Съёмки фильма «Я тебя люблю»
Невероятно, но факт: в Ростове снимают художественный фильм. Фотографии процесса подготовки и съёмок фильма сделаны. Репортаж со съёмочной площадки: http://www.dontr.ru/Environ/WebObjects/dontr.woa/wa/Main?textid=34128 Да, раньше тоже случалось, но тут особенность: и команда (за одним приятным исключением) местная и финансирование. Это первый проект частной фирмы «ST-видео». Работник студии — Сергей Синеок говорит, что они борются за право носить имя Ханжонкова. Владелец студии спрашивает: «А это хорошо или плохо?» Я же не пойму – с кем сражаться – если вокруг – никого? А с другой стороны вся жизнь – борьба. Иногда – без правил. Неписанные правила съёма диктовали в Ростове-папе делать кино про бандитов и людей (привет Балабанову:)) Галина Пилипенко. Фото Владимира Рузанова Так и начали – сценарий под названием «На районе» написал Руслан Кечеджиян –сын оператора картины Эдуарда Кечеджияна. Говорят, это первый его сценарий и списал он его со своей хорошо знакомой подружки – Молодости. Драки, криминал и всё такое, из названия вытекающее красной жидкостью (привет Пелевину). Съёмочная группа осмотрела ряд цыганских дворцов, слово «дома» не подходят – часть съёмок должно проходит там. Начали кастинг – будущих героев искали в подвальных качалках и спортивных секциях. Пацаны приходили и приводили с собой тёмное своё Прошлое и Настоящее. Большинство из них обладает артистизмом. А как же – они же «немножко грабят, немножко кидают» — нравиться и входить в доверие — часть их криминальной «профессии». А потом идея взяла, да и вышла за границы района. К моей, например, радости. И оказалось, что будут там не только жулики и авторитеты. В фильме три главных лица: Павел Костомаров – режиссёр и оператор –постановщик, снявший «Прогулку» с Учителем и «Простые вещи» с Попогребским и многие другие любопытные фильмы. И документалисты Александр Расторгуев и Сусанна Баранжиева («Мамочки», «Чистый четверг», «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», обладатели множества престижных кино-наград. Остальное – в Интернете). К 25 февраля — к первому съёмочному дню в фильме образовалось несколько сюжетных линий, и стал он называться щемящее-простенько: «Я тебя люблю». Вдруг очень тихо и очень кинематографично повалил снег. Такие хлопья Андерсен называл «белыми курицами». Хотя здесь, наверное, уместнее процитировать актёра Хью Лори (Доктора Хауса). Он в своей остроумной книге «Торговец пушками» написал: «Большие белые хлопья порхали в воздухе, будто последствия небесной драки подушками, покрывая всё вокруг, делая мир мягче и уютнее». Пока часть персонала устанавливала кран, а другая (на руках!) переносила чей-то мешавший «форд», я записывала интервью с женщиной. Которая жизнь облекает в слова. И наоборот. Сусанна Баранжиева Сценарист Галина Пилипенко: Какой смысл брать не актёров в игровое кино? Сусанна Баранжиева: Во-первых, взять куски цельной, настоящей жизни, потому что каждый человек-неактёр приносит свою, реальную историю. Во-вторых, это, наверное, особенность документалистов: втащить живую жизнь даже внутрь игрового кино. В третьих, люди, живущие своей жизнью, могут привнести невероятные истории.И потом это так авантюрно, интересно, захватывающе, что бы от этого отказать не можем!Хотя, может быть, у нас и будет несколько профессиональных актёров, но они, что называется. На подтанцовках. Г.П.: Почему рабочее название «На районе» не утвердили? С.Б.: Потому что все люди, которые пришли к нам рассказывали о чувствах, и мы поняли, что всё кино – это осколки всё той же темы – я люблю. Г.П.: Сколь ростовчан захотели засветиться на экране? С.Б.: В кастинге поучаствовало тысячу сто пятьдесят человек. Это 0,1 процент населения города. У нас несколько дней не работал телефон, но люди шли, шли,шли. Это доказывает: люди обожают кино. И им есть, что привнести в кино. Это драгоценное чувство: «Я могу». Приходят 7, 13, 20, 50, и даже 80-ти летние! Они хотят сниматься в кино. Г.