитого «Богатяновского централа». Близлежащие улочки, переулки, старые дома, домишки, мансарды, сарайчики, все это называлось одним словом, со смаком – «Богатяновка». Портрет местного аборигена: кепочка, брюки клёш, золотая «фикса». Татуировка: крест, якорь, финка, надпись на запястье: «Не забуду мать родную!» Жданов и Чуб пьют пиво. «Малый» на посылках. Сначала мирная беседа. По мере же потребления «Жигулевского» разговор принимает все более острые формы. Вспомнили великих Леонардо Да Винчи, Рембрандта, Веласкеса, Гойя; из наших – Саврасова, Сурикова, Федотова. Ближе к нашему времени – Ван-Гога, Сезанна, Гогена. Потом совсем близко – стали нахваливать друг друга, какие они «великие», и какие шедевры они создадут очень скоро! Саша Жданов растроганно приобнял Кабарухина: «Перестань, «Малый», не реви! Ты себя еще покажешь! Ступай, принеси пива». Напустил строгости, спросил: «Малый! А, кто твой кумир? Гоген, Сезанн, Матисс?» «Федор Васильев!» — смахивая слезы, ответил Кабарухин. Откуда такая крамола?! Жданов Александр Павлович в мастерской. Ростов-на-Дону. 1969 год Споры среди студентов РХУ об импрессионистах и постимпрессионистах, о наших – Татлине, Кандинском, Малевиче. Время пришло! Оглушительная речь Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС всколыхнула страну. Разоблачение культа личности И.В. Сталина дало старт «хрущевской оттепели». Сталинский «железный занавес» приоткрылся, в эту щель хлынул ветер перемен. В Москве, в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на Волхонке, была выставлена экспозиция французских художников-импрессионистов, лучшая в Европе. Шума эта выставка наделала много, особенно после посещения ее Никитой Хрущевым. Никита Сергеевич, подогретый «ортодоксами» из Академии художеств и «перцовкой» тоже, устроил показательный разнос авторам выставки. Докатилась волна и до стен Ростовского художественного училища. Было собрано собрание студентов и преподавателей РХУ, но единодушного одобрения политика партии в области изобразительного искусства не получила. Зачитали доклад идеолога ЦК КПСС Ильичева о перегибах некоторых московских художников в сторону формализма. Особенно досталось следующим картинам: «Геологи» Никонова и «Плотогоны» Андронова. Огрубление образа советского человека, отход от соцреализма, «тлетворное» влияние запада, а именно – философа Поля Сартра. Все бы ничего. Но при обсуждении статьи, в прениях, встает студент старших курсов и говорит: «А мне работы Никонова и Андронова понравились. Я был на этой выставке. Меня потрясла «обнаженная» Фалька!» Это был сын известного ростовского художника Е.Г. Чарского – Алексей. Зашумел, заволновался студенческий народ, продолжая крамольные разговоры о сезаннистах, кубистах: Браке и Пикассо, и, конечно, Модильяни. Валерий Кульченко на этюдах. Голубинские пески. 1980 год. После третьего курса, в том же 1963 году, Володя Чуб и Саша Жданов поехали в Москву – продолжать образование. Надо сказать, Москва притягивала, как магнит, не только эту парочку. Нужна была рекомендация. Кто-то подсказал обратиться к знаменитому земляку Е.В. Вучетичу. Проявили ростовскую смекалку и прыть, пробились к скульптору в мастерскую. Мастер благосклонно отнесся к своим землякам. Просмотрев рисунки, дал Чубу и Жданову рекомендации в Московское училище живописи, ваяния и зодчества имени 1905 года. И констатировал: «Кинул бы десятку Вучетичу в мастерской, в лицо…!!!» Жданов А.П. Портрет хиппи. Бумга,гуашь. 1969 г. Валерий Кульченко. Валуны и сосны. Картон, масло. 90х100. 1973 г. Валерий Кульченко. Дорога в лесу. Картон, масло. 100х70. 1973 г
More from my site |