30 сребренников за ростовские кинохроники
От здания ростовской кинохроники, благодаря краснодарским и ростовским дельцам, не осталось камня на камне. Какое, однако же, иезуитство — сломать дом кинохроники накануне праздника — 23 февраля. Так в Ростове «почтили» память тех, кто воевал и погиб, защищая Родину. Сегодня, наверное, наступило время собирать камни, то есть устанавливать памятник. Правда, в другом месте — у Дома кино. Памятный камень кинооператорам, снимавшим Великую Отечественную войну, открыли сын и внук кино-деятеля Леона Мазрухо. ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РОСТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ: «Я работал с этими людьми, поэтому мне легко их вспомнить. Леон
Великие люди были настолько скромны, что я не знал этого долгие годы! И выяснилось случайно! Когда мы прогуливались с Кутуб–заде и встречали ребёнка, он обязательно доставал конфету, давал её ребенку и непременно гладил по голове. И я, по незнанию, думал: вот какой сентиментальный человек. А он просто после незабываемых кадров, снятых в Освенциме, после увиденного, не мог пройти мимо любого дитя! Это люди — огромнейшей душевной чистоты и целостной натуры! Сейчас таких просто не делают! Борис Исакович Маневич снимал на Северном флоте. Он сопровождал конвои и однажды снял торпедную атаку, которая вошла во все учебники всех генеральных штабов мира! Александр Борисович Смолкин участвовал в обороне Севастополя, спасал То есть это люди, которые не зря прожили жизнь и нас воспитали». Сейчас на граните — 11 фамилий документалистов. А до этого — значилось «Здесь будет памятник Высоцкому». Инициатором увековечивания выступили работники Дома кино, а режиссёр телекомпании «Дон ТР» Людмила Скворцова согласилась проститься с камнем в честь Высоцкого — ведь рядом уже есть памятник кумиру. Перелицевали историю? То что одни воспринимают как естественный ход событий, другие — как «непорядок». По словам Людмилы Скворцовой, чиновники из Управления культурой, настояли на соответствии нормам. А то что ж — вот камень «о намерении» установить памятник Высоцкому, а вот и установленный Владимир Семёнович. Надо упорядочить историю. Людмиле Скворцовой мужчины делают весомые подарки. Несколько лет назад скульптор Александр Романченко и доставил из станицы Староминской этот гранитный знак внимания. И вот постояла Людмила Викторовна перед глыбой каменной как витязь на распутье, и , поразмыслив поняла, что ничего она не теряет. И пошла, как она уверена, правильной дорогой: отдала каменный подарок на перелицовку.Ведь увековечат память военных операторов. Владимир Семенович одобрил бы. А мраморная табличка с его именем отправится ввысь — на 8 этаж, на балкон Людмилы Скворцовой, на временное пристанище. ЛЮДМИЛА СКВОРЦОВА, ИНИЦИАТОР УСТАНОВКИ ПАМЯТНИКА ВЛАДИМИРУ ВЫСОЦКОМУ, РЕЖИССЁР ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ «РОССИЯ-ДОН ТР»: «Я бы хотела поучаствовать в группе, которая хочет, чтобы в Ростове появился музей нашего города. И я бы им так активно помогала, чтобы они в итоге подарили бы мне две комнаты и я бы в них организовала музей Высоцкого. И вот одним из главных экспонатов была бы как раз эта табличка». Так в Ростове упорядочили ход истории. Отдав дань памяти тем, что сохранил правду о войне. Знавшие военных операторов вспоминают о них как о настоящих личностях в фильме Романа Розенблита. Но вот что сделали ростовчане с бесценным — с киноплёнками о захвате Берлина, о восстановлении Дона и Кубани, с теми кадрами, что фиксировали жизнь, которая с каждой секундой, становится историей? Где сейчас архив кинохроники? ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РОСТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ: «Если бы кто-нибудь знал! Они должны были быть сданы в архив. Но из архива приходили люди и писали письма в Союз кинематографистов, что в архиве их нет! У меня в Москве постоянно спрашивали: где вообще наша хроника, наша летопись? Где наши фильмы и наши журналы? Никто этого не знает. Меня уверяют, что переправляли в архив, но директора архивов не имеют этого материала. Мы же в Москву обязаны были переправить! То есть не мы, а студия кинохроники. Мне трудно это объяснить. Это даже не халатное отношение к работе! Это люди, перечеркнувшие жизнь нашему поколению! Выходит — мы снимали, но снимали зря! Потому что мы не можем доказать, что мы снимали кино! Какие-то фильмы нам удалось снять с экрана на ВХС, а потом перевести на диск — качество плохое, но многих фильмов просто нет! Мы не можем их даже сами посмотреть! Не говоря о том, чтобы кому-то показать: сейчас в Доме Кино мы ведём мастер-классы для профессионалов и кино-любителей (очень крепкие любители — надо сказать — они снимают игровые фильмы). Мы их учим-просвещаем, но показать какие-то примеры не можем!» Галина Пилипенко: Какое это количество плёнок? ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ: Я не могу сказать: когда я ушёл, кинохроника плохо, но работала. Это был 2002 год, я уже был далек от дел, но…но это многие километры плёнки! Галина Пилипенко: Как вы могли бы это объяснить? Это действия одного злоумышленного человека? ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ: За все отвечает, конечно, руководитель.Но всякого начальника окружают люди — видимо — подсказывали такие поступки. Галина Пилипенко: Так кто руководил-то? ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ: Катькалов Валерий Фёдорович, которого вы хорошо знаете, потом Кашаева Зинаида Васильевна, после этого киностудия была продана и снесена. Галина Пилипенко: Это хороший бизнес — кино-документалистика? ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ: Вы хотите сказать, что кто-то воспользовался и продал? Я это исключаю. Бизнес в другом заключался — за каждый сожжённый метр и выделенный грамм серебра платили премию. Просто нужно было это сжечь, очевидно… Я не видел и не утверждаю этого, но мне говорили сотрудники студии, что они видели как плёнки сжигались в Азове. *** Мало в Ростове камней, мало в Ростове людей. Кто же получил 30 сребренников за ростовские кинохроники? Одно хорошо, гранитные памятники не горят — раздумывает Галина Пилипенко. P/S А ещё Юрий Щербаков сказал, что ничего случайного ни в коем случае случайно не бывает. И, мне на удивление, рассказал, что накануне, в Дом Кино (не в музей или еще куда-либо) родственники ветерана Великой Отечественной войны Розова Фёдора Ивановича, принесли папку с бумагами. Он умер недавно и вот только тогда-то (!), родные и узнали, что и в военные годы и до самой смерти он писал стихи… Щербаков выбрал одно — «Кино» называется — и его прочли публично. Вот такой грустный аккомпанемент получился. Понятно, что я попросила стихи и вот — публикую впервые. Розов Фёдор Иванович. Ветеран Великой Отечественной войны КИНО Я никогда не позабуду Кино тех довоенных лет. Из примитивных кинобудок Почти волшебный шорох лент. В нелёгкий мир послевоенный, Как будто солнце из-за туч Пробился необыкновенный Голубовато-дымный луч. Он в полутемном кинозале Над головами плыл, клубясь И люди горе забывали Волнуясь, плача и смеясь. Неужто людям было мало Своих страданий, тягот, слёз- Так нет, здесь плакали, бывало И над «Бродягою» всерьёз. А тот, кого изображали Творцом истории самой, Сидел после работы рядом Усталый, праздничный, смурной. Ремесленник, в ушанке серой, В «москвичке» модной фронтовик И женщины в дешёвых серьгах, И в чёрном кителе старик. В жакете плюшевом старуха, Девчонка с чёлкою — здесь все. Здесь чувствуешь единство духа: Перцовки, шипра, монпансье. Забудь, механик, про усталость, Давай смелей кино крутить. Ты можешь молодость и старость. И жизнь, и гибель повторить. Начнёт клубиться луч нестойкий, Колеблющийся дымный свет, И вновь вернётся привкус горький Тех трудных и прекрасных лет! Информация к сведению: хроники разрушений в Ростове В Ростове место пусто не бывает. Особенно, если оно в центре. Быстро и противозаконно снесли здание кинохроники (архитектор Лев Эберг). Теперь — после зачистки — тут возвысят семиэтажный центр, призванный торговать и развлекать. СМИ беспокойны: пишут — городские власти настаивают — новая постройка на Красноармейской должна быть в историческом стиле донской столицы. Как верить? Ведь ранее власти поручали ДО СНОСА провести архитектурную экспертизу. В итоге — снесли экспертизы не дожидаясь… Мужественно — в выходной, праздничный день — 23 февраля. Еще одно историческое здание пало. Сейчас — застройщик, разумеется, обещает то ли воссоздать часть фасада (вот она «уступка»! ) и то ли установить где-то хранящиеся оригиналы, то ли восстановить барельефы известного скульптора Виктора Баринова. Наверное, в будущем торгово-развлекательном центре, как это сейчас принято, будет много-зальный кинотеатр. Уверена — западные блок- бастеры будут демонстрировать постоянно. Отечественные фильмы — изредка. И вряд ли там покажут ростовскую кинохронику. Такова политика уничтожения.
More from my site |