Валерий Кульченко. Страна берёзового ситца. Часть 31
Страна Берёзового ситца. Х, м. 175х112,1982-2012 Лето 1984 г. Мой второй заезд в дом творчества «Академическая дача» имени И.Е Репина». Репин приезжал в эти места. Останавливался в соседней деревеньке Котчище, жил в небольшой комнате-мезонине «Екатерининского дома». Здесь он написал известный этюд «Академ.дача» в 1898 году. (Сейчас в ГРМ — государственном русском музее). Валерий Кульченко. Ростов-на-Дону. Лендворец. Музей железнодорожников. 1974 год За прошедшие 10 лет творческая дача преобразилась в лучшую сторону. На месте старых деревянных строений барачного типа возвысились новые корпуса современных мастерских для живописцев. Интерьер в двух уровнях. Бельэтаж — зона отдыха, спускаешься по деревянной лестнице вниз — к твоим услугам просторная мастерская, одна из сторон которой огромное зеркало оконного витража, выходящего на север. Условия идеальные для творчества. Да что там говорить — настоящая лаборатория живописи. И всё это бесплатно. Только краски, холсты за свой счёт. После завтрака, с утра подавался автобус, который загружался авторами будущих шедевров, желающих поработать на природе «на этюдах». Несколько раз и я съездил на автобусе по близлежащим деревням: Подол, Дуброво, Серебренники. Со временем я всё чаще стал оставаться в мастерской в гордом одиночестве. Присаживался в кресло у окна и полностью отдавался во власть глухого шума берёз под порывами ветра. Сначала равномерный шелестящий трепет сочной июньской листвы как ритмический набег волны прибоя, через несколько минут «девятый вал» — шквал ветра гнул космы веток к земле. Стволы берёз начинали скрипеть под напором воздушных струй. Всё приходило в движение; солнечные блики засвечивали лужайки одуванчиков, до рези в главах выбеливались стволы берёз. Потом опять затишье — тревожил, настораживала, несколько томительный лепет листвы, который очерчивал круг времени и вот — «девятый вал» — снова буйство ветра. Незаметно я втягивался в ритм ветреного июньского дня, ослепительные облака, проступающие сквозь кроны берёз, только усиливали картину сочного летнего дня — «верхушки лета». Под зелёный шум берёз я стал перебирать в памяти воспоминания о 70-х годах. В отличие от первого заезда на дачу в 1974 году на сей раз я приехал из Ростова-на-Дону весь из себя сто-то представляющий. А как же? Столярная мастерская. Эскиз.Картон, темпера, 60х80, 1973 год Был облечен в некий статус — член союза художников СССР, репродукции работ: «Окно в Гурзуфе», «Столярная мастерская» с фотопортретом автора на обложке размещены в книге «Молодые художники — 70» Москва, 1980г., что придавало моей походке некоторую степенность и важность, во всяком случае должен был соответствовать моменту. Художественная выставка «Молодость России» — событие масштабное в культурной жизни страны. Наплыв работ небывалый. Конкурс жёсткий, многие молодые творцы мечтали попасть в экспозицию хотя бы одной небольшой картинкой или графическим листком. Художник из Калача-на-Дону представлен на выставке тремя работами, что само по себе успех впечатляющий! Но помимо конкурсных «рогаток» в эпоху «развитого социализма» были препоны более существенные и непредсказуемые — идеологические. В Манеж уместилось более 3000 тысяч произведений молодых экспонентов (возраст до 32 лет). За час до открытия вернисажа развернулись неординарные события невольным участником и пострадавшим был я. Вернее мои работы. Неожиданно нагрянула высокая комиссия проверяющих из Минкультуры РСФСР ЦК КПСС их сопровождали шустрые ребята из ЦК ВЛКСМ. Все в тёмных костюмах, при галстуках, безупречно вычищенные туфли. Из необъятного количества работ было изъято полтора десятка произведений, в том числе и моя картина «Столярная мастерская». Вся процедура проделана быстро, можно сказать, стремительно. В экспозиции было три работы молодого художника из Ростова-на-Дону, осталось две. В образовавшуюся нишу шустрые мальчики из ВЛКСМ поставили скульптуру, изображающую Рабочего-БАМовца. Почему моя картина оказалась недостойна этой выставки, какими критериями руководствовались члены высокой комиссии? Это остаётся загадкой и по сей день?! Неужели прозрачный намёк на плотника Иисуса Христа? Да нет, слишком размыто и туманно. Да, я об этом и не думал в 1975 году, когда работал над этим сюжетом в Гурзуфе на даче имени Коровина К.А. Авторитетом Игоря Павловича Обросова (секретарь СХ СССР по работе с творческой молодёжью) справедливость была восстановлена! На всесоюзной выставке «Молодость страны», открытой осенью 1976 года в том же «манеже» показали все три работы: «Пастух. Вечер в степи», «Окно в Гурзуфе» и «Столярная мастерская». Пастух. Бумага, тушь, перо, 35х43 см, 1973г. «Окно в Гурзуфе», написанная в Крыму, и посвященная Чехову, приобретена МК СССР. А несколько ошарашенный искатель приключений на свою голову, награждён дипломом с печатью и подписями Пономарёва, Демичева и Тяжельникова, а также премией СХ СССР, МК СССР и ЦК ВЛКСМ. Наступили повседневные заботы и будни. Не сразу, но именно в это бурное и звонкое лето 84 года стали всплывать в памяти, а в дальнейшем и упорно преследовать, строки Сергея Есенина «Сердце тронутое холодком, и страна берёзового ситца, не заманит шляться босиком»… Так, или примерно так, родился замысел и желание написать картину «Страна берёзового ситца». Но на этом мои приключения «вверх по лестнице, ведущей вниз» не закончились. Осенью 1977 года меня включили во Всесоюзную творческую группу «Промышленный пленэр» для работы в Гута Катовица (Польша). 1985-2015 Калач-на-Дону-Вышний Волочёк — Ростов-на-Дону More from my site |