«Алиса» отмывала деньги партии
Петр Самойлов, группа «АЛИСА» УББ: — Дети Фрэнка Заппы участвовали в шоу-бизнесе папы: по рисунку 8 летней Дивы создали майку «Солнечный монстр», а Мун в 20 лет сделала пару маек с рисунками мертвых птичек. Майки включены в каталог фирмы. Чьи дети участвуют в клипах АЛИСЫ?
П. С.: — Костя Машку снял в «Белой невесте», но монтаж клипа задерживается из-за сломанной ноги режиссера. А «Паскуду» снимали в Уфе — мы летали туда на два дня, один день играли концерт. Клип — идея и инициатива уфимцев, они нашли спонсора, который сфинансировал КЛИП. УББ: — Нет пророка не то что в отечестве — даже в городе своем -когда-то из Уфы изгнали Шевчука, теперь снимают клип АЛИСЕ… П. С.: — Это исключительно личные отношения: с кем-то Шевчук поссорился и — все. П. С.: — Нет, конечно нет. К року было одно отношение на определенном этапе — идеологическое, просто выработали одну, официальную точку зрения на это дело и — вперед. Ты на кухне мог говорить все что угодно и вся страна сидела и травила — от низов до самых до верхушек. Всеобщий бардак и сочинение анекдотов. Вот так. А сниматься в клипах как тяжело. Клип «Мама, я атеист» снимался в конце сентября в Москве. Ужасные холода уже стояли, совершенно промозглая погода, а мы, все намазанные белым, стоим на крыше под ветром и ждем когда сквозь тучи проглянет нужное режиссеру солнце! Весь день на крыше, без чая! Какой чай! Я напоминал трупака под страшным слоем белого! И эта дребезжащая лестница! Да ладно на крыше, да хрен с ним с ветром, но этот во-о-от такой слой белого на коже, на волосах и даже на ладошках, слой, который нельзя смыть, а можно только содрать, да и потом — это ж ни сесть и спиной никуда не прислониться и руки не согнуть — все же коркой покрыто и пачкается! И мы уже синие под слоем белого от холода! На второй день мы на эту крышу как на Голгофу поднимались… УББ: — Только что закончился концерт… Скажи, Петя, у вас нет привычки собираться после концерта, обсуждать? П. С.: — Так мы и собираемся -сразу после концерта (дело происходило уже в гостинице); хотя и так все понятно. УББ: — Констатируется плохой звук и все расходятся? П. С.: — Дак и так ясно, просто уточняются нюансы и что нужно сделать, чтобы плохой звук порушить; другое дело что идет игра в одни ворота — техник говорит, что нужно купить то-то и то-то, чтобы все было лучше, а музыкант тянет в свою сторону и говорит, что ни фига это ему не надо, а надо чтобы нужник был хороший: будет хороший аппарат, а нужник развалится и никуда не сходить. УББ: — Петя, почему на «Черной метке» голос такой заваленный, звук какой-то невообразимый? П. С.: — Это делал немец! Альбом сводился в Германии немецким оператором. На сведение ездил Костя и наш звукооператор. Понятно что общения не было, ну переводчик — да, но нюансов все равно не перевести, но им это не нужно было! Мы пустились в эксперимент с целью выяснить — как фирменный звукорежиссер воспринимает это дело. Это на самом деле был просто большой беспредел и он отнесся к голосу как к инструменту, как это принято во всем цивилизованном мире. Другой разговор — нужно ли так было делать! И на выходе мы получаем дело, в котором непонятно о чем идет речь! Если б мы делали дело здесь мы все-таки вывели бы голос на первый план, чтоб было понятно о чем речь-то идет… Поэзия — дело достаточно сложное. Есть привычные какие-то вещи — когда играет попса — голос, действительно, можно задвинуть, потому что зная первое слово ты уже знаешь какое будет следующее и наверняка угадаешь третье — потому что с первого слова ты уже знаешь рифму. «Ты — морячка, я — моряк». А в сложном образе, который рисуют достойные группы, бывают неожиданные сочетания