Серебренниковская территория
Ольга Калашникова: Кирилл Семенович, расскажите,чем живёт сейчас Ваша деятельная натура. Кирилл Серебренников: Как — то трудно сейчас сказать. Мы готовим «Реквием»-большой проект в Художественном театре, который будет 3-4 мая, он посвящён окончанию Второй Мировой войны. Оно состоит из многих компонентов, и в нём участвует большое количество людей. Во-первых, ставится произведение, которое написал современный композитор Алексей Симак по каноническому тексту и произведениям 30х годов прошлого столетия. Такая Оратория из 6 частей, ее исполнит национальный симфонический оркестр, два хора. Приедут люди, которые представляют как бы голоса разных стран: Хана Шигула, Миль Танака, Джейроми Айронс,Барбара Брыльска,актёры из Израиля, Франции, Олег Табаков, Алла Демидова, Иван Епифанцев. Создалась такая большая интернациональная команда, то есть вовсю идёт подготовка этого проекта. Вот собственно это не новость даже, а такая работа. Мы работаем в таком странном, может быть, направлении, скорее не репертуарные спектакли, а театральные перфомансы, спектакли – акции, театральные инсталляции. Один из недавних моих проектов — это проект, приуроченный к 20-летию падения Берлинской стены, в котором участвовало 6 наших российских современных композиторов, которые активно исполняются в мире, а у нас они почти не известны, артисты Художественного театра и несколько немецких актёров исполнили текст Хайнера Мюллера «Гамлет машина». Показ перфоманса был один раз. Потому что собрать его тоже было нужно. Приехал Якоб Гиль. Все произведения композиторов предполагали участие голоса, вот собственно поэтому и звучали голоса актёров. И,конечно, Якоб сделал это уникально, потрясающе. О.К.: Расскажите, пожалуйста, о вашем участие в проекте Фестиваль «Территория» К.С. Да это скорее образовательный проект, в Перми был в прошлом году фестиваль, в этом году — в Москве. Это будет такой Московско-Берлинский акцент. Диалог двух столиц. Нас попросило Министерство культуры сделать такой берлинский акцент. Берлин это город современного искусства. Там много всего чего происходит. И это всё как-то в общем может получится. О.К.: Кирилл, какие трудности Вы встречаете во время проведения фестиваля? К.С.:В Перми, Вы знаете, может быть и не так всё сложно, потому что там есть воля начальства, воля Губернатора Олега Черкунова и работающего с ним Мильграма и Марата Гельмана. Они стремятся сделать в этом городе культурную столицу. Поэтому они не жалеют денег, не жалеют средств. Всегда возникающие проблемы связаны с субъективным фактором, типа «людей нет!», которые могут всё это организовывать, работать менеджерами, потому что это отдельная профессия. И у нас вообще с этим стало как-то довольно худо. Выживание есть, а люди как то повывелись — те, которые что-то умеют и хотят. В случае «Реквиема» это недостаток средств, потому что проект этот, не могу сказать что он независимый, просто средства поступают из разных источников, то есть он не запланирован, экспедирован отдельно. Ну вот мы ходили и рассказывали, что вот это такой акт, знаменитые артисты со всего мира приезжают, будут работать за символические деньги в России, и конечно же,здесь живут люди бизнеса, которым это всё не безразлично и они не смогут не откликнутся. Ничего подобного! Могут и ещё как могут! Запросто не откликнуться и им плевать на всё это! Откликнулся и помог нам только «Райффайзен банк» и то только из-за чувства вины. Вечного немецкого чувства вины. Понимая, что нельзя не поучастовать в этом проекте. И это благородно. А наши! Запросто, легко! О.К.: Кирилл, что такое, по вашему, современное искусство и нужно ли оно народу? К.С.: Оля, тут история простая. Современное искусство это на самом деле не странное и непонятное что-то. Современное искусство показывает те вещи, которые достаточно понятны. И это глубокое заблуждение, что есть люди, которые очень хорошо понимают классическое искусство, а вот современное не понимают. Всё ровно наоборот. Вот людям, чтобы разобраться в картинах Караваджо, я не знаю, Врубеля, Леонардо да Винчи, Брейгеля и прочих надо иметь гигантское искусствоведческое образование, не просто их созерцать, а разобраться в их тонкостях, нюансах, деталях автора. Современное искусство более ориентировано на современную аудиторию. Вот смотрите, в Москве, в таком большом комплексе «Гараж», его сделали Абрамович с Жуковой, была выставка знаменитая «Маги Земли», которую сделал знаменитый француз, куратор Юбер, и там был представлено искусство со всего мира. Ежедневно 10000 человек посещали эту выставку. То есть, грубо говоря, современное искусство безумно интересно зрителю. Это никакое не маргинальное, непонятное, заумное. Ничего подобного. Современное искусство оно и весёлое, и социальное, и объясняет людям о современной жизни что-то. Понимаете, и ориентировано оно на прямой контакт. Достаточно быстрый контакт. И не всегда требует какой-то искусствоведческой одарённости и знаний. Поэтому оно как раз наиболее удобно в коммуникации с публикой. Поэтому если те, кто делает искусство, выбирает коммуникацию с публикой, то они должны работать с современным искусством, а не классическим. Нет, классика нужна, но… если Вы хотите быть в башне из слоновой кости. Ну что же будьте. Делайте спектакли по Кальдерону, занимайтесь гекзаметром. Это тоже очень интересно. Ставьте Еврипида, исследуя как это должно быть. Но если вы, всё-таки, хотите разговаривать с современными людьми, хотите, чтобы они всё-таки пришли в театр и всё-таки заплатили деньги, тогда нужно ставить современные тексты. О.К.: Ваши пожелания Ростовчанам. К.С.: Отдохнуть от тяжёлой недели и заняться каким-то духовным трудом. Пойти в театр, прочитать книгу. Послушать концерт, сходить на выставку. Потому что отдых на лужайке, поедание яблока происходит каждый день, а вот поход в галерею как раз и не помешает. Спасибо. Пока. Интервью с режиссёром Кириллом Серебренниковым для Радио Ростова вела Ольга Калашникова. 1 мая 2010 г.
More from my site |