П.: Если персонажи, врезавшиеся в память, но в фильм их не взяли? С.Б.: Таких много: человек 50. А историй ещё больше. И если человек не войдет «лицом», то войдёт своей историей. Г.П.: А если сценарист — сама жизнь, то, что делает Сусанна Баранжиева? С.Б.: Надо всё переплести. Это как бы кино, сделанное со случайными людьми, должно иметь абсолютно железную структуру. Иначе это не будет игровой историей. Такой причудливый фильм должен иметь целостный костяк. Этим я и занимаюсь: сращением. Г.П.: Что должно измениться в духовной ауре Ростова с выходом фильма? С.Б.: Я надеюсь, что каждый человек будет понимать: я могу сниматься в кино, и я могу снимать кино. Тем временем пять героинов и она героиня фильма, втискиваются в «Оку» и застревают на перекрёстке. Машина киношная вызывает реальный затор. На время съёмок улицу не перекрыли и все проходящее-проезжающие оказываются участниками процесса. Мгновенно вытягивается хвост из авто. Как водится кто-то тут же берётся «разруливать проблему» и кричит крайней «Ауди», чтоб сдала назад. Из окна авто раздаётся отчаянный крик блондинки: «Я задом не умею!» и столько в нём искренности, что улица взрывается хохотом. Это вам не Одесса. У нас в городе всё по-серьёзному-хмуро и это дорого стоит – заставить смеяться целую улицу. Я думаю, что перед съёмками на улице Семашко распылялась аромо-терапия и была разбита не только видимая тарелочка, но и невидимая склянка. На ее темном пузе аптекарского стекла было написано: «Магия кино». На латыни, разумеется. За всем происходящим наблюдает с противоположной стороны Семашко человек в меховом пирожке на голове. В таких стояли члены политбюро на трибуне перед мавзолеем и взирали на проходившие широкие народные массы. Как средство массовой информации я и подошла к ростовскому «члену политбюро» — мне шепнули, что это и есть продюсер, фильм финансирующий. От интервью продюсер необидно отказался. Объяснил, что пока рано – фильм не ещё не снят. А вот когда он построит 4 съёмочных павильона и купит ещё несколько камер – пожалуйста. Камера называется «Red One» — «Первая красная«. Забавно, если учесть, что привезена в Россию из Америки. Такая — по словам продюсера – только на Мосфильме, Ленфильме, у режиссёра Бекмамбетова. И теперь у нас — в Ростове. И это её первый «выход». На сегодняшний день бюджет фильма – полмиллиона долларов. Но, скорее всего его придётся увеличить: в период пост-продакшн потребуется продвижение. Подвыпивший парень моментально приклеивается к съёмочной группе. Его вежливо просят уйти, но он появляется то тут, то там и, наконец, придумывает – как ему быть полезным, а значит отсель негонимым. «А давайте я буду вашим хронометром!» — радостно предлагает он – «Буду время вам говорить». Съемочная площадка перед витриной магазина мужской одежды на углу Семашко и Социалистической не огорожена, и уже неотличимо: какой автомобиль киношный, а какой просто так. Зато каждый прохожий – участник. Два режиссера и сценарист объявили актерскую профессию испорченной. Александр Расторгуев называет их бредами недопитами. А может быть «недопитыми». Александр Расторгуев РЕЖИССЁР Г.П.: Рашид Нугманов в «Игле» снял рок-музыканта Виктора Цоя и радиоведущую Марину Смирнову. Это у нас. У них — Ларс фон Триер есть. То есть пальму первенства не возьмёшь. Почему же тогда? А.Р.: Профессиональные актёры испорчены профессией. У них сломан механизм, который внутри вырабатывает настоящий наркотик мозга, кайф, подлинную любовь. Они же, как бы любят, как бы живут. Они всё время смотрятся в зеркало: как я выгляжу? Хорошо? Красиво я стою? Или нет? И это уже не вытравить. К сожалению.Непрофессиональные актёры – то есть люди. То есть мы, надеюсь, живём честнее, и от этого в кадре возникает естественная энергия. Г.П.: Съёмки начались, а кастинг продолжается. Не впали ли вы в зависимость? Не адреналинитесь ли вы таким способом? С.Б.: За это время к нам пришло такое количество будущих звёзд! Пятерым из них я гарантирую большое будущее кино. И когда я утром встаю, я думаю: а, может быть, сегодня к нам придёт ещё одна звезда? Такое ощущение! В этом, да, есть зависимость. Г.