слов… Очень дорого обошелся нам этот альбом, но опыт хороший, интересный. А ну это ж мы!» Хотя если посчитать, то мы заплатили те же самые деньги, что отдали бы здесь, но там мы за эти же деньги получили опыт. И с музыкальной точки зрения мы теперь знаем что достаточно сделать чтобы получить нормальный альбом: не нужно много париться, достаточно записать все как есть и отдать немцу — он все сделает правильно. УББ: — Во время предыдущего визита в Ростов вы играли с Боровом, что заметно утяжелило звучание АЛИСЫ. Это сотрудничество было разовым? П. С.: — Это как бы проба была. Концертная, а на альбоме Боров, практически, не играл. Мы не потому утяжелились, что Боров пришел, а Боров пришел потому что мы утяжелились. Ему нашлось место в такой музыке и по имиджу он и воткнулся, нос Боровом очень тяжело работать. Мне с Боровом было безумно тяжело, мы даже с Андрюхой начали ругаться: на какой стороне он должен стоять на сцене! На последнем концерте я все-таки решил спихнуть Борова на другой край сцены… Приходит Андрюха и спрашивает: «Вы куда это комбик тащите?» Я ему объясняю: «Андрюха, ну сколько я рядом с ним отработал, ты хоть разок потерпи». «Не-е-ет» — кричит Андрюха и — ни в какую! Тяжело было с Боровом — он же ничего не помнит. ничего не запоминает, все время спрашивал в какой тональности играть, с чего начинаем и какой мотивчик… П. С. — Работа барабанщика — это тяжелый физический труд и папанька вышивал будьте здрасьте как! Но я барабанщиком не стал и систематического музыкального образования не имею, так один год музыкальной, плюс общеобразовательная школа и армия. А папашка играл с Эдитой Пьехой, с Ванштейном, с Лундстремом, он преподавал в музыкальном училище… Сейчас собак разводит… Если вы помните картину Карла Брюллова «Всадница», то знаете, наверное, что картина эта еще называется «Графиня Самойлова с приемной дочерью», так вот моя бабушка по материнской линии приходится ей — графине на лошади — внучкой. Специально я не ковырялся — мне было неинтересно — и единственное, что мне успели рассказать родственники, что графиня Самойлова и моя покойная бабушка жили в собственном 6-ти этажном доме около Витебского вокзала. Это был доходный дом. они занимали этаж, а все остальное сдавали студентам. Пришла революция — им, разумеется, оставили этаж; ближе к войне у них осталась уже коммуналка. И всю блокаду они прожили на хлебе с маслом. Все, что у них было — ахнуло в блокаду, а до того они были очень богатыми людьми. А какое громадное имение они имели! До сих пор оно есть на гравюрах, в рисунках и воспоминаниях. Это из того, что им оставили после покушения на Павла. После покушения Самойловы попали в опалу. У нас очень интересный коллектив — был Масик — светом занимался. надпись «Алиса» придумал и вообще многими вещами в группе занимался — такой Столыпин — как раз из тех самых Столыпиных и происходит. И мы часто обращались друг к другу: «Граф, какая сегодня погода?» УББ: — А Нефедов и Шунаков? А у нас, у Самойловых, как позже выяснилось, чуть ли не в каждом поколении — актер, музыкант, артист, но ни коммерсантов, ни заводчиков в роду не водилось, хотя деньги-то были, просто этим не интересовались. Как и все дворяне, которые занимались либо политикой, либо искусством. Кстати, Самойловы очень быстро отпустили крепостных, они не были помещиками и потом если ты хотел иметь политический вес в Европе, то ты должен был отпустить людей на свободу. Рабовладельцы в Европе не ценились, а Самойловых, к тому же, интересовали такие вещи как покушение на царя. П. С.: — Честно говоря, мне нравится вся музыка, единственное чего я не терплю, так это плохого, безобразного исполнения классических произведений, когда