«O, Sortie!» на Газетном
Группа «Мир» показала ростовскому неофициальному художественному сообществу фильм «O, Sortie!» об истории знаменитого Туалета на Газетном. Презентация имела место быть в частной галерее «Вата», в рамках «мирской» выставки-документации «Слепые. Disconnect». Этакий бонус к «Слепым»: документальный фильм бакинского режиссёра Руфата Гасанова «O, Sortie!» и фильм (видеоарт) ростовского художника Игоря Ваганова «Synergos: 24». Отдавая должное в целом замечательной работе киногруппы Гасанова, и без того обласканной вниманием профессиональной критики (призы жюри киношколы ВГИКа, к примеру), хочется высказать «по поводу» несколько частных соображений. Постер «O, Sortie!» для презентации в галерее «Вата». Автор – И. Ваганов. Руфат Гасанов предпринял в чистом виде героическую попытку вплавить в 10-минутный фильм немыслимое для короткого метра количество знаковых символов, мифов, историй, эти мифы породивших, историй, эти мифы продолжающих и порождающих новые. Попытку героическую в каноническом понимании: любая попытка сбычи несбыточного патетична по определению. Несколько поколений российского андеграунда, блистательные имена, удивительные планы… Один только микросюжет на Парамоновских складах чего стоит! Как всё это представить в 10-минутном фильме, не выплеснув ребёнка, не потеряв по дороге суть? И, собственно, в чём эта суть заключается? Киногруппа Гасанова в Таганроге. Фото А. Астаховой Фильм как фильм мне не понравился. Ничем во вполне устоявшемся жанре «документальное кино» технически не удивил. Фильм же в его содержательной части оценивать я не могу. Ибо каждое имя, упоминаемое в фильме, каждый план, каждая самая незначительная деталь на периферии кадра для меня значимы, узнаваемы и в той или иной степени дороги. Могу только представить себе панический ужас непонимания, впечатанный в физиономию зрителя случайного, незнакомого с контекстом предъявляемой авторами фильма ситуации. Буквы родные, слова известные, смысл происходящего – за границей сознания. Страшный сон маленького человека: он обращается к хорошо знакомым людям, а они его не понимают. Лишь пропевают в ответ какие-то слова, тоже ему известные, но почему-то непонятные. Если когда либо ВГИК или Гасанов сподобятся выпустить этот фильм, к примеру, на DVD, то это должно быть только подарочное коллекционное издание. Ибо без прилагаемого к диску бонуса в виде увесистого тома с комментариями понять что-либо простому человеку будет невозможно. А нужно ли всё это мифическому «простому человеку»? Это уже второй вопрос. При том, что мы, собственно, ещё и про первый не договорились. Тема бонусов: том комментариев – бонусом к диску с фильмом «O, Sortie!», сам фильм – бонусом к выставке «Слепые. Disconnect». Замкнуть круг, заставить слепых прочитать том комментариев! А на этот перформанс зрителями пригласить духов Кафки, Хлебникова и Дюшана. Вот старики порадовались бы! А весь этот спиритический перформанс бонусно украсить проецируемым на огромное белое облако фильмом «Synergos: 24». Кстати, отдельная песня. Фильм-призрак Игоря Ваганова, арт-хаусная элегия на тему одного съёмочного дня киногруппы Гасанова, первоначально задумывался как конкурсная работа для международного проекта YouTube «Жизнь за один день». А в итоге оказался поэтической реабилитацией «O, Sortie!», его апологией и, отчасти, интимным художественным комментарием. Публика галереи «Вата», судя по реакции, к такой интимности оказалась не готова. Фильм как история. Рассказывают о подвале на Газетном Игорь Ваганов, Наталья Дурицкая, Александр Кисляков, Игорь