П.: А можно фамилии пятерых? А.Р.: Пока нет. Г.П.: У тебя 4 документальные работы и это первый художественный осколочек тарелки? А.Р.: В моей биографии уже есть один. С картины Попогребского, в которой я работал, точнее, учился жизни и пониманию что такое команда в игровом процессе. Я у него дрова в печку подносил. Картина еще только готовится к выходу. Г.П.: Другой ростовский режиссёр Виталий Манский в документальном фильме «Девственность» платил девушке-проститутке, снимавшейся в картине. Таким образом, он признался, что вмешивался в процесс жизни. У вас будут денежные провокации? А.Р.: У нас заложены в бюджете выплаты актёрам за работу. В нашей истории деньги не мешают правде, а помогают двигаться вперёд. Если бы мы снимали неигровым способом, мы бы трудились год – чтобы увидеть плоды труда своего на большом экране. Деньги в этой истории существуют и это правильно. Г.П.: Что ты хочешь изменить в духовной ауре города? А.Р.: Я хочу, чтобы стало больше любви. И чтобы многие люди, которых я люблю, узнали наконец-таки об этом и поверили мне. Снова появляется человек-циферблат и требует к себе внимания. «Брат – просит Расторгуев – уйди по-хорошему! Иначе мне придётся тебя…». Хронометр уходит. По-хорошему. На вопросы прохожих «Что тут происходит?», охотно отвечает продюсер: «Кино снимается. Интересное. Художественное». В подготовительный отрезок, Расторгуев спрашивает: нет ли случайно у меня такой знакомой личности, от которой ни взгляд, ни ухо нельзя отвести? Случайно есть. Модельер Матильда. Распространяет вокруг себя зону такого особого влияния, что пора говорить о мальтизации всей страны. И мы отправляемся в дом к женщине, уверяющей, что ее одежда действует как кокаин. На гранитном фасаде – каменные же буквы «MATILDA». В окнах – нарядные манекены — первый этаж магазин. Всегда закрытый. «А как же к вам покупатели заходят?» – недоумевает Расторгуев». «Никак – сообщает Матильда – пешеходы нас не интересуют». В магазине стоит широкая кровать. Матильда уверена, что именно так нужно продавать одежду – раскладывая на кровати. Словно вы уже собрались в ней куда-то идти. Когда платья висят на плечиках – совсем другой эффект. Она считает, что одежда унисекс, например, джинсы – снижает уровень рождаемости. Мужчины не желают женщин. На втором – жилом этаже общее пространство – гостиная-спальня-детская. Душ, унитаз и три раковины отделены прозрачным стеклом. «А как вы, извините, на унитазе сидите? – обеспокоено спрашивает Костомаров – Дети же увидят?» «Не утруждаясь – парирует Матильда. – а от детей секретов нет. И потом они вечно заняты своими делами. Внук Доменик спасает мир. Ну и так далее». На одной кроватке висит костюм спайдермена – это домашняя одежда Доменика. Возвращается из садика и сразу натягивает на себя красно-синюю паутину. И накидку. Под другой кроваткой – коньки – внучка передвигается по дому только так. А три раковины – чтобы утром стресс не получать – когда всем нужно почистить зубы и никуда не опоздать. Матильда даёт для нас «авторский обед» — чёрный рис со шпинатом, осетрина и блинчики по-венгерски — с яблоками и сахарной пудрой. Но вкуснее всего – слова Матильды. Они так сладко осыпают, припудривают мозг. Таким своеобразно-говорящим людям, как Матильда, нужно быть писателем. Но она уже модельер. Ну, тогда, хотя бы биографа иметь. МАТИЛЬДА МОДЕЛЬЕР «Я немножко в моде Робин Гуд: я забираю у воров и раздаю другим. Если я делаю гадость, то только спасибельную. Я прописываю женщинам пластические операции, но не ножом, а Матильдой. Моя одежда уменьшает на несколько размеров». Её прерывают — принесли счета – «Коррупция пришла» — вздыхает Матильда подписывая. Матильду приглашают на одну из главных ролей в будущем фильме. Объясняя суть, Сусанна рассказывает историю любви Параджанова и Лили Брик. А Матильда замечает, что из-за мужчин на тропу войны выходят женщины. А вот дети рождаются только от творчества. В картине Матильде предстоит встретиться с художником – его сыграет Иван Мирошниченко. Впрочем, в фильме он «два в одном» – и актер, и художник картины. Пока что он через трафарет распыляет на стене дома заверение: «Я тебя люблю». Он в майке с логотипом Макдоналдс. Только когда присмотришься, название читается как «марихуана». ПАВЕЛ КОСТОМАРОВ РЕЖИССЁР (Г.