играют сыро, неритмично. А дома у меня полная неразбериха и каша из кассет, наших болванок, концертных записей, вдруг ни с того ни с сего — Питер Габриэль попадается, а то вдруг натыкаешься на музицирования моего сына пятилетнего: «Летела муха — тра-та-там» — сочиняет он и все это начинает забивать поверх чего-то музыкального… Но у нас столько работы, что послушать музыку толком некогда. Помимо репетиций много побочных дел, которые мы на себя взвалили. Про рыбалку я только рассказывать могу: три года как перестал ездить на рыбалку! Но самую большую, из тех что у нас водится я, конечно, поймал. Лещ у меня случился — 3 кг 400 граммов. Вам это нелегко понять — у вас-то рыба — мощные, южные, громадные звери! Но у нас же таких нет! УББ: — «Черная метка» — самый мрачный из ваших альбомов… УББ: — Как-то Костя с казал, что на Чумичкина слишком повлияло учение Дона Хуана… УББ: — Но разве жизнь в основе своей не трагична — смерть-то все-таки наступает — через какой-то отрезок от рождения? П. С.: — А если человек воспринимает жизнь как праздник, даже в тюрьме? Как тогда? Я допускаю, что когда голых людей вели в Майданеке в газовые печи – находился в шеренге тот, кто приплясывал и веселился. И напротив — есть на десять тысяч или на пять миллионов один такой, который при всеобщем благополучии и счастье берет и прыгает в окно. И деньги у него есть и девки любят и дома его любят, а он… Клин Блинтон! (ругается Петр потому что в дверь стучат и просят автограф. Приходится задать вопрос о славе — УББ). К славе я отношусь по-разному: когда сижу у себя на даче в деревне месяц-другой, а потом приезжаю в город и никто не звонит, а потом вдруг раз — первый звонок — это очень приятно — помнят поклонники — не забыли — значит нужен… А когда ездишь на гастроли и к тебе начинают плотно приставать — надоедает. Или звонят в три часа ночи и приглашают приехать оттянуться, потому что им хорошо… Но я-то сплю! Очень мало людей, которые относятся серьезно, с пониманием. Один только раз — давно уже — в Свердловске в гостиничный номер нам позвонила бабушка — она не могла прийти на наш концерт, потому что шумно и не по возрасту ей. А записи у нее все наши есть. 60 лет бабушке! Я стал спрашивать и выяснил, что у нее есть, действительно все и даже вещи, о существовании которых я сам давно забыл! Она поздравила нас с 1 Мая… Вот такой Блин Клинтон! А есть совсем без башни, которые расписывают тебе парадное, а потом соседи требуют, чтобы я все поубирал! Но единственное что — пока эта музыка кормит. Не могу сказать что одевает и жилья это не даст никогда, но кормит. Мы живем чуть получше наших родителей, потому ч то родителям нужно было думать как купить телевизор и несколько месяцев на него копить. А тут можно два месяца ни черта не делать и не получать, зато на третий получить столько, что купишь и телевизор и штаны и не очень дорогую шубу жене. А недавно — в 36 лет — я впервые сел за руль собственной машины — пришел гонорар за то что я когда-то мерз в Минске, записывал «206-ю» и я еще немного денег подзанял и купил машину. П. С.: — Темная история: никто не мог вспомнить, где находится мастер. Черт его знает где пылилась эта здоровенная километровая коробка. Наконец, вспомнили и нашли -даже не знаю где… Затем она долго лежала то ли у Константина, то ли у Славки. Опять же, никто о ее судьбе не задумывался, а потом на этот товар нашелся покупатель и нам пришлось сесть и быстренько дописать четыре песенки из того времени, пришлось окунуться в ту атмосферу — помолодеть — это очень просто, самое сложное — повзрослеть. А вообще — очень большой вопрос — стал бы я ходить на концерты группы АЛИСА, если бы не играл в ней, ей богу! УББ: — Музыка