Алексей Хевелев: «ИКС — это не точное определение символа оперы»
Алексей Хевелев. Через несколько дней, 11 мая, на малой сцене Ростовского государственного музыкального театра состоится премьера камерной оперы ростовского композитора Алексея Хевелева «Х». ROSTOVNEWS попросил Алексея рассказать об этом событии. — Алексей, как утверждает ВИКИПЕДИЯ, опера «Х» была написана в 2014 году. Почему премьера состоится только в мае 2017 года? С чем это связано? Я хочу отметить, что в этот вечер состоится еще две премьеры — опера Виталия Ходоша «Письмо» и опера Юрия Машина «Anima». Для этой оперы он специально перевел либретто, которое было написано шотландским писателем Бернардом МакЛаверти, на русский язык. Либретто оперы создано на основе 18-й главы романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Литературная основа оперы — письмо матери о её последних днях, чувствах, которые она переживает и её любви к сыну. Время действия — июнь 1941 года, оккупированная Украина, гетто…
С разрешения автора я сократил либретто значительно. Получилась квинтэссенция. По сути, «Х» — это вторая часть трилогии моих камерных опер. Те, кто хорошо знают мою первую оперу «Русская рулетка», сразу почувствуют почти точное копирование музыкальной формы. Даже есть возглас, который произносил главный герой оперы «Русская рулетка», который в абсолютной точности повторяет герой оперы «Х». И это очень важный момент. Первая опера — земная, вторая — пространство в промежутке между смертью и… Третья — посмотрим… Опера была написана летом 2014 года, в станице Тацинской. Трилогия предполагает, что все три оперы будут звучать в один вечер. По сути — это три части «симфонического произведения», которые обличены в три камерные оперы. В итоге это будет неделимая форма. «Х» — это две дороги, которые обязательно пересекутся. «Х» — это неизвестное. Важно, что «Х» — никоим образом не русская буква Ему предстоит пройти классический, но в то же время казавшийся нелепым мифом до момента неизбежного «Х», путь, который уготовлен каждому из нас от момента смерти до божественного суда. На этом пути героя ожидает событие, выбивающееся из ожидаемого мистического сценария. Это внезапная встреча. Встреча с далёким, но до боли близким, молчаливым, но всегда чутко указующим верный путь мысли и действия. Всю земную жизнь он сопровождал героя, но чувствовал ли тот его присутствие, мог ли поверить в его неустанную заботу и любовь? Есть только один вопрос: можно ли что-то изменить, когда изменить ничего нельзя… Он является главным режиссером очень важной постановки Ростовского музыкального театра «Пиковая дама», которая состоялась 28 апреля. Конечно, это невероятно приоритетная задача. Но… Павел согласился поставить мою оперу. Для меня это невероятная честь. Юрий Алёхин и Алексей Хевелев. Репетиция. 2017 год. Исполнители оперы «Х» — Юрий Алехин и Евгений Мешков. Юра был одним из главных участников оперы «Русская рулетка». Всю оперу «Х» я писал именно для него, как для главного действующего лица. Женя Мешков — потрясающе тонкий артист и музыкант. Я с ним познакомился позже. Он очень здорово увидел роль ангела… Или не ангела… Именно его усилиями осуществлены все репетиции и организационные моменты. Ансамбль солистов Ростовской государственной филармонии, камерный оркестр. Большую роль в осуществлении проекта сыграла моя альма-матер, Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. Ростовская организация Союза композиторов России и Ростовская государственная филармония также внесли большой вклад в осуществление этого проекта Различные музыкально-визуальные проекты Сережи Сапожникова. Сольники Саши Яковлева… Это мои друзья. Они очень успешны. Я горд, что знаю их, что они мои земляки. Они потрясающе талантливы. Когда ты не музыкальный театр или не успешный нефтяник — это не просто, чтобы осуществить такой сложный проект. Все построено на дружеских взаимоотношениях и доверии. Записал С. Ильич More from my site |