Михайлович Бондаренко, Галина Пилипенко. Где, слава Богу, живые и здравствующие Авдей Тер-Оганьян, Валерий Кошляков, Мирослав Немиров, Игорь Бондаревский? Почему так мало про «Искусство или смерть»? Почему почти ни слова о ничевоках? Все эти вопросы уместны. Остаётся лишь решить, куда их направить: на e-mail Руфату Гасанову, или сразу в предисловие к упомянутому тому комментариев. Афишка выставки «Провинциальный авангард» (1988). Все были уверены, что в фильме непременно появится музыка «Пекин Роу-Роу». Уверены настолько, что даже никто не поинтересовался этим у съёмочной группы. Гасанов оказался куда изобретательнее. «Пекинов» не появилось. Зато появилась замечательная англоязычная песенка Али Гасанова, бакинского художника и однофамильца режиссёра. Такой же безумец, как и Тима. Выдумщик, бунтарь и волшебник по совместительству. Азербайджанский Том Йорк в ростовском культурном подземелье, временно прикинувшемся сортиром! Все унитазы впадают в мировой океан! Вместо создания полновесного мемориального комплекса Гасанов протянул этой песенкой сквозь время и пространство новые звенящие ниточки, которыми и жив андеграунд. Блистательное режиссёрское решение. Пять баллов. Наталья Дурицкая. ХУДОЖНИК Фильм как авторский месседж. Монтажный строй фильма и сопряженный с ним содержательный пафос навязчиво проводят мысль о том, что раньше всё было хорошо, а теперь, увы нам увы, всё крайне плохо! В своём пост-премьерном интервью ростовским телевизионщикам Руфат Гасанов усугубил эту авторскую позицию. ГАЛИНА ПИЛИПЕНКО. ЖУРНАЛИСТ «Я хотел бы, чтобы туалет на Газетном трансформировался в подвал поэтов. Он был «Подвалом поэтов» в 20‑х годах. Мне кажется, что богемная Мекка важнее общественного сортира. Сейчас особенно». Данный посыл меня, например, разочаровал. В силу своей поверхностности. Зачем пытаться давать ответы на вопросы, ответов не имеющие? Или, как минимум, неуместные в данном формате. Правильно поставленный вопрос зачастую бывает важнее самого ответа. ИГОРЬ БОНДАРЕНКО. ПИСАТЕЛЬ Купеческий Ростов очень медленно осознавал факт исторической бесценности непрезентабельного и всячески замызганного общественного туалета на Газетном 46. Признав, возгордился и даже стал говорить об этом через глянцевые путеводители и краеведческие книжки. Не отдавая себе отчёта в феноменальной многогранности данного артефакта. Велемир Хлебников, Мартирос Сарьян, поэты-ничевоки, Евгений Шварц, Марсель Дюшан, Клементина Черчилль, Авдей Тер-Оганьян, Сергей Тимофеев, Леонид Стуканов, Наталья Дурицкая – с этой стороной сортирного бытия всё понятно. Речь о символе. Метафоре бессознательно руинированного палаццо. Трудно представить более выразительный символ упадка городской культуры, нежели «Подвал поэтов», превращённый в нужник. И ведь совершенно непонятно, что с этим теперь городу делать. Превращать в музей? В выставочную площадку? Бред! Туалет в центре города есть элемент культуры, не менее важный, нежели музей или выставочный зал. Совмещать музей с сортиром в одном функциональном пространстве? Идея сильная, но психологически город к подобному радикализму явно не готов и в ближайшие годы вряд ли подготовится. Зато готовы художники. Наталья Дурицкая и Сергей Сапожников уже доказали это, проведя в туалете перформанс «Здесь был Вова». Сам город же… Городу остаётся только культивировать данный миф, удобряя/унавоживая эту почву. И, собственно, фильм Руфата Гасанова – один из элементов бесконечной работы рассматриваемой нами культурной машины. АЛЕКСАНДР КИСЛЯКОВ. ХУДОЖНИК Ираклий Смирнов специально для сайта «Неофициальные