АЛИСЫ тебя не устраивает? П. С.: — Не знаю, не знаю… Скорее всего я вообще ни на какие концерты не ходил бы. Вообще же хотелось бы делать акустические вещи: акустический бас есть, две гитарки, щеточками по барабанчику постучать… УББ: — И делать такие вещи как «Одинокая лодка моя, рассекая волну плывет?» П. С.: — Ну почему — у него по подсчетам песен 40 есть, которые хотелось бы сделать в акустике. Некоторые из них — пять или шесть — вышли в электричестве, но хотелось бы сделать в акустической версии. Но 35-то никогда не выходило — это две программы — некоторые были играны на акустических концертах, а некоторые — никогда. УББ: — Петя, как ты это видишь? АЛИСА утяжелилась, металлизировалась.. . П. С.: — Конечно! Причем, два акустических: один будет называться «русский альбом» и будет очень простой — на трех аккордах, которые можно сидеть и петь и там будут известные и неизвестные песни и будет лирический альбом, более усложненный, потому что песни писались на большом протяжении времени — лет десять он потратил на эти песни и потому и по музыке сюда войдет все — on пробовал в одном стиле играть, потом в другом — смесь — джаз, фанк, босанова в конце-концов — он будет красивый и мелодичный, со всякими штучками… УББ: — Почему все-таки вы не стали бы слушать АЛИСУ, если бы не играли в ней? Привыкли к Гребенщикову даже, знали и любили Майка, Цоя как такового еще не было. ну а все остальное… ВОСКРЕСЕНЬЕ, естественно, знали — известная команда. Рекшан — не знаю… А тут глядишь — и подача какая-другая… Вот РОССИЯНЕ могли бы иметь рОковую нишу в Петербурге, но, поскольку, пропал Ордановский, эту роковую нишу в Питере заняли мы. Ведь АКВАРИУМ — спокойная музыка для, якобы, интеллектуалов. У Майка музыка рок-н-ролльная и понятная — от подворотен до дворцов… А наша музыка оказалась коммерческой потому что мы как раз в середину влепились: нас начала слушать и подворотня, но не вся и не до конца, и до дворцов мы не доросли, но, по крайней мере квартиры с каминами нас стали слушать. Таким образом нас стали слушать и люди из новостроек и люди из старых домов. УББ: Общаетесь ли вы с Костей помимо работы? УББ: — Здесь очень тихо, а обычно же гастроли АЛИСЫ сопровождал «флер» всего… УББ: — Остепенились или «седина — в голову, бес — в ребро» и все еще впереди? А ее нужно культивировать и что-то новое делать: на скандале можно прожить три-пять лет, а далеко на нем не уедешь. Забывают. Ну обыватель вспомнит, что он что-то скандальное слышал — АЛИСА! А есть категория людей, которые либо прийдут на концерт, но не смогут купить пластинку, либо послушают пластинку и не пойдут на концерт. УББ: — Программа «А», показав АЛИСУ… П. С.: — Нет, тут другое: это плановая работа — им надо что-то снимать, чтобы продержаться и они снимают. И у этих ребят много проблем. Это достаточно демократичная программа, которая снимает всех и это единственная программа, которая снимает живой звук. Это очень хорошо, в этом они молодцы. Ведь было 69 версий этой песни! 69! И они были все записаны с музыкантами! «Много в ней» — понимаешь ли — «лесов, полей»… И человек вольно дышит! УББ: — Ну если у нас было 37 Армавиров… П. С.: — Так нет — этоозначает, что он — гениальный человек — ведь он одной песнейделал зарплату музыкантам как минимум надва месяца! В день версию же невозможно записать, к тому же есть еще выходные! УББ: — В «Кафе «Обломов» тоже как-то показывали клип АЛИСЫ. Как в этой программе, по-твоему происходит отбор? П. С.: — Тот, кто показывает наш клип не спрашивая на то разрешения — делает очень благое дело; тот кто спрашивает разрешения на показ клипа… да такого человека просто нет! А если бы он был, тогда я бы сказал, что он сверхкорректный