Виталий Паутин. Как сдать экзамен
Тимофей Теряев. Портрет искусствоведа Александра Токарева
У меня была исторка с экзаменом по истории искусств, которую нарочно не придумаешь.
Я как-то скептически и пренебрежительно относился к лекциям по истории искусств. Ведь надо было рассказывать о том, что сам не видел. Не видел египетских пирамид, Пергамского алтаря, Парфенон, в Лувре не был, но надо было своё мнение высказывать.
Я быстро освоился по лекциям Александра Павловича Токарева: чем больше употребить эпитетов типа «великолепно», «неповторимо», «прекрасно», «потрясающе», «изумительно», «изыскано», «благородно», «божественно», тем успешнее будет ответ. И это благополучно срабатывало.
Но пришло время зачётов и экзамена по истории искусств… Вроде я что-то читал, готовился и в целом ориентировался в программе по истории искусств, поэтому смело иду на экзамен.
Вытягиваю билет №6 и решительно произношу:-«Рембрандт, жизнь и творчество. Второй вопрос — абстрактное искусство.» Ассистентом на экзамене был Теряев Т.Ф.
Теряев не удержался: — А, Рембрандт, ну, это хороший билет, мой любимый художник.
Не успел я еще собраться с мыслями, как Александр Павлович приглашает:
-Ну что, иди рассказывай, что уж, Рембрандта-то все знают.
Кашлянув, уверенно начинаю: -Рембрандт Ван Рейн — это великий голландский художник 17-го столетия.
-Ну это вне сомнения, что великий и голландский,- саркастически поддержал Теряев.
Почесав затылок, для выразительности, вставляю эпитеты: — У Рембрандта потрясающая живопись, великолепная графика и очень изумительный рисунок.
И на этом мой ответ закончился.Что дальше говорить-без понятия.
И я осознал, что ничего не знаю.
— Ээээ, — говорит Александр Палыч, — весьма скромный у тебя получился Рембрандт, весьма скромный.
Ну что ж, давай-ка второй вопрос, что уж там.
На абстрактном искусстве я немножко реабилитировал себя.
Теряев возмутился: — Ты смотри! Абстрактное искусство он знает, а величайшего художника, мирового художника он не знает!
Схлопотал я три балла и даже ощущение стыда почувствовал, но твёрдо решил, что буду пересдавать.
Через неделю иду на пересдачу. У входа в училище, что на Университетском, у дверей стоит староста из группы Т.Ф.Теряева — Коля Фурса, грустно уставивши свой взгляд в землю.
-Ты чего такой грустный? — спрашиваю.
— Ой, да ты понимаешь, я вот всё знал, всё рассказал, всех художников по репродукциям отгадал, а в конце Теряев показал репродукцию, а я сказал, что автор портрета на репродукции Веласкес.
Теряев сам не знал, посмотрел внизу, прочёл и сказал:»Нет, Коля, это не Веласкес, это неизвестный художник, портрет Галилео Галилея». Понимаешь, — продолжал уныло Коля, — Александр Палыч это слышал и, видимо, на бал снизит оценку, а я так учил, так готовился — всё знал!
О, думаю, это дело серьёзное.И тут же на всяк случай пробежался по шестому билету с расчётом, а вдруг будет дополнительный вопрос по Рембрандту, которого не знал.
Захожу в аудиторию, вытягиваю билет и глазам своим не верю: — Снова,- говорю,- тот самый, этот шестой билет.
Теряева аж перекосило: — Да ты что! Ну так ладно уж, тяни другой.
-Нет-нет, — вежливо возразил Александр Павлович,- это судьба, это судьба…
Ну, Рембрандта я уже знал в полном объёме.
Теряев послушав мой ответ, хитро подмигнул: -Ну хорошо, а теперь иди сюда я тебя немножко погоняю. -Вот это чья работа на этой репродукции?
Ван Дейка, Кранаха, Рафаэля из Эрмитажа я хорошо знал.
-Ну теперь погоди… сейчас, — и начал рыться в кипе репродукций из «Огонька». Найдя нужную картинку он хитро взглянул на на меня, улыбнулся и сказал: — А вот, а это чей портрет, а?
Я вспомнил Колю Фурса.
— Это, — говорю, — портрет Галилео Галилея неизвестного художника.
Теряев обалдел:- Александр Палыч, слушай, ставь ему пять. Представь себе я не знал, а он знает!
Александр Палыч вышел со мной в коридор, посмотрел мою зачётку с отличными оценками, покрутив её в руках, сказал:
— Ставить «отлично» по пересдаче не положено, да ладно, вздохнул, так уж и быть, помогу тебе материально к стипендии.
И нарисовал мне пять баллов.
P/S Я написал, и, как будто, снова побывал на экзамене…
И в глазах мгновенно воскрес замечательный человек с умными глазами Александр Палыч Токарев, и не менее добрый, но жёсткий Тимофей Фёдорович Теряев.
Виталий Паутин специально для сайта «Неофициальных новостей Ростова-на-Дону».
Прага. 8 апреля 2016 год.
More from my site |