Валерий Кульченко. Ангел на окне мастерской. Острова памяти. Часть 47
Валерий Кульченко. Баба у колодца. Из серии «По старым русским городам». Суздаль. 1969 год. Бумага, тушь, кисть, 29,5 х 21 В Москву! В Москву! «Нужно 100 хорошо загрунтованных основ и самосвал красок!!! Я поеду на «Академичку», покажу москвичам, что такое гениальная живопись!» — грозился, набычившись крутым лбом в пивную кружку бородатый художник. Там квартировали студенты РХУ им. М.Б. Грекова, а в 1963-1965 учебных годах снимал угол и автор этих строк. Крепкий кирпичный дом на одной половине жила хозяйка, вторая половина занималась художниками. Топили печь по очереди. Между печкой и умывальником стояло ведро с углём, прикрытое дощечкой. На нём любил сидеть Жданов, рассуждать о великих задачах в искусстве и о хлебе насущном. То есть о вине, в основном дешёвом «Вермуте» 0,7 (бормотуха). Однажды, когда зимним вечером Жданов пришёл на Искрянский в гости погреться, то увидел над его любимым местом — угольным ведром с дощечкой — прибитый к стене плакат с полукругом лаврового венка и надписью «место гения». Постояв некоторое время в нерешительности и зыркнув по сторонам, но не заметив никаких подозрительных движений, как-то — усмешек, ехидных улыбочек и т. п., подвинул ногой громоздкий табурет и сел на него, сняв шапку-малахай. Миша Соколенко невозмутимо читал книжку, Лёня Кабарухин что-то рисовал на четвертушке ватмана упорно чиркая карандашом, чирк-чирк-чирк раздавалось в уютной тишине комнаты, стены которой украшали репродукции картин любимых художников. В изголовье моей кровати висел Ван Гог. Валерий Кульченко в реставрационной мастерской друга — Миши Соколенко. 1975 г. Распахнулась дверь и в тёмном проёме показалась припорошенная звёздочками снежинок фигура Валеры Собко. Он присел к столу и у них с Ждановым завязалась беседа на философские темы. Но диспута не получалось и постепенно всё вернулось на круги своя, то есть на землю с безденежьем и в связи с этим довольно аскетичным студенческим житьём-бытьём. Валерий Кульченко и Михаил Соколенко в ДГПБ на открытии выставки детского рисунка. Май. 1996 г. Жданов пожаловался «Смуру»: «Мне отец дал денег на покупку пальто, а я деньги потратил не по назначению. Теперь домой идти нельзя. Ни пальто, ни денег. Что делать?». Отец — отставник-полковник строг и имеет крутой нрав. После всевозможных вариантов и предположений решили идти завтра в музей ИЗО и попросить у Гали Скопцовой денег взаймы. Галина Сергеевна, племянница Семёна Скопцова — известного донского живописца. Позже, в 80-е годы, Галина Скопцова, будучи директором музея ИЗО на Пушкинской, а затем возглавляя РХУ имени Грекова свидетельствовала мне, что неоднократно занимала Жданову денег (суммы незначительные), но не может вспомнить чтобы Саша когда-нибудь возвращал долг. Галина Сергеевна вспоминала о художнике с теплотой и уважением и часто с гордостью говорила, что имеет работу Жданова «Вечер в Кочино», акварель, написанную на «академической даче», которую автор подарил со словами «Скопцова, ты войдёшь в историю искусств!». Сам же в начале 70-х отбыл в столицу, прихватив с собой расплющенную детскую коляску, которая впоследствии попала в музей «Другое искусство». Валерий Кульченко. Утро в Переяславле-Залесском. Эскиз к картине «Голубое утро» . 1975 год. Бумага, карандаш, 28 х 21 Валерий Кульченко. Письмо. 1975 год. Иллюстрация к рассказу И.А. Бунина «Митина любовь». Бумага, паста, ручка. 28 х 21. Валерий Кульченко. Зеркало. Шум берёз. 1975год. Иллюстрация к рассказу И.А. Бунина «Митина любовь». Бумага, паста, ручка. 28 х 21. Лето 2000 г., фото: Э.Чернов More from my site |