человек! А если бы нашелся человек, который не пожалел бы немного денег для музыкантов, тогда я сказал бы, что это нормальный человек! Да, существуют до сих пор нормативы, по которым должны выплачиваться авторские и в любое время можно заявить права и, поскольку мы живем в бесправном государстве, — выколотить эти бабки, но нам-то это не надо. П. С.: — Если вам приходилось читать «Колыбель для кошки» Воннегута, то вы должны помнить, что там идет речь не о ядерной войне, а о том, что будет после. Боконизм подводит к мысли о том, что наука в конце-концов придумает вещь, которая будет еще жутчей! Конечно это иносказание, но я стал думать, что должна же существовать такая вещь. И тут я напоролся на интересный матерьяльчик: оказывается, существуют расчеты… знаете, я не хочу как Паук гнать, вот, мол, конец света, людей едят!… Конечно едят, причем существует масса рецептов как сделать мясо человека наиболее вкусным и ритуалы поедания… И я могу рассказать, потому что от каменного века до нашего — один шаг! Но не о том сейчас речь. Оказывается есть расчеты по которым можно свалить Луну на Землю. И для Земли этого будет уже вполне достаточно, то есть для бактерий, которые вместе с водой вырвутся в атмосферу, в космос. Какие-то цисты притянутся к Земле обратно, то есть жизнь не прервется и, возможно, будет существовать в форме бактерий, снова пройдут века эволюции, но эти конкретные расчеты говорят, что Луны не станет и кончать уже будет не на чем. Ведь если собрать запас ядерного оружия, еще что-нибудь прикупить, что-то чуть-чуть доделать, то уже сегодня реально сорвать Луну с ее орбиты. Да, это песня тех времен, когда несли: «Только маки, маки, голубые маки»… Я чего гитару-то в руки взял — когда видишь как кто-то в шляпе с широкими полями поет: «Голубые маки как твои глаза», а девчонки вокруг визжат! Я думаю, блин, ну как же так — я же тоже так хочу! И началось: «Папа, купи гитару, а?» Папа говорит: вот тебе гитара (Петр смачно сворачивает кукиш — УББ) Ты музыкой заниматься не будешь!.. Все-таки папа купил мне гитару — в 14 лет! Примерно тогда же он и ушел из нашей чудной семьи… Я думаю, что ему не плохо… Кинчев это отвергает, говорит: «Не надо, не надо!» Нет! Надо, надо! УББ: — Приходилось читать, что на ваши концерты в Греции пришло два или три человека… П. С.: — Почему два или три? Человек десять пришло. Но мы же и не играли! П. С.: — В Греции вообще не было речи об оплате. Нам выдали билеты, паспорта, мы сели в самолет и нам сказали, что мы играем в Салониках и в Афинах. В самолете мы, конечно, треснули — хорошо было — небо, летим в теплую страну и еще мы ржали, просто хохотали до упаду — нам дали кучу денег и сказали, что ничего делать не надо — только жить в прекрасном отеле и купаться в море. Шикарная жизнь, мы с такими деньгами чувствовали себя просто нуворишами. Еда, пиво -балдей как угодно! Мы отмывали партийные деньги — какой разговор! УББ: — Коммунистической партии? П. С.: — Ну а какой же еще? Мы, АРИЯ и ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА. В то, что мы отмываем деньги партии, мы врубились только на обратном пути, до этого мы думали, что такую херню придумал какой-то идиот! Какой-то идиот! Дают бабки и говорят что ничего абсолютно ничего делать не надо. Ну даете бабки — хорошо. Только потом мы врубились, что этот человек отнюдь не идиот. Он-то отмыл приличную сумму — одна аренда современного стадиона на 80 тысяч человек, который так и простоял пустой — стоит огромного, неимоверного, просто бешеного количества бабок! Ну и мы получили, разумеется. И греческие коммунисты выставили нам длинный-предлинный, уставленный всем, чем только можно, стол… 13.2.95. More from my site |