новости Ростова-на-Дону» Комментарии rukami_inogami Ура!!!! Свершилось!!! Вместо местного «Эксперемента» – будет возведен пятизвездочный «Экскримент», на 1000000 посадочных мест, с двумя VIP кабинетами (лежачие)!!! Ух!!! У Ростова большое будущее! в смысле – в ростов – по большому… rukami_inogami Не, – чай, это китайцы и пьют его двумя палочками. Киркин #1 С. Ильич 2010-09-05 03:56 +2 Интимные интонации делают ее не вполне журналистским текстом, но философичность, тонкая наблюдательност ь и свобода в слове («арт-хаусная элегия», «по ту сторону сортирного бытия» и т.п.) радуют, как минимум. Что касается судьбы сортира… Посмотрела репертуар легендарной питерской «Бродячей Собаки» на сентябрь. Цитирую анонс: «Коллектив высокохудожеств енной самодеятельност и 3.RU.БЛЯ с программой «Пестни аллы п. в бродячей собаке». Я уже не говорю о предложениях провести новогодние корпоративы и т.п. Так не лучше ли нужник? Это, по крайней мере, честнее. Нет профанации. «Поэтические коммуналки» в Ростове проходят в другом небезызвестном кафе, и дело ведь не в том, что в этом здании Хлебникова не было или он был, а в том, что в нем сейчас происходит. Думаю, одинаково опасны как беспамятство (в чем мы преуспели), так и по определению обреченное цепляние за прошлое. А миф есть миф. Но у мифов есть свойство продолжаться, это как новая жизнь «медного всадника» в романе Битова, что-то вроде «творимой легенды». Кто знает, чем WC на Газетном еще блеснет? Великий Пан не умер #3 Киркин 2010-09-06 14:59 +2 #5 игорь ваганов 2010-09-09 21:46 зашел, увидел, обделался с испуга и окультурился по совместительств у. нет, Тиму надо вернуть! +2 +3 И с экспонатами проблем не будет, кроме финансовых. Современное искусство говно проработало вдоль и поперек, начиная с Мандзони заканчивая Авдеем Степановичем Тер-Оганьяном, с его пражской «Смертью говна». Киркин гений!!! +2 +1 +3 +3 Нет, России. Нет, культуры вообще. А насчет поверхности моих высказываний, так тут автор совершенно прав. Беру свои слова обратно. Продолжаем барахтаться в гавнеце господа, может как в той сказке про лягушек в горшке с маслом: как-нибудь да выберемся. PS. Игорь БондаренКО +3 Не кажется ли Вам, что было достаточно логично со стороны властей превратить в сортир подвал, в котором немцы (оккупанты) устроили бордель ресторанного типа? И, пользуясь случаем — почему Вы остановились на таком названии? Любопытно было бы понять ход Вашей мысли! +3 Киркин, Обидчивостью не страдаю 🙂 Мне статья понравилась. Такая же сумбурная получи лась как фильм. Просто странно как-то: сидим и целый месяц обсуждаем студенческую короткометражку . И, пользуясь случаем — почему Вы остановились на таком названии? Любопытно было бы понять ход Вашей мысли! mirumir, Какая логика? Это же совок, там все иррационально 🙂 Бакинскую табачную фабрику превратили во дворец Ленина (концертный зал). Подвл поэтов в сортир. А то, что там был бордель, это не важно. Первоночально помещение было Подвалом Поэтов. И все. 🙂 А название: банальная игра слов. О сортире. Ну и конечно по лягушачьи sortie это выход. Ну вот. 0 Давайте пообсуждаем другую работу Руфата. Мы её выложили — «Форс Мажор». Кстати, Руфат, ты у Фокина теперь? +3 Давайте. Объявляю конкурс. Вопрос: Что слизывает собачка с дивана в конце фильма? Приз за самый оригинальный ответ — приглашение на два лица на коктейль-пати в Туалет на Газетном. +2 +3 +1 Предыдущая работа Руфата Гасанова «Force Majeure it happens». Производство «Азербайджан-США-Турция», продолжительность — 7 минут Японские отмазы к конкурсу не принимаются. More from my site |