МОСКВА) Г.П.: Истории, которые рассказывают потенциальные кинозвезды на кастинге, так потрясают вас, что вы постоянно меняете сюжет? П.К: Да! Мы отказались от жёсткого, конкретного и понятного сценария из-за страха потерять кусок жизни. В России кризис игрового кино. Все научились зализывать, заштукатуривать реальность. Всё превратилось в магазин и дорогое кафе. Жизнь стала глянцевым журналом. Мы хотим другого. Мы уверены, что интересны люди, что все эти сверхкомпьютерные, сверхнакрашенные, напомаженные коммерческие проекты на самом деле терпят фиаско. Последнее что было – это «Обитаемый остров» Бондарчука. Это ж компьютерная игра на экране. Зачем это надо? Играйте в компьютерные игры на компьютере. В кино должна быть жизнь. Должны быть «Летят журавли», настоящая любовь, страсть, чувства – вот этого мы хотим. Г.П.: А кто в фильме второй режиссёр, а кто первый? П.К.: Мы оба равны. Г.П.: Разве так бывает? Я читала, что когда Рязанов и Брагинский писали совместные сценарии, то тот, кто успевал улечься на диван. Тот диктовал, а другому приходилось печатать на машинке. П.К.: У нас по чётным дням один режиссёр. А по нечетным – другой. Г.П.: Люди без профессиональной подготовки будут текст выучивать? П.К.: Они будут проживать предлагаемые обстоятельства со своим текстом. Вообще же будут разные ситуации. Одни весь фильм промолчат, другие станут говорить без пауз, но мы потом звук уберём. Сборная солянка будет. С разнообразными актёрами. И мы работаем по-разному. Но есть и обычное: производство, репетиции, костюмы. Ставка и основной упор – на непрофессиональных актёров, на молодых и активных людей. Мы для этого и кастингуем людей и нам люди больше всего интересней и всё в их руках, когда они приходят… И сценарий опять гибко меняется, когда они приносят с собой такую энергетику, свою семью, свой дом! За ними это сразу всё встаёт – буквально 20 минут достаточно поговорить! Мы плавно отклоняемся от жёсткости схемы, чтоб подстроить под него и человека удержать. Г.П.: Что ты хочешь изменить этим фильмом? П.К.: Я хочу, чтобы я изменился. Стал лучше. Я хочу, чтобы название фильма звучало чаще вне контекста фильма. Просто, чтоб его говорили чаще, везде, во всём. Из снежного ниоткуда возникает человек-часы. В руках — роза невыносимой, дивной красоты. Под крупными хлопьями неостановимо падающего снега она выглядит совершенно фантастично. Часы доверительно сообщают: «Я хочу розу подарить девушке. Но такой, чтоб она из этого кино была«. Отправляю его к Сусанне Баранжиевой. В арендованной витрине магазина установлена камера. Она наблюдает жизнь. Позже (по сценарию) стекло разобьют, а камеру украдут, но до этого момента вращающаяся камера простоит полтора месяца. День и ночь она записывает всех, желающих заглянуть в нее. Снятое войдет в фильм. Но создатели картины хотят не столько видео, сколько звука — чтоб люди чаще говорили: «Я тебя люблю». А мне доверили страшно-приятную миссию: донести тарелку с автографами всех главных киношников до съёмочной площадки. Костомаров примеривается и ба-бах! Разбивает культовую посудину о ножку штатива. Прощаясь, спрашиваю у продюсера: «Не могут ли у него, случайно закончиться деньги? И тогда конец проекту? Мне б этого очень не хотелось, я уже на сентябрь отпуск взяла, и цветные метёлочки-махалочки собралась покупать, что б быть настоящей группой поддержки в Венеции, где будет премьерный показ фильма». Продюсер заверяет: денег достаточно. С собой уношу осколок тарелки. Мне досталась буква «А» — начало. Галина Пилипенко С сокращениями опубликовано в мартовском номере журнала «Аэрофлот